Ревизионная комиссия

Средние и крупные организации могут создавать ревизионные комиссии. Уставом может быть предусмотрено исполнение функций ревизионной комиссии аудитором, не связанным имущественными интересами с обществом, членами совета директоров общества. Общее собрание акционеров утверждает положение о ревизионной комиссии, в котором определяются статус, состав, функции, полномочия ревизионной комиссии, порядок деятельности и отношения с иными органами управления обществом.

Ревизионная комиссия осуществляет регулярные проверки и ревизии финансово-хозяйственной деятельности и текущей документации общества не реже одного раза в год. Проверки могут проводиться по поручению собрания акционеров, совета директоров, акционеров, владеющих в совокупности не менее, чем 10% обыкновенных акций, а также по инициативе самой комиссии.

Ревизионная комиссия осуществляет:

1. проверку законности заключенных от имени общества договоров, совершаемых сделок.

2. анализ соответствия ведения бухгалтерского учета существующим нормативным положениям.

3. проверку соблюдения в финансово-хозяйственной и производственной деятельности установленных норм, нормативов, правил, Гостов

4. анализ финансового положения общества, его платежеспособность, ликвидность активов, соотношение собственных и заемных средств.

5. выявление резервов улучшения экономического состояния и выработку рекомендаций для органов управления обществом.

6. проверку правомочности решений, принятых советом директоров и правлением, их соответствия уставу общества и решениям собрания акционеров.

7. анализ решений собраний акционеров, вносит предложения по их изменению при расхождениях с законодательством и нормативными актами министерств и ведомств.

Ревизионная комиссия в целях надлежащего выполнения своих функций имеет право:

1. получать от органов управления обществом, его подразделений и служб, должностных лиц все затребованные документы, необходимые для работы материалы, изучение которых соответствует функциям и полномочиям ревизионной комиссии.

2. требовать от полномочных лиц созыва заседаний правления, совета директоров, собрания акционеров в случаях, когда выявление нарушений в производственно-хозяйственной, финансовой, правовой деятельности или угроза интересам общества требует решения по вопросам, находящимся в компетенции данных органов управления обществом

3. требовать личного объяснения от работников общества, включая любых должностных лиц, по вопросам, находящимся в компетенции ревизионной комиссии.

4. привлекать на договорной основе специалистов, не занимающих штатных должностей в обществе.

5. ставит перед управляющими органами общества вопрос об ответственности работников общества, включая должностных лиц, в случае нарушения ими положений, правил, принимаемых обществом.

Ревизионная комиссия обязана:

1. своевременно доводить до сведения собрания акционеров, совета директоров результаты ревизий в форме письменных отчетов, докладных записок, сообщений на заседаниях органов управления обществом

2. соблюдать коммерческую тайну, не разглашать сведения, являющиеся конфиденциальными, к которым члены ревизионной комиссии имеют доступ при выполнении своих функций

3. требовать от уполномоченных органов созыва внеочередного собрания акционеров в случае возникновения реальной угрозы интересам общества.

Ревизионная комиссия представляет в совет директоров не позднее чем за 10 дней до годового собрания акционеров отчет по результатам годовой проверки в соответствии с правилами и порядком ведения финансовой отчетности и бухгалтерского учета.

Тема №6: Порядок проверки смет и бюджетов центров затрат, ответственности и бюджетирования государственными ревизорами.

В настоящее время вся хозяйственная деятельность по работе с бюджетом сосредоточена в Управлениях финансового казначейства. Эти управления расположены во всех субъектах муниципальных и городских администраций.

Комплексная ревизия деятельности начинается с проверки бюджетных доходов и расходов. Основным правилом бюджетной работы является сбалансирование доходов и расходов бюджетов в каждом квартале. Проверка правильности и обоснованности расходов, предусмотренных по бюджету, проводится отдельно по каждому направлению. При ревизии составления бюджета проверяется следующее:

· правильность составления бюджетной документации

· наличие расчетов бюджетных назначений по доходам и расходам по каждой статье

· соответствие сводных смет сметам по каждой статье

· обоснованность расчетов к утвержденным сметам бюджетных учреждений

· своевременность доведения смет до подведомственных организаций.

В ходе проверки ревизоры проверяют правильность определения ФОТ, соблюдение утвержденных норм на питание, медикаменты, составление специальных смет на средства и суммы по экономии бюджетных организаций.

Задача ревизии состоит в проверке мероприятий, направленных на выявление резервов, мобилизацию средств, необходимых для обеспечения финансирования, предусмотренного бюджетом.

Законом о счетной палате определено, что этот постоянно действующий орган финансового контроля проводит комплексные ревизии и тематические проверки, в ходе которых на основе документального подтверждения законности производственно-хозяйственной деятельности, достоверности бухучета и финансовой отчетности определяется своевременность и полнота взаимных платежей проверяемого объекта и федерального бюджета.

Право проведения финансовых ревизий предоставлено Минфину и его территориальным контрольно-ревизионным органам. Ревизии проводят контрольные финансовые подразделения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов федерации и местного самоуправления.

Ревизия охватывает все направления финансово-хозяйственной деятельности организации. Ревизор начинает работу с установления соответствия осуществляемой организацией деятельности ее учредительным документам. В ходе ревизии проверяющие должны документально и фактически убедиться в обоснованности операций с денежными средствами и ценными бумагами, кредитных и расчетных операций, расчетов сметных назначений, проверить исполнение смет расходов, полноту и своевременность расчетов с бюджетов и внебюджетными фондами. В бюджетных организациях особое значение имеет проверка использования средств по целевому назначению.

Важным разделом ревизии является проверка операций с основными средствами и нематериальными активами, инвестиций.

Только путем проведения сплошной ревизии можно получить обоснованные ответы на поставленные программой ревизии вопросы. Так обстоит дело с содержанием ревизии, обеспечивающим объективность ее результатов. Важным условием объективности выступает сложившаяся организационно-правовая практика оформления результатов ревизии. Обычно по результатам ревизии составляют акт, который подписывают и проверяющие и проверяемые. Подпись согласованно подтверждает, что содержание акта ревизии аргументировано, отражает положение дел на проверяемом объекте.

Тема №7: Внутрихозяйственный контроль в коммерческих предприятиях.

Система внутрихозяйственного расчета организуется руководством предприятия и она предназначена для организации труда в подразделениях, контроля за исполнением распоряжений руководства, должностных обязанностей персонала, соблюдением дисциплины и является частью системы внутреннего контроля.

Внутрихозяйственный расчет – это система мер, организованных руководством предприятия и осуществляемых на предприятии с целью наиболее эффективного выполнения всеми работниками своих обязанностей при совершении хозяйственных операций. Внутренний контроль определяет законность этих операций и их экономическую целесообразность.

Целями организации системы внутрихозяйственного расчета на предприятии являются:

1. осуществление упорядоченной и эффективной деятельности предприятия

2. обеспечение соблюдения политики руководства каждым работником предприятия

3. обеспечение сохранности имущества предприятия.

Руководство предприятия обязано обеспечить организацию и поддержание на должном уровне такой системы внутреннего контроля, которая являлась бы достаточной для того, чтобы:

1. бухгалтерская отчетность давала верное и объективное представление о предприятии в целом

2. средства предприятия не могли быть незаконно присвоены или неэффективно использованы

3. все отклонения от планов своевременно выявлялись, анализировались, а виновные несли ответственность

4. внутренняя отчетность оперативно передавалась лицам, уполномоченным принимать управленческие решения, для ее оптимального использования.

Объектами внутрихозяйственного расчета являются циклы деятельности организации – циклы снабжения, производства и реализации. Методы, используемые при осуществлении внутрихозяйственного расчета, разнообразны и включают элементы таких методов, как:

· бухгалтерский финансовый учет (счета и двойная запись, инвентаризация и документация, балансовое обобщение)

· бухгалтерский управленческий учет (выделение центров ответственности, нормирование затрат)

· ревизия, контроль, аудит (проверка документов, арифметических расчетов, соблюдение правил учета отдельных хозяйственных операций)

· теория управления

Внутренний контроль организуется исходя из целей и задач управления предприятием. Государством регламентируются только основные направления внутреннего контроля – порядок проведения инвентаризации, правила организации документооборота, рекомендации по организации аналитического учета. Руководство предприятия самостоятельно устанавливает состав, сроки и периодичность контрольных процедур. Главный принцип организации внутреннего контроля – целесообразность и экономичность.

Функции внутрихозяйственного расчета:

1. контроль полномочий – контроль, обеспечивающий выполнение только тех операций, которые действительно способствуют развитию организации. Такой контроль должен предотвращать злоупотребления и отсеивать операции, в которых нет необходимости.

2. контроль документального оформления - контроль, обеспечивающий отражение всех разрешенных операций в учетных регистрах.

3. контроль сохранности – контроль, способствующий тому, чтобы принятое к учету имущество не могло быть неправильно использовано или незаконно присвоено..

В процессе контроля при внутрихозяйственном расчете перед осуществляющими его работниками ставится семь задач:

1. полнота учетных данных (данные по всем хозяйственным операциям должны быть отражены в бухгалтерских регистрах и соответствовать задачам анализа)

2. точность учета данных (данные по всем хозяйственным операциям должны быть отражены в бухгалтерских регистрах правильно и в соответствующий временной промежуток)

3. законность хозяйственных операций

4. полнота записей (данные, содержащиеся в архивах, документах и отчетах должны отражать все хозяйственные операции)

5. хранение документов на бумажных носителях или ЭВМ

Система внутрихозяйственного расчета включает в себя ряд элементов: контрольная среда, система бухгалтерского учета, процедуры внутреннего контроля.

Под контрольной средой понимают осведомленность и практические действия руководства экономического субъекта, направленные на установление и поддержание системы внутреннего контроля. Контрольная среда включает в себя элементы:

· стиль и основные принципы руководства предприятием

· организационная структура предприятия

· осуществляемая кадровая политика

· распределение ответственности и полномочий

· порядок осуществления внутреннего управленческого учета и подготовки отчетности для внутренних целей

· соответствие хозяйственной деятельности экономического субъекта в целом требованиям действующего законодательства

Диагностика контрольной среды предприятия начинается с построения его организационной структуры. Анализ информационных потоков помогает понять механизм работы предприятия. Цель анализа информационных потоков – выявление мест дублирования, избытка и недостатка информации, причин ее сбоев и задержек. Наиболее распространенный метод анализа информационных потоков – составление графиков информационных потоков.

Система бухгалтерского учета при внутрихозяйственном расчете включает следующее.

1. учетная политика и основные принципы ведения учета

2. организационная структура подразделения, ответственного за ведение бухгалтерского учета и подготовку отчетности

3. распределение обязанностей и полномочий между работниками, принимающими участие в ведении учета и подготовки отчетности

4. организация подготовки, оборота и хранения документов, отражающих хозяйственные операции

5. порядок подготовки бухгалтерской отчетности

6. программное обеспечение, применяемое для ведения учета и подготовки отчетности

На предприятиях применяются процедуры контроля. Процедуры контроля направлены на предотвращение, выявление и исправление ошибок и искажений, которые могут возникнуть в процессе учета хозяйственных операций. В системе внутрихозяйственного расчета существует много различных процедур контроля, каждая из которых должна предотвращать ошибки определенного вида и искажений информации. Некоторые категории ошибок и искажений встречаются чаще:

1. записаны хозяйственные операции, которых не было в действительности

2. фактически совершенные операции не были записаны на счетах

3. совершены и записаны несанкционированные операции

4. хозяйственные операции записаны не на тех счетах

5. записанные суммы не точны

6. хозяйственные операции учтены не на тот период

Основные направления контроля операций:

1. реальность операций заключается в том, что зарегистрированные операции действительно должны быть зарегистрированы (сверка документов об отгрузке со счетами-фактурами до того, как продажа зафиксирована)

2. полнота. Посредством процедур контроля проверяется не пропущены ли при регистрации фактически совершенные операции. Если товары отгружены, то каждый документ об отгрузке должен сверяться со счетом-фактурой.

3. разрешение. При помощи процедур контроля проверяется, санкционировались ли операции до того, как они были учтены.

4. процедуры, направленные на проверку правильности исчисления записанных сумм. (цена*количество)

5. классификация (контроль правильности отнесения операций на субсчета)

6. учет. Включает в себя контрольные процедуры проверки того, что полностью ли завершен учет данных операций и соответствует ли учет общепринятым бухгалтерским стандартам)

7. периодизация.

Эффективность внутреннего контроля предполагает распределение обязанностей между теми, кто осуществляет процедуры бухгалтерского учета и контроля, и теми, кто работает с активами. Распределение обязанностей также предусматривает выдачу разным лицам разрешения на ведение какого-либо определенного класса операций, выполнение процедур контроля в процессе обработки данных, осуществление контроля за выполнением таких процедур. Такая организация позволяет уменьшить вероятность возникновения ошибок, ограничить возможность злоупотреблений с активами.

Тема №8: Внутренний контроль и система мер по ограничению риска и безопасности хозяйственной деятельности фирмы

Понятие «риск» характеризует возможность отклонения от намеченного пути и является следствием наступления какого-либо неблагоприятного события, которое проявляется из-за неопределенности и является следствием неточных прогнозов. Под неопределенностью понимается неполнота или неточность информации об условиях, связанных с исполнением отдельных плановых решений, за которыми могут быть определенные потери. На практике можно наблюдать три вида неопределенности.

Первая – незнание всего того, что может повлиять на деятельность организации.

Вторая – это случайность. В любом прогнозируемом событии могут быть отклонения в результате каких-то случайных внешних воздействий. Это и отказ от работы какого-то технического аппарата, и срыв в материальном обеспечении процесса производства.

Третья разновидность – это неопределенность противодействия. Например, для строительной организации это непредсказуемое поведение конкурентов и заказчиков. Могут быть срыв в исполнении договорных обязательств.

Проблема риска и прибыли – одна из итоговых в экономической деятельности. В общем плане управление рисками сводится к выполнению следующих действий:

· анализ рисков за предшествующий период (частота и вероятность их появления)

· анализ складывающихся экономических тенденций на макро- и микроуровне и научное предвидение их развития

· выявление возможных рисков при реализации того или иного инвестиционного проекта и их влияние на финансовое состояние предприятия

Для учета, анализа и управления рисками необходима их классификация.

Технологический риск. При инвестировании средств при реализации различных проектов возникает неопределенность, вызванная самим характером технологического процесса.

Рыночный и операционный риск. Данный вид риска связан с условиями рынка, в которых осуществляется проект. Максимальный рыночный риск существует там, где сбыт не гарантирован, и поэтому методы борьбы с данным риском сводятся к минимизации зависимостей результатов проекта от рынка.

Финансовый риск инвестора связан с возможностью изменений на финансовом рынке. Он имеет два источника: инфляция и цены, динамика процентных ставок и валютного курса.

Политический риск обусловлен возможностью изменения общественно-политического климата в стране, в которой осуществляется проект.

Экологический риск состоит в возможности дополнительных издержек, связанных с нарушением экологии.

Кредитный риск существует там, где инвестиции направленные в основные фонды, производятся из заемных средств. Риск не погасить основной долг и проценты.

Принято разделять риски на две группы.

К первой группе относятся статичные риски, т.е. риски, которые могут вызвать потери, отраженные в балансе по завершению отдельного периода работы организации.

Ко второй группе относятся динамичные риски, в группе которых оценивается возможность потери или расхода от деятельности организации, вызванные изменениями во внешней для организации среде. Главным образом это изменения, относящиеся к поправкам экономического и социально-политического курса страны в целом.

Тема№9: Ревизия – инструмент финансово-хозяйственной деятельности фирмы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: