Виды регулирования
Содержание регулирования
Тема 3.5. Функция регулирования
Виды контроля
Тема 3.4.Функция контроля
3.4.1.Содержание контроля. Объективная основа контроля – учет и анализ
Функция контроля представляет собой действие по оценке готовности к процессу достижения целей, выявлению отклонений хода процесса достижения целей от запланированного и констатацию факта и степени достижения цели.
Для осуществления функции контроля необходимо иметь объективную основу – информацию, которая формируется в процессе отчетности исполнителей различного уровня. Такую информацию менеджер может почерпнуть из планов и отчетов, используя организованный учет. На основе данных учета оценивается готовность к процессу достижения целей, состояние хода процесса, и выявляются отклонения от желаемого состояния.
Примеры планово-отчетной информации:
Ø Ресурсные планы
Ø Фактический расход ресурсов
|
|
Ø Планы производства
Ø Фактические показатели по производству: объемы, качество
Ø Календарные планы
Ø Фактические сроки выполнения мероприятий
Оценка состояния осуществляется на основе сопоставления плановых и фактических показателей. На основе оценки выявляются отклонения. Далее выполняется анализ, в процессе которого выявляются причины отклонений и принимается решение о регулировании – корректирующих воздействиях на процесс.
По времени осуществления:
Ø Предварительный: цель – определение готовности к осуществлению деятельности
Ø Текущий: цель – обнаружить отклонения
Ø Заключительный: цель – информация о факте и степени выполнения задачи
По масштабам:
Ø Полный
Ø Выборочный
По форме:
Ø Внешний
Ø Внутренний
Функция регулирования представляет собой действие по выработке корректирующих мер по устранению выявленных в процессе контроля отклонений. В задачу регулирования входит также актуализация (обновление) плановых заданий, нормативов, стандартов, технических условий и регламентов.
Регулирование может быть:
Ø Реактивным: направлено на сглаживание отклонений
Ø Упреждающим: направлено на разработку и осуществление мер по предотвращению отклонений
Чаще всего отклонения от запланированного хода процесса достижения целей имеются и могут быть определены причины этих отклонений. Это значит, что менеджер может действовать в двух направлениях:
· Устранить отклонения. Для этого менеджер разрабатывает корректирующие воздействия, которые заключаются в изменении внутренних переменных: совершенствование технологии, кадровые перестановки, изменение структуры управления и т.п. Могут иметь значение и внешние воздействия, например, низкое качество поставляемого сырья или комплектующих изделий, несвоевременность и некомплектность поставки и т.п. Действие этих факторов менеджер может устранить, например, сменив поставщика.
|
|
· Пересмотр стандартов. Стандарты не должны быть слишком высокими или слишком низкими. В первом случае, когда достижение стандартов требует полного истощения сил, возникают коллизии в отношениях между менеджерами и подчиненными. Заниженные стандарты сначала воспитывают у сотрудников «чувство победителя» (какие мы молодцы, выполнили план), а потом становится ясно, что план занижен, и выполнить, или даже перевыполнить его может каждый, особо не утруждаясь. Такое положение также демотивирует сотрудников.