Космос

Космоцентризм как философское мировоззрение досократиков.

Монизм как черта милетской философии.

Гилозоизм как черта милетской философии.

Первоначало у Анаксимена.

Космогония Анаксимандра.

Апейрон.

Первоначало у Анаксимандра.

Понимание первоначала получило свое развитие у Анаксимандра, который назвал его особым термином апейрон. В переводе с греческого это означает «беспредельное».

  • Беспредельность апейрона означает, что начало нельзя отождествлять не с одной из стихий, известных древним – огнем, водой, воздухом или землей. Они сами происходят из него.
  • Античные авторы указывали на то, что апейрон необходимо понимать вещественно.

Та часть учения философов, в которой излагаются их взгляды на происхождение вселенной называется космогонией.

Апейрон Анаксимандра не имеет начала во времени, он не возник, то есть существует вечно. Ему присуще движение в качестве неотделимого свойства. Но из этого начала рождаются вещи, которые со временем вновь разрушаются. Так возникает идея вечно существующего (как целое), но периодически возникающего и гибнущего мира (как реального многообразия вещей).

  • Первоначалом у Анаксимена является воздух.
  • этот воздух, как и воду у Фалеса, конечно, нельзя рассматривать как то, что мы называем атмосферой, но скорее как выражение качественного своеобразия, присущего данной стихии (то есть воздух – это метафора).
  • Беспредельность апейрона рассматривается им лишь как количественная характеристика воздуха.
  • Воздухом, по мнению Анаксимена, является и человеческая душа. Более того, и сами боги произошли из воздуха, а не являются его создателями.

Для милетцев характерен особый взгляд на мир как на живое одушевленное существо, в котором боги являются силами, а душа, как двигательное начало имеется даже у предметов неживой природы.

Такой взгляд, приписывающий жизнь неживым предметам, называется гилозоизмом.

Милетцы, в отличие от более поздних досократиков, еще не проводили различение между началом и движущими причинами вещей.

Такой подход, признающий единое начало сущего, называется монизмом.

Преимущественный интерес к познанию природы и ее законов, как мы видели, существенная черта философии досократиков. В этом аспекте их философское мировоззрение может быть охарактеризовано как космоцентризм.

Необходимо обратить внимание на слово «космос» в философском лексиконе досократиков. Природа для них не просто «фюзис», хотя Аристотель и называл милетцев физиками, имея в виду их интерес к видимой природе. Природа для них «космос». Это слово по-гречески означает «порядок, гармония». Называя природу космосом, мыслители хотели тем самым выразить чрезвычайно важную мысль: природа устроена закономерно и упорядочена, напоминая живой разумный организм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: