Особенно права и правосознания индусов

Большинство отраслей современного индийского права сложилось под воздействием британского права в колониальный период. Поэтому Индию причисляют к семье общего права. Наряду с индийским правом, которое применяется ко всем лицам вне зависимости от национальности и вероисповедания, в Индии продолжают действовать религиозные системы индусского и мусульманского права.

Индусское право – право общины, исповедующей индуизм. Как и мусульманское право, связано с религией, изначально было направлено на регламентацию всех аспектов общественной жизни. В индусской системе права выделяют следующие источники:

1. Веды. Это сборники индийских религиозных песен, молитв, гимнов. Время создания – 2 тыс. до н. э. Один из самых слабых источников.

2. Смрити. Это «юридические справочники», «дарованная» мудрость жрецов и учёных. Середина 1 тыс. до н. э.

3. Дхарма-сутры. Это книги по вопросам права, детально разъясняющие правила поведение по отношению к богам, царям, жрецам, предкам, соседям и животным.

4. Дхарма-шастры. Обширные своды правил, которые приписываются известным учёным. Законы Ману – наиболее известные.

5. Нибандхазы. Это комментарии к Дхарма-шастрам, цель которых – сделать понятным их смысл простым людям, разрешить явные противоречия между различными Дхарма-шастрами. Время создания: 11 – 18 вв.

Основой индусского права никогда не были нормы, зафиксированные в письменной традиции. Синкретический (смешанный) характер индийского общества мог быть разрушен единой и одинаковой для всех правовой системой. Это одна из причин, благодаря чему закрепилось английское право.

Индийское правосознание.

Законопослушный индус – не только тот, кто соблюдает установленные правительством законы, но прежде всего тот, кто следует праву религиозной общины индусов. Т.е. правосознание основывается на восприятии светских законов через призму религиозной философии индийцев. Задача – осмысление основ мироздания и поиск правильного пути.

Существует множество черт, с которыми связана специфика правосознания индусов. Среди них можно выделить следующие:

1. Традиционная индуистская этика. Индусы миролюбивы, даже пассивны, из-за чего мало конфликтов. Ганди – не основа, истоки глубже. Понятно, были исключения.

2. Сложная система обрядов, табу, заповедей, например, учение о 4 ашрамах (4 этапа жизни, где-то по 21 год: брахмачарья (ученичества), грихастрата (домохозяина), лесного отшельничества, отречения). Кшатрий – 3 этапа, вайшья – 2 этапа. Сейчас нет чёткого следования.

3. Кастовая система. Варна – сословие, каста – «профессия».

4 варны выделяются. Верхняя варна (дважды рождённые). Нижняя варна. Неприкасаемые (как правило, местное дравидийское население). Нет особых генетических различий между маркерами генетическими на севере и юге Индии, но внешнее отличие, культурное осталось.

Сейчас многие говорят, что не 4 варны, а 4 касты. Сегодня каст от 3 до 15 тысяч каст. В грубом выраджении варна – сословие, каста – родовая профессия.

12 октября 2011 г.

Суть кастовой системы в том, что каждый человек в обществе имеет свою систему, свои права, обязанности, функции. Согласно законам Ману, «лучше плохо выполнять свои собственные обязанности, чем хорошо исполнять обязанности других».

Более 80 % индийцев исповедуют индуизм.

Необычайная разобщённость, гетерогенность индийского общества, отсутствие его сплочённости, при том, что оно продолжает существовать доминирующей системы индуизма, позволяет Индии избежать эволюции в сторону авторитаризма. Социальные конфликты на нижнем уровне гасятся на том же нижнем уровне.

Особенности полит. системы Индии. Политические партии.

Полит. система Индии характеризуется последовательным демократизмом.

В стране огромное кол-во институтов гражданского общ-ва, функционирующих на уровне федеральном и штатов, деятельность их ограничена только законом. Нет административного ресурса, традиций. Например, полит. партий несколько сотен. Профсоюзов более 30 тыс. СМИ около 20 тыс. Общ. и религиозных объединений – десятки тысяч.

В Индии нет специального закона о полит. партиях. Формальных требований к их созданию немного. Больших общеиндийских партий насчитывается всего около десятка. Наиболее крупные (2): ИНК (индийский Национальный Конгресс) и БДП (Бхаратия-Джаната парти). Можно сравнить с западниками и почвенниками в России 19 в. Первая за западные ценности, вторая проповедует традиционные индуистские ценности.

ИНК – старейшее полит. объединение в Индии, место сосредоточения национально-освободительной борьбы. Её представителями были крупнейшие полит. и общ. деятели Индии. Махатма Ганди. Джавахарлал Неру, его дочь Индира Ганди, её сын Раджив Ганди, его жена кто-то там Ганди.

Религия ситхов – смесь индуизма и ислама.

ИНК часто раскалывалась. Часто говорят ИНКИ (ИНК Индиры Ганди), если ИНК социальная (?) и другие отколовшиеся партии.

БДП. Индийская Народная Партия – нормальное название, но в русской литературе почему-то говорят «БДП». Правая националистическая партия. Индуисские ценности в центре. В 1980 г. создана. Основатели: Атал Вихари Ваджпаи и Лау Кришна Адвани. Партия являлась правящей с 1998 по 2004 гг.

Есть третье звено в полит. системе. Левый фронт. Это различный коммунистические партии. В Индии их около десятка. Они в значительной мере контролируют профсоюзы и другие массовые социально-экономические движения. Левый Фронт представлен в нижней палате Парламента. В последние годы БДП и ИНК приходится искать компромиссы с Левым Фронте.

Референдумы и народные инициативы на общефедеральном уровне не поддерживаются. Принято считать, что этому мешает многочисленность населения и недостаточность инфраструктуры. Сейчас кое-где нет электричества (в СССР проблема решена ещё в 1920-е гг.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: