Естественные монополии (ЕМ) тождественное понятие "с инфраструктурой, ибо у них одно целевое назначение. Как ЕМ, так и инфраструктура представляют собой совокупность отраслей, объектов, сооружений, обеспечивающих общие условия производства и повседневного проживания людей на любой территории. Электроэнергия нужна всем, газ нужен всем, железные, автомобильные, да и вообще дороги нужны всем. Все это вместе взятое составляет фундамент экономики и его строит в основном государство. Из государственного бюджета строится инфраструктура. Почему мы ставим знак равенства между понятием «естественные монополии» и инфраструктурой? Потому что у них одна цель — сослать необходимые общие условия для эффективного развития экономики — любой: развитая, неразвитая, переходная, непереходная. Только термин «естественные монополии» используется при анализе образования цен и объемов производства в условиях монополистического господства на рынках, а «инфраструктура» используется при анализе воспроизводственного процесса, или кругооборота капитала, ресурсов и дохода.
|
|
В последующем изложении мы будет пользоваться категорией «инфраструктура», ибо анализируем процесс экономического роста как воспроизводственный процесс.
Инфраструктура: определение и специфические признаки. В основе выделения инфраструктуры как крупной сферы народного хозяйства лежит различие между особенными и общими условиями производства. К особенным условиям относятся: конкретные формы технологического процесса, присущие в отдельности каждому виду производства, будь оно промышленным или сельскохозяйственным. К общим условиям относятся те, без которых не может эффективно функционировать никакое производство. Иначе говоря, общие условия не связаны с технологией конкретного вида производства, они существуют независимо от нее. Общие условия производства создаются в результате производственной деятельности таких отраслей народного хозяйства, как транспорт, связь, информатика и т. д.
Инфраструктура и три уровня анализа. Поскольку функцией инфраструктуры является обеспечение всего процесса производства, ее можно рассматривать на трех уровнях: микро-, медиум и макроуровнях.
На микроуровне инфраструктуру понимают как совокупность материально-вещественных условий, или инженерно-технических сооружений, необходимых для функционирования отдельного предприятия или отрасли.
На медиумуровне инфраструктура анализируется применительно к определенному району или региону. Здесь она представляет собой системы сооружений, материально-вещественных элементов, обеспечивающих непрерывную и эффективную связь предприятий основного производства в пределах данной территории и нормальную жизнедеятельность населения данного региона.
|
|
На макроуровне инфраструктура представляет собой совокупность общих экономических и социальных условий, обеспечивающих эффективное развитие страны в целом и удовлетворяющих потребности всех членов общества. Эти общие условия создаются за счет функционирования отраслей общего назначения, специфическая особенность которых состоит в том, что они нужны всем без исключения видам производства и человеку.
Инфраструктуру на макроуровне обычно подразделяют на производственную, социально-бытовую и институциональную. К производственной относятся отрасли, непосредственно связанные с производством материально-вещественного продукта. Это информация, электроэнергетика, транспорт, связь, наука.
Совокупность отраслей, непосредственно связанных с созданием общих условий для воспроизводства рабочей силы и обеспечением нормальной жизнедеятельности населения, представляют собой социально-бытовую инфраструктуру. К ней относятся прежде всего образование, здравоохранение, социальное обеспечение, жилищно-коммунальное хозяйство и некоторые другие.
Институциональная инфраструктура обеспечивает управление экономикой. К ней относятся все виды учреждений и организаций, которые обеспечивают регулирование экономической и социальной жизни общества, например банки и управление по социальной защите населения, а также рыночная инфраструктура (биржи, аукционы и т.д.).
Подобное разграничение инфраструктуры важно для практики экономического развития. Чтобы экономическое развитие проходило согласовано во всех звеньях: регион, отрасль, фирма, нельзя допускать отставания ни одного из них. Например, если построены промышленные предприятия, но мало жилья, школ, детских садов, возникают трудности привлечения рабочей силы, как важнейшего условия процесса производства.
В зависимости от времени формирования инфраструктуры и отраслей промышленного производства, выделяют три ее типа: опережающий (инфраструктурные сооружения создаются до промышленного и сельскохозяйственного производства), одновременный, или синхронный (степень развития инфраструктуры соответствует уровню индустриального развития), запаздывающий, когда степень насыщенности инфраструктурными объектами отстает от потребностей экономики
Особенность инфраструктуры. Особенность инфраструктуры определяется ее признаками. Во-первых, инфраструктура — это сектор экономики общего назначения. Во-вторых, инфраструктуре присущ характер коллективного потребления. Особый характер потребления придает ей ту специфичность, которая требует новой формы организации производства. В-третьих, инфраструктура непосредственно влияет на процесс производства, хотя находится за ее технологическими пределами. Перечень отраслей и объектов инфраструктуры не может быть абсолютно неизменным, жестко регламентированным для всех этапов экономического развития страны. Круг инфраструктурных отраслей и элементов достаточно гибок, но в значительной степени изменяется под влиянием научно-технической революции.
Воздействие инфраструктуры на экономический рост. Недостатки в работе предприятий и объектов инфраструктуры сказываются обычно на всей экономической деятельности народного хозяйства. Например, слабо развитая дорожная сеть в стране или на определенной территории, недостатки в работе транспорта вызывают разрыв цепи производство — потребление. Или при перебое в снабжении электроэнергией производственные предприятия не смогут функционировать непрерывно, как этого требует технологический процесс. Инфраструктура воедино связывает все отрасли народного хозяйства, способствует сбалансированному развитию экономики.
|
|
Развитие инфраструктуры служит обязательным условием вовлечения в хозяйственный оборот новых природных ресурсов, рационального их использования, улучшения размещения производительных сил страны. В этой связи, большое значение придается инфраструктуре в формировании и развитии региональной экономики: она способствует быстрому освоению богатых природных ресурсов с целью удовлетворения потребностей народного хозяйства в сырье и энергии. Однако этому значительно мешает ведомственная разобщенность при освоении новых районов. При строительстве новых объектов невыгодно, чтобы каждое предприятие обзаводилось собственными котельными, подстанциями, лучше пользоваться этими услугами в централизованном порядке. Опыт показывает, что объединение предприятий различных ведомственных принадлежностей в единый промышленный узел, дает существенный экономический эффект. Основное значение инфраструктуры — связывать воедино сложнейшую цепь взаимодействующих народно-хозяйственных звеньев.
Значительна роль инфраструктуры в решении современных проблем сельского хозяйства.
Трудно представить себе эффективный агропромышленный комплекс и современное село без развитой дорожной сети, надежного транспорта, элеваторов, хранилищ, складов, холодильников. Отставание в любом из этих звеньев неизбежно сказывается на количестве и качестве конечной продукции. Главная задача в сельском хозяйстве, в агропромышленном комплексе России, наряду с увеличением масштабов сельскохозяйственного производства устранить значительные потери продукции, возникающие в результате несовершенной инфраструктуры. Особенно нуждается в расширении строительство дорог в сельской местности. Доведение инфраструктуры до современных потребностей сельского хозяйства позволит быстрее увеличивать продовольственный фонд страны за счет сохранения уже собранной продукции.
|
|
Экономисты предлагают капитальные вложения, направляемые на развитие инфраструктуры сопоставлять не с увеличением производства, а с потерями, которых можно избежать за счет этих вложений.
В связи с тем, что отрасли инфраструктуры требуют крупного первоначального капитала, нельзя ожидать их одновременного быстрого развития. Общество наперед должно рассчитывать, сколько труда, средств производства и жизненных средств оно может без всякого ущерба тратить на такие отрасли производства, которые сравнительно длительное время не дают какого-либо полезного эффекта. Иначе говоря, фаза «затрата — выпуск» проявляется в инфраструктуре иначе, чем в промышленном производстве.
Эффективность функционирования инфраструктуры четко проявляется в снижении затрат, в росте объема национального дохода. Это достигается в результате того, что технически развитая инфраструктура позволяет бесперебойно функционировать основному производству и, следовательно, производить большее количество продукта с минимальными затратами. Таким образом, инфраструктура народного хозяйства оказывает значительное влияние на увеличение национального богатства страны.
Тема 3. Теория общественного благосостояния и социально-рыночной экономики.
3.1. Основные понятия теории общественного благосостояния.
3.2. Индивидуальное и общественное благосостояние.
3.3. Эффективность и справедливость как критерии благосостояния.