Демократический характер политической системы определяется тем или иным основополагающим документом, прежде всего в форме конституции, которая фиксирует гражданские свободы и права человека, плюрализм, договорную систему и принцип представительства. Важное значение для развития демократической теории имело формирование и утверждение идеи о необходимости ограничений политической власти для того, чтобы правительство реализовало свои основные функции обеспечения общего блага.
Принцип конституционного правления, который прошел сложный и длительный путь формирования и эволюции, стал в некотором роде материальным воплощением идеи ограничения правительства в рамках народного согласия. Что же такое конституционное правление и конституция? Говоря о «конституции государства», Аристотель имел в виду его сущностное содержание, или структуру. В аналогичном духе говорилось о «конституции человека».
В таком широком смысле любое государство имеет свою «конституцию». У древних греков конституция (Politea) означала форму правления, следовательно, считалось, что все Шесть форм правления, которые выделял Аристотель, имели Конституции. Причем конституция, по представлениям ан-'Ичных мыслителей, включала не только абстрактный остов системы управления, но и некий этос (или дух), скрепля-^Щий этот остов, наделяющий его живой плотью.
|
|
Конституция, независимо от ее формы, включает принци-пы организации, законы, правила, нормы, регулирующие дея-
4 ПОЛИТОЛОГИЯ
I
тельность государства. В узком смысле, когда говорят, например, о конституционном режиме, то имеется в виду, что этот режим или правительство подлежит определенным ограничениям и действует в соответствии с установленными правилами и нормами, а не произвольно, по своему усмотрению.
Под «конституционализмом» понимается также комп- ' леке теорий или идей, характеризующих и обосновывающих конституционные принципы. С самого начала конституция была призвана поставить закон выше личности правителя, кем бы он ни был. Главная идея конституции — это разделение и ограничение власти для оптимального обеспечения свободы. Заслугу отцов-основателей американской конституции лорд Эктон видел в том, что им удалось решить проблему, которая веками волновала многих политических философов и мыслителей. Суть этой проблемы состояла в следующем: как наделить государство достаточными властными полномочиями, чтобы оно было способно обеспечить общественный порядок и эффективность управления, и в то же время ограничить эти полномочия, с тем чтобы исключить незаконное ущемление гражданских свобод?
|
|
Конституция определяет горизонтальное и вертикальное распределение прерогатив между различными ветвями и уровнями власти, фиксируя то, какие органы или ветви осуществляют соответственно законодательные, исполнительные и судебные функции, как они формируются, как взаимодействуют друг с другом, какими правилами, нормами и процедурами в своих действиях руководствуются. Тем самым конституция четко очерчивает рамки и формы коллективной политической борьбы, смены правительства, взаимодействия правительства и оппозиции, принятия политических решений и т.д.
В этом пункте вопрос о конституционализме соприкасается со сферой демократии и демократических институтов. И это естественно, поскольку в наши дни конституционное правительство — это по своей сути демократическое правительство. Почти все писаные конституции содержат декларацию относительно основных органов и ветвей власти, возлагаемых на них властных прерогатив, того, как они связаны друг с другом и как они сдерживают и ограничивают дрУг друга.
В случае, когда та или иная страна не имеет писаной конституции, важнейшие институты правления устанавливаются исторически, так же утверждаются их прерогативы #
рамки. Знаменитое выражение Наполеона о том, что конституция должна быть «краткой и туманной», отражает реальность эпохи, в которой конституции являются сводами правил с широкими потенциальными возможностями для злоупотреблений. В современных условиях жизнеспособность конституции измеряется пределами, в которых она обеспечивает эффективное функционирование таких фундаментальных институтов власти, как суды, законодательные собрания, исполнительные органы, политические партии и т.д.
Конституция обеспечивает необходимый уровень и основу легитимизации государственного правового порядка. Любая конституция, заслуживающая этого названия, включает в себя следующие основополагающие положения: правление закона, конституционные права, реализация которых обеспечивается механизмом разделения властей, сдержек и противовесов. Конституция должна четко очертить формы и рамки политической борьбы.
Демократическая конституция выполняет три основополагающие функции: 1) выражение согласия народа, в силу которого устанавливается само государство; 2) фиксация определенной формы правления; 3) предоставление и одновременно ограничение властных полномочий правительства.
Например, английская конституция (большей частью неписаная) представляет собой, по сути, общую сумму властных полномочий, которыми, как считает палата общин, в качестве представителя народа в рамках доктрины о полновластии парламента она владеет. Эта «сумма» меняется в зависимости от конкретного периода.
Конституция федеральной республики (например, Российской Федерации) включает сумму определенного перечня властных прерогатив, от которых составляющие федерацию субъекты отказались и передали центральному правительству. Субъекты федерации также приняли собственные конституции, в соответствии с которыми они пользуются всей полнотой власти во всех вопросах кроме тех, решение которых они делегировали центральному правительству.
Унитарные государства имеют конституции, представляющие собой не просто перечень властных полномочий, а свод общих политических принципов, оставляющих широкое поле для маневра законодательной и исполнительной Ветвям власти.
Конституция фиксирует фундаментальные принципы политического устройства, а не постоянно меняющиеся законы. Этим принципам подчиняются все законы государства и действия правительства, которые должны согласовываться с конституционными нормами. В этом смысле конституцию можно рассматривать как своеобразную узду на политическую власть, призванную не допустить неограниченного господства последней над обществом и людьми. В этом контексте конституция дополняет существующие в обществе противовесы власти, такие как общепринятые морально-этнические правила и нормы системы ценностей, промежуточные институты (семья, община, церковь, заинтересованные группы и др.).
|
|
Иначе говоря, ограничения составляют краеугольный камень конституционализма, и поэтому та или иначе система ограничений занимает центральное место в любой конституции, заслуживающей этого названия. Утверждение тех или иных специфических путей и средств реализации правительственных действий уже по самому своему факту запрещает другие пути и средства. Но конституции, как правило, идут дальше и ограничивают власть, устанавливая пределы прерогатив правительства и фиксированные процедуры, по которым оно действует.
Разумеется, нет и не может быть совершенной демократии, однако, несмотря на все ее недостатки, — это самая лучшая и самая гуманная форма правления из всех до сих пор известных. У. Черчилль говорил, что «демократия — ужасная форма правления, если не считать всех остальных». Демократическая форма правления действительно характеризуется многими недостатками и связана с целым рядом издержек. Но при всем том человечество еще не придумало более эффективной и вместе с тем более соответствующей воле большинства членов общества и одновременно духу свободы личности форму правления.
Достоинства демократии могут быть сомнительны, но пороки диктатуры самоочевидны. Очевидны относительность, временная и пространственная ограниченность парламентаризма, системы представительства, всеобщего избирательного права и других атрибутов демократии. Они не способны раз и навсегда разрешить все стоящие перед обществом проблемы. Решение одних проблем чревато возникновением новых, порой еще более серьезных проблем, но это не может служить достаточным основанием для потери веры в саму демократию.
|
|
Демократия есть прежде всего фундаментальная установка, своего рода шкала ценностей, определенная концепция человека и его места в обществе. В некотором смысле демократия представляет собой также образ жизни, базирующийся на фундаментальном постулате о равенстве всех людей перед законом и праве каждого члена общества на жизнь, свободу и частную собственность.
Что касается современных условий парламентской демократии, всеобщего голосования, плюрализма партий и политических организаций, представляющих разного рода заинтересованные группы, то очевидно, что ни одно правительство не может завоевать власть без согласия и доброй воли большинства избирателей. Здесь состояние умов общества, социально-психологический климат, общественное мнение имеют немаловажное значение.