Законодательный процесс. Законодательный процесс, как и любой другой процесс, имеет два значения: 1) это порядок деятельности (в данном случае посозданию закона) и 2) сама эта

Законодательный процесс, как и любой другой процесс, имеет два значения: 1) это порядок деятельности (в данном случае посозданию закона) и 2) сама эта деятельность. Она осуществляется законодательным органом – Парламентом и Главой государства при возможном в определенных случаях участии Правительства. Законодательный процесс как любой юридический процесс имеет определенные стадии. Ими являются:

1) законодательная инициатива;

2) обсуждение законопроекта;

3) принятие законопроекта;

4) промульгация.

1. Законодательная инициатива – официальное внесение в компетентный орган Парламента управомоченным субъектом законопроекта или законопредложения.

Право законодательной инициативы в Республике Беларусь принадлежит Президенту, депутатам Палаты представителей, Совету Республики, Правительству, а также гражданам, обладающим избирательным правом, в коллективе не менее чем 50 тыс. человек, и реализуется в Палате представителей.

2. Обсуждение законопроекта – стадия законодательного процесса, предполагающая работу над законопроектом как на пленарных заседаниях палат, так и в комитетах (комиссиях).

Организуется она в разных сочетаниях. Обсуждение на пленарных заседаниях палат часто именуется чтением законопроекта. Таких чтений часто бывает три, но в Республике Беларусь их два. В каждой стране они имеют специфику, но в общем суть их можно представить следующим образом.

Законопроект сначала рассматривается в соответствующих постоянных комиссиях, а по завершению работы вместе с заключением и другими материалами направляется в Совет Палаты представителей для рассмотрения вопроса о включении законопроекта в повестку дня сессии Палаты представителей. Рассмотрение проектов законов, внесенных в Палату представителей, осуществляется в двух чтениях.

Принятый Палатой представителей законопроект в пятидневный срок передается на рассмотрение в Совет Республики, который одобряет его либо отклоняет.

3. Принятие закона. Законопроект после принятия Палатой представителей и одобрения Советом Республики большинством голосов от состава каждой палаты представляется в десятидневный срок Президенту на подпись. Законопроект, подписанный Президентом, становится законом.

4. Промульгация (лат. promulgatio – объявление, обнародование) понимается как «официальное провозглашение закона, принятого Парламентом».

Данная стадия означает санкционирование законопроекта Главой государства в установленные конституционные сроки (обычные или сокращенные), а также опубликование закона в официальном вестнике. Промульгация обычно осуществляется актом Главы государства – указом, приказом или другим документом, текст которого в официальных изданиях предшествует тексту промульгируемого закона. Опубликование же закона – это напечатание его текста в установленном официальном периодическом или продолжающемся издании, в котором воспроизводится полный аутентичный текст закона. Закон подлежит немедленному опубликованию и вступает в силу через 10 дней после опубликования, если в самом законе не предусмотрен иной срок.

Тема 13. ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ .

4. Система Правительства. Порядок формирования Правительства.

5. Полномочия Совета Министров Республики Беларусь.

6. Организация и порядок деятельности Совета Министров Республики Беларусь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: