Космоцентризм как философское мировоззрение досократиков.
Монизм как черта милетской философии.
Гилозоизм как черта милетской философии.
Первоначало у Анаксимена.
Космогония Анаксимандра.
Апейрон.
Первоначало у Анаксимандра.
Понимание первоначала получило свое развитие у Анаксимандра, который назвал его особым термином апейрон. В переводе с греческого это означает «беспредельное».
- Беспредельность апейрона означает, что начало нельзя отождествлять не с одной из стихий, известных древним – огнем, водой, воздухом или землей. Они сами происходят из него.
- Античные авторы указывали на то, что апейрон необходимо понимать вещественно.
Та часть учения философов, в которой излагаются их взгляды на происхождение вселенной называется космогонией.
Апейрон Анаксимандра не имеет начала во времени, он не возник, то есть существует вечно. Ему присуще движение в качестве неотделимого свойства. Но из этого начала рождаются вещи, которые со временем вновь разрушаются. Так возникает идея вечно существующего (как целое), но периодически возникающего и гибнущего мира (как реального многообразия вещей).
|
|
- Первоначалом у Анаксимена является воздух.
- этот воздух, как и воду у Фалеса, конечно, нельзя рассматривать как то, что мы называем атмосферой, но скорее как выражение качественного своеобразия, присущего данной стихии (то есть воздух – это метафора).
- Беспредельность апейрона рассматривается им лишь как количественная характеристика воздуха.
- Воздухом, по мнению Анаксимена, является и человеческая душа. Более того, и сами боги произошли из воздуха, а не являются его создателями.
Для милетцев характерен особый взгляд на мир как на живое одушевленное существо, в котором боги являются силами, а душа, как двигательное начало имеется даже у предметов неживой природы.
Такой взгляд, приписывающий жизнь неживым предметам, называется гилозоизмом.
Милетцы, в отличие от более поздних досократиков, еще не проводили различение между началом и движущими причинами вещей.
Такой подход, признающий единое начало сущего, называется монизмом.
Преимущественный интерес к познанию природы и ее законов, как мы видели, существенная черта философии досократиков. В этом аспекте их философское мировоззрение может быть охарактеризовано как космоцентризм.
Необходимо обратить внимание на слово «космос» в философском лексиконе досократиков. Природа для них не просто «фюзис», хотя Аристотель и называл милетцев физиками, имея в виду их интерес к видимой природе. Природа для них «космос». Это слово по-гречески означает «порядок, гармония». Называя природу космосом, мыслители хотели тем самым выразить чрезвычайно важную мысль: природа устроена закономерно и упорядочена, напоминая живой разумный организм.