3. Органы государственной власти (Советы) Башкирской АССР формируются трудящимися республики путем свободных демократических выборов. Новая Конституция республики восприняла и углубила демократическое содержание основных принципиальных положений ранее действовавшей Конституции Башкирии, которыми определялась ее избирательная система. В соответствии с Основным Законом Башкирской АССР выборы депутатов во все Советы производятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (ст. 79).
Конституция СССР 1930 года предоставляла гражданам право участвовать в выборах с 18-летлего возраста, быть избранными в местные Советы — с 18 лет, в Верховные Советы автономных республик — с 21 года. В настоящее время граждане, достигшие 18 лет, имеют возможность не только принимать участие в выборах, но и быть избранными как в местные Советы, так и в Верховный Совет автономной республики (ст. 80 Конституции Башкирской АССР).
Советская избирательная система обеспечивает равенство для всех избирателей. Говоря о том, что выборы во все Советы у нас являются равными, которое означает право каждого избирателя иметь только один голос, т.е. при выборах в данный Совет он может проголосовать только один раз и заноситься только в один список избирателей. Вслед за Основными законами СССР и РСФСР Конституция Башкирской АССР, утверждает принцип тайного голосования, указывает, что «…контроль за волеизъявлением избирателей не допускается» (ст. 83).
Кандидаты в депутаты выдвигаются организациями Коммунистической партий Советского Союза, профессиональных союзов, Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи, кооперативными и другими общественными организациями, трудовыми коллективами, а также собраниями военнослужащих по воинским частям (ст. 84). Это происходит на общих собраниях рабочих и служащих, крестьян и военнослужащих. Гражданам и общественным организациям гарантируется свободное и всестороннее обсуждение политических, деловых и личных качеств кандидатов в депутаты, а также право агитации на собраниях, в печати, по телевидению и радио.
В преддверии выборов в местные Советы народных депутатов, состоявшихся 21 июня 1987 года, в законодательство союзных республик, регулирующее порядок их организации и проведения, были внесены частичные изменения. В крупных коллективах стало возможным выдвигать кандидатов в депутаты на собраниях коллективов цехов, участков, смен, бригад и других производственных подразделений, а на предвыборных собраниях рекомендуется рассматривать не одну, а несколько кандидатур по избирательному округу. Впервые в порядке эксперимента проводились выборы в некоторые местные Советы (в Башкирии — в Баймакском районе) по многомандатным избирательным округам, которые были образованы путем объединения нескольких округов, прежде существовавших в их пределах. Как правило, число кандидатов в таких округах превышало количество мандатов. Все кандидаты, получившие более 50 процентов голосов, считаются избранными в состав соответствующего Совета, но поскольку число мандатов по округу определенное, то депутаты, получившие меньшее число голосов, становятся резервными. Эксперимент позволил избирателям выразить снос отношение к более широкомукругу кандидатов. Примечательно, что газеты дали подробные сообщения о результатах выборов с указанием количества кандидатов, не избранных депутатами, а также количества округов, где выборы были признаны недействительными или несостоявшимися. В Башкирии 10 кандидатов не были избраны депутатами, в том числе один по многомандатному избирательному округу. Это яркое свидетельство торжества социалистической демократии.
Ст. 85 Конституции Башкирской АССР устанавливает, что гражданин республики, как правило, не может быть избран более чем в два Совета народных депутатов. Этим требованием преследуется цель о привлечении как можно большего количества трудящихся к участию в государственном управлении, а также стремление к пополнению представительных органов свежими силами.
Коммунисты и беспартийные на выборах депутатов в представительные органы власти выступают в едином блоке, так как известно, что цели партии — цели парода.
Ныне действующая Конституция СССР внесла изменения в сроки полномочий Советов. По Конституции 1936 года Верховные Советы автономных республик избирались на четыре года, а местные Советы — на два года. В настоящее время срок полномочий Верховных Советом автономных республик увеличен до пяти лет, а местных Советов (городских, районных, районных в городах, поселковых и сельских) — до двух с половиной лет. Это положение закреплено и в ст. 74 Конституции Башкирской АССР. Увеличение сроков полномочий Советов позволяет более полно координировать их деятельность с перспективным пятилетним планированием.
Внесено существенное изменение в правовую регламентацию организации выборов в Советы. Если ранее они определялись Положениями, которые утверждались Президиумом Верховного Совета СССР, Президиумами Верховных Советов союзных и автономных республик, то в настоящее время — Законами Союза ССР, союзных и автономных республик. В Башкирии это правило закреплено в ст. 85 Основного Закона республики.
Закон о выборах в Верховный Совет Башкирской АССР был принят 29 декабря 1978 г. В основе его находятся положения Конституции СССР, Конституции РСФСР и Конституции Башкирской АССР, которые закрепляют Действующие принципы советской избирательной системы и порядок организации выборов в республиканские и местные органы власти. При подготовке проекта Закона были учтены положения соответствующих Законов СССР и РСФСР, ранее действовавшее законодательство о выборах в высший орган государственной власти автономной республики и многолетняя местная практика. По сравнению с прежним Положением в Законе существенно расширен круг регулируемых вопросов подготовки и проведения выборов, в нем содержатся нормы, регулирующие практически всю совокупность отношений, возникающих в процессе подготовки и проведения выборов.
В ранее действовавших Конституциях союзных и автономных республик устанавливалась норма представительства в Верховном Совете каждой республики и с ростом численности населения возникала необходимость соответственно увеличивать и число депутатов в Верховном Совете. В настоящее время всеми Конституциями союзных и автономных республик установлено постоянное количество депутатов в Верховном Совете республики. Среди автономных республик самым представительным по количеству является Верховный Совет Башкирской АССР — 280 депутатов (ст. 93 Конституции).
Избирательные округа образуются Президиумом Верховного Совета Башкирской АССР, им же для каждых выборов устанавливается норма населения на округ, однако, при определении границ избирательных округов учитывается административно-территориальное деление Башкирской АССР (ст. 14 Закона о выборах в Верховный Совет Башкирской АССР).
Для выборов в местные Советы народных депутатов Башкирской АССР избирательные округа образуются в следующем количестве: в районный совет — от 75 до 150, в городской Совет городов республиканского подчинения — от 75 до 500, в городской Совет городов районного подчинения — от 50 до 150, в районный в городе Совет — от 75 до 350, в поселковый (сельский) Совет — от 25 до 75.
В пределах этих норм число избирательных округов для выборов в каждый районный, городской Совет городов республиканского подчинения, определяется Президиумом Верховного Совета Башкирской АССР, а в городской Совет городов районного подчинения, районный в городе, поселковый, сельский Совет — исполкомом вышестоящего Совета, исходя из численности населения, территории и других местных условий. С учетом административно-территориального деления и иных особенностей исполкомами соответствующих Советов образуются избирательные округа. В порядке исключения с разрешения Президиума Верховного Совета Башкирской АССР может быть образовано меньшее или большее число округов, чем предусмотрено Законом (ст. 14 Закона Башкирской АССР от 10 августа 1979 г. «О выборах в местные Советы народных депутатов Башкирской АССР»).
Учет административно-территориального деления при образовании избирательных округов необходим как для организации выборов, так и для максимального удобства проведения в них впоследствии депутатской работы. Избирательные округа могут оставаться неизменными в течение нескольких выборов, однако по сложившейся практике они образуются при каждых очередных выборах, что позволяет своевременно вносить необходимые коррективы, связанные с изменениями в административно-территориальном делении, перераспределением населения на территории Совета. При очередных выборах в Верховный Совет республики и местные Советы принимаются указы Президиума Верховного Совета Башкирской АССР и решения исполкомов местных Советов об образовании округов по выборам в соответствующие Советы.
Для обеспечения избирателям максимальных возможностей участия в выборах создаются избирательные участки. Устанавливая идентичный порядок образования избирательных участков, законы о выборах предусматривают возможность создания общих участков при одновременном проведении выборов в разные Советы. В основе образования избирательных участков находится в основном территориальный признак. Однако они могут создаваться в воинских частях, аэропортах, речных портах, на крупных железнодорожных станциях, в санаториях и домах отдыха, в больницах и других стационарных лечебных учреждениях. В отдельных случаях вопрос об отнесении к избирательным округам по выборам в Верховный Совет Башкирской АССР избирательных участков, образованных в воинских частях, решается Президиумом Верховного Совета республики (ст. 15 Закона Башкирской АССР от 29 декабря 1978 г. «О выборах в Верховный Совет Башкирской АССР», ст. 15 Закона Башкирской АССР от 10 августа 1979 г. «О выборах в местные Советы народных депутатов Башкирской АССР»).
Порядок деятельности Верховного Совета Башкирской АССР и его органов определяется Регламентом Верховного Совета Башкирской АССР и другими законами, издаваемыми па основе Конституции автономной республики. В качестве высшего органа государственной власти Верховный Совет Башкирской АССР формирует другие органы республики — избирает Президиум Верховного Совета Башкирской АССР и образует Совет Министров — Правительство автономной республики.
Президиум Верховного Сонета Башкирской АССР избирается на первой сессии вновь набранного Совета. Вначале проводится голосование по кандидатуре Председателя Президиума Верховного Совета Башкирской АССР, затем — по кандидатурам заместителей Председателя, Секретаря Президиума и 13 его членов (ст. 102 Конституции). Причем Регламент допускает голосование по каждой кандидатуре или в ином порядке по усмотрению Верховного Совета республики. Интересное положение содержится в ст. 19 Регламента, где в числе лиц, которые могут принимать участие в заседаниях Президиума, указан Преседатель Верховного Совета Башкирской АССР. Его избрание, как и двух его заместителей, производится па первой сессии вновь избранного Совета (ст. 94 Конституции, ст. 8 Регламента), но, как вполне очевидно, Регламент допускает и такое явление, что он может оказаться неубранным в состав Президиума. Это еще одно дополнительное свидетельство реализации демократических начал при создании наших органов государственной власти и управления.
Для подготовки предложений по рассматриваемым вопросам Президиум Верховного Совета Башкирской АССР образует в случае необходимости постоянные и временные комиссии из своего состава, из числа депутатов Верховного Совета республики, а также представителей государственных органов, общественных организаций, трудовых коллективов, научных учреждений (ст. 21 Регламента).
Глава IV Регламента посвящена постоянным комиссиям, которые избираются на сессии Верховного Совета республики для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Совета, а такте для содействия проведению в жизнь законов Башкирской АССР, иных решений Совета и его Президиума, контроля за деятельностью государственных органов и организаций. При необходимости Верховный Совет создает следственные, ревизионные и иные комиссии по любому вопросу (ст. 107 Конституции, ст. 26 Регламента, ст. 1 Положения о постоянных комиссиях Верховного Совета Башкирской АССР от 27 декабря 1968 г, в редакции Закона Башкирской АССР от 21 марта 1980 г.).
На первой сессии Совета обязательно образуются комиссии: Мандатная, Планово-бюджетная и законодательных предположений. Постоянные комиссии, по другим вопросам государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства образуются по усмотрению Совета. Так, например, 27 декабря 1968 г. было принято постановление Верховного Совета республики «Об образовании в Верховном Совете Башкирской АССР постоянной комиссии по делам молодежи». В состав постоянных комиссий не могут быть избраны Председатель Верховного Совета Башкирской АССР, его заместители, депутаты, входящие в состав Президиума, Совета Министров, Комитета народного контроля и Верховного Суда Башкирии, Прокурор республики. Численный состав комиссий определяется Советом, избирается в составе председателя и членов комиссии на срок полномочий Совета. Голосование при избрании проводится в целом по составу комиссии, или по каждой кандидатуре в отдельности, либо в ином порядка по решению Верховного Совета республики. В период осуществления своих полномочий Верховный Совет Башкирской АССР может образовывать новые постоянные комиссии и вносить изменения в состав ранее созданных. Каждая постоянная комиссия избирает из числа своих членов заместителя председателя и секретаря Комиссии.
Постоянные комиссии Верховного Совета республики для подготовки рассматриваемых ими вопросов могут создавать подготовительные комиссии и рабочие группы из числа депутатов Совета, представителей соответствующих министерств, государственных комитетов, ведомств, других государственных и общественных органов и организаций, научных учреждений, ученых и специалистов. Несколько постоянных комиссий могут создавать совместные подготовительные комиссии и рабочие группы (ст. 33 Положения о постоянных комиссиях Верховного Совета Башкирской АССР).
Перед вновь избранным Верховным Советом Башкирской АССР, на его первой сессии, слагает свои полномочия Совет Министров Башкирской АССр - Правительство республики (ст. 111 Конституции), высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти Башкирии. Верховный Совет республики, рассмотрев заявление Правительства о сложении полномочий, назначает Председателя Совета Министров Башкирской АССР и поручает ему представить предложение о персональном составе Правительства. Одновременно решается вопрос о продолжении выполнения Советом Министров республики своих обязанностей до образования нового состава Правительства. Оно образуется в составе Председателя Совета Министров Башкирской АССР, Первого заместителя и заместителей Председателя, министров, председателей государственных комитетов и руководителей других органов государственного управления, образуемых Верховным Советом республики. По представлению Председателя Совета Министров республики в состав Правительства могут быть включены руководители других органов и организаций. Принимая постановление об образовании Совета Министров Башкирской АССР, Верховный Совет проводит голосование по каждой кандидатуре, или по всем кандидатурам одновременно, либо в ином порядке по решению Совета. В последующем изменения в персональном составе Правительства производятся Верховным Советом республики. По вопросам освобождения от должности и назначения отдельных лиц, входящих в состав Совета Министров Башкирской АССР, в период между сессиями Верховного Совета республики его Президиум издает указы, которые потом утверждаются на очередной сессии Совета (ст. 4 Закона Башкирской АССР от 10 августа 1979 года «О Совете Министров Башкирской АССР»).
В качестве постоянного органа Совета Министров Башкирской АССР действует его Президиум в составе Председателя Совета Министров республики, его Первого заместителя и заместителей. В состав Президиума могут быть включены Советом Министров Башкирской АССР другие члены Правительства республики.
Объединяя и направляя работу министерств, государственных комитетов и других органов государственного управления республики, Совет Министров Башкирской АССР вносит в Верховный Совет республики, в период между сессиями Совета — в его Президиум, предложения об их образовании.
В случае необходимости Правительство республики образует комитеты, управления и другие ведомства при Совете Министров Башкирской АССР по делам хозяйственного и социально-культурного строительства, а также реорганизует и упраздняет эти органы. Правительство республики утверждает положения о министерствах и государственных комитетах Башкирской АССР, положения (уставы) о других подведомственных ему органах, структуру и численность их центрального аппарата, устанавливает порядок внесения в них изменений.
Руководители комитетов, управлений и других ведомств при Совете Министров Башкирской АССР, заместители министров, заместители председателей государственных республики и заместители руководителей других подведомственных Правительству органов назначаются Советом Министров Башкирской АССР. Им же утверждаются члены коллегий министерств и государственных комитетов республики, других подведомственных ему органов, а также члены государственных комитетов Башкирской АССР.
Президиум Совета Министров Башкирской АССР можетиметь постоянные комиссии. Кроме того, могут создаваться временные комиссии и другие рабочие органы Совета Министров республики для подготовки предложений, связанных с развитием отраслей народного хозяйства или сфер управления, разработки проектов решений Правительства Башкирской АССР и рассмотрения разногласий по проектам решений, а также для выполнения отдельных поручений Совета Министров республики и его Президиума.
Осуществляя систематический контроль за деятельностью министерств и государственных комитетов республики, других подведомственных Совету Министров Башкирской АССР органов, Правительство республики опирается на Комитет народного контроля Башкирской АССР, образуемый Верховным Советом республики на его первой сессии. Он образуется в составе Председателя, его заместителей и членов комитета. Совет Министров республики направляет роботу Комитета народного контроля Башкирской АССР по осуществлению контроля в сфере хозяйственного и социально-культурного строительства и других сферах государственного управления, рассматривает внесенные им на основе результатов проверок вопросы и предложения (ст. ст. 33, 34 Регламента Верховного Совета Башкирской АССР, ст. 20 Закона «О Совете Министров Башкирской АССР»).
В соответствии со ст. 119 Конституции Башкирской АССР, органами государственной власти в районах, городах, районах в городах, поселках, сельских населенных пунктах являются соответствующие Советы народных депутатов. Первая сессия вновь избранного местного Совета созывается исполнительным комитетом Совета предыдущего созыва не позднее чем в двухнедельный срок после выборов. Первая сессия Совета во вновь образованном районе, городе республиканского (Башкирской АССР) подчинении созывается Президиумом Верховного Совета республики, а в городе районного подчинения, городском районе, во вновь образованном поселке, сельсовете — исполнительным комитетом вышестоящего Совета не позднее чем в двухнедельный срок, со дня образования района, города, отнесения населенного пункта к категории рабочих, курортных, дачных поселков или образования сельсовета, а в случае проведения выборов в соответствующий местный Совет — не позднее чем в двухнедельный срок со дня проведения выборов.
Местные Советы народных депутатов избирают исполнительные комитеты, постоянные комиссии; образуют отделы и управления исполкомов, утверждают и освобождают от должности их руководителей; утверждают структуру и штаты исполкомов, их отделов и управлений, исходя из принятых в РСФСР нормативов и установленной для соответствующего исполкома численности административно-управленческого персонала. К их компетенции также относится: образование комитета народного контроля и изменение его состава, назначение и освобождение от должности председателя комитета народного контроля; образование при исполкоме административных и наблюдательных комиссий, комиссии по делам несовершеннолетних, комиссии содействия охране памятников истории и культуры, комиссий по борьбе с пьянством и других комиссий, предусмотренных законодательством.
Исполнительный комитет местного Сонета избирается в составе председателя, его заместителей, секретаря и членов исполкома. Общий численный состав исполкома устанавливаетсясоответствующим Советом (например, городского — от 5 до 15 членов, районного — от 4 до 9). Обсуждение кандидатур в состав исполкома и голосование по ним производится персонально. В решении об избрании исполкома указывается общий численный и персональный его состав. Совет может досрочно переизбрать весь состав исполкома или отдельных его членов.
Постоянные комиссии местных Советов образуются на первой сессии нового созыва и избираются на срок полномочий Совета из числа его депутатов. В период осуществления своих полномочий Совет может образовывать новые постоянные комиссии, реорганизовывать ранее созданные, вносить изменения в их персональный состав. Исполком выясняет желание и возможности депутатов работать в той или иной комиссии, затем вносит предложение, о количественном и персональном составе постоянных комиссий на сессию Совета. В состав постоянных комиссий не могут быть избраны депутаты, входящие в состав исполкома Совета, а также
депутаты — народные судьи и прокурор района (города). Кандидатуры в состав комиссий голосуются персонально или списком. В решении Совета об образовании постоянных комиссий указывается, какие создаются комиссии, их количественный состав, а также председатель и члены каждой комиссии. Кроме того, местный Совет может образовывать временные комиссии, определяя их состав и задачи.
На первой сессии местного Совета образуются отделы и управления исполкома. По поручению исполкома его председатель выступает с предложением об утверждении заведующих отделами и начальников управлений. Обсуждение и голосование их кандидатур производится персонально и поданному вопросу принимается решение Совета. В период между сессиями исполком Совета назначает исполняющими обязанности и освобождает от исполнения обязанностей заведующих отделами и начальников управлений с последующим утверждением на очередной сессии Совета. На первой же сессии Совета утверждаются и другие руководители отраслевых органов исполкома.
Утверждение и изменение состава комитета народного контроля, назначение и освобождение от должности его председателя производится тоже на первой сессии городского (районного) Совета. Предложения по этим вопросам вносятся па рассмотрение исполкомом. Кандидатуры в состав комитета народного контроля голосуются персонально или списком. О назначении председатели комитета и утверждении его состава принимается решение Совета с указанием общего количественного состава и отдельными пунктами — назначение председателя комитета и утверждение состава (заместителя председателя, членов комитета).