Патентное право

11.

10.

Авторское право

9.

9.1.

Объекты авторского права

9.1.1.

Понятие и признаки произведения науки, литературы и искусства

Как указано в ст. 1259 ГК РФ, объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства, независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения. Традиционно гражданское законодательство не дает определения произведения, следуя по пути простого перечисления их видов. Наиболее распространенной является точка зрения, согласно которой произведение — это совокупность идей, мыслей, образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения.

Отсюда можно вывести ряд признаков, характеризующих произведение.

Нематериальное благо, представляющее совокупность идей. Законом охраняется не столько форма, в которой закреплены эти идеи, сколько само содержание. Однако в определенных случаях они могут быть неразрывно связаны (например, в скульптуре или картине).

Произведение должно относится к области науки, литературы или искусства.

Творческий характер произведения. Под творчеством понимается деятельность человека, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и уникальностью. Таким образом, для получения правовой охраны требуется, чтобы произведение отличалось новизной (т.е. ранее такого не создавалось). «Новизне объекта, охраняемого авторским или изобретательским правом, сопутствует показатель, характеризующий этот объект как результат «оригинального мышления» лица, его создавшего. Эти показатели представляют собой две стороны творческой деятельности: новизна объекта как показатель результата деятельности свидетельствует об оригинальном мышлении у субъекта этой деятельности и наоборот».

Объективная форма выражения. Объективная форма — внешнее выражение авторского творчества в любой материальной форме:

письменной (рукопись, нотная запись и так далее);

устной (публичное произнесение, публичное исполнение);

звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой);

изображения (рисунок, картина, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр);

объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение);

других формах.

Моментом создания произведения будет считаться завершение воплощения в любой из названных объективных форм (следует иметь в виду, что неоконченное произведение также является объектом авторского права).

В п. 1 ст. 1259 содержится примерный перечень произведений:

литературные произведения;

драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

хореографические произведения и пантомимы;

музыкальные произведения с текстом или без текста;

аудиовизуальные произведения;

произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;

фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;

другие произведения.

К объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения.

Применительно к объектам авторского права следует учитывать некоторые особенности.

Произведения охраняются законодательством независимо от их достоинств и назначения. Художественная, эстетическая и другая ценность значения не имеют.

Перечень, содержащийся в ГК РФ, является приблизительным. В нем указываются наиболее распространенные виды охраняемых произведений. Однако если какой-либо результат творческой деятельности отвечает всем указанным выше признакам (например, письма), он также подлежит правовой охране.

Охраняется законом не только произведение в целом, но и любая его часть при условии, что они являются результатами творческой деятельности и могут использоваться самостоятельно. В ином случае на часть произведения или на его название правовая защита не распространяется.

9.1.2.

Виды объектов авторского права

Существуют различные классификации объектов авторского права.

В зависимости от факта обнародования (обнародование — осуществленное с согласия автора действие, в результате которого произведение впервые становится доступным для всеобщего сведения). Обнародование может осуществляться путем показа, публичного воспроизведения, опубликования и др.:

1) обнародованные;

2) необнародованные.

Согласно п. 3 ст. 1259 ГК РФ, авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме. Различие заключается в том, что необнародованные произведения не могут быть использованы без согласия автора ни при каких условиях. Обнародованные же могут, в случаях, установленных законом (например, в личных целях).

Оригинальные и производные произведения. Оригинальное произведение является первичным, все его составляющие части созданы непосредственно самим автором. Производное произведение содержит отдельные элементы чужого произведения. К ним относятся: художественные переводы, рефераты, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений наук, литературы и искусства. Автору производного произведения принадлежат авторские права на осуществленную переработку оригинального произведения. Однако необходимым условием этого является соблюдение авторских прав автора использованных оригинальных произведений (п. 3 ст. 1260 ГК РФ). Авторские права производного произведения автономные — они охраняются как права на самостоятельные объекты независимо от охраны прав на оригинальные произведения.

Простые и составные произведения. Составные произведения представляют собой результат творческого труда по подбору или расположению материалов, воплощают труд автора по составительству. Это, например, энциклопедии, сборники, базы данных. Во всех этих случаях исключительные права приобретаются на форму, в которой издан материал, а не на содержание (исключение — если сам составитель одновременно является и автором составляющих частей). Это подтверждается и правилами, закрепленными в п. 4, 5 ст. 1260 ГК РФ:

1) права автора составного произведения охраняются независимо от охраны прав авторов произведений, из которых оно состоит;

2) автор произведения, помещенного в сборнике или ином составном произведении, вправе использовать свое произведение независимо от составного, если иное не предусмотрено договором.

9.1.3.

Объекты, не охраняемые авторским правом

Согласно п. 5 ст. 1259 ГК РФ, авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты, языки программирования. Все указанные объекты не отвечают критериям, установленным в отношении объектов авторских прав. Кроме этого, п. 6 указанной статьи содержит перечень объектов, формально имеющих эти необходимые признаки, но по определенным причинам выведенных из-под правовой охраны. Так, не являются объектами авторских прав:

1) официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Запрещение свободного использования таких актов противоречило бы государственным и общественным интересам;

2) государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований;

3) произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов (песни, частушки, сказки и пр.);

4) сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное). Такие объекты не имеют такого обязательного признака как творческий характер.

9.2.

Субъекты авторского права

Субъектами авторского права являются лица, которым принадлежит субъективное авторское право на созданное произведение. Как правило, это физические лица (граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, а также их правопреемники). Кроме этого, в производном порядке, на основании договора или в порядке наследования, эти права могут возникать и у государства, и у юридических лиц. Рассмотрим отдельные категории субъектов подробнее.

Автор произведения науки, литературы или искусства. Им признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. При этом действует презумпция добросовестности — лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное. Как прямо указано в ст. 1257 ГК РФ, автором может считаться только физическое лицо, что естественно — только человек может приложить свои творческие способности при создании произведения. Для возникновения авторских прав у лица не имеет значения его гражданство и дееспособность. Возможность иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства входит в объем правоспособности гражданина (ст. 18 ГК РФ). Однако осуществлять имеющиеся права может только физическое лицо, достигшее 14-летнего возраста (п. 2 ст. 26 ГК РФ). Именно с этого момента несовершеннолетний может выступать самостоятельно стороной авторского договора. До этого возраста от имени детей в гражданско-правовые отношения вступают их законные представители.

Достаточно часто встречается ситуация, когда произведения создаются совместным творческим трудом двух и более лиц. В этом случае говорят о соавторстве (ст. 1258 ГК РФ). Авторское право признается за гражданами независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение. При этом необходимо, чтобы каждый из соавторов отвечал требованиям, предъявляемым к авторам, а его труд — требованиям, установленным для произведения науки, литературы, искусства. Так, нельзя считать соавтором лицо, осуществляющее техническую работу (корректор, редактор). Не являются соавторами и лица, создавшие различные объекты и использующие их вместе. Например, в художественной книге может объединяться несколько объектов: текст произведения и рисунки. Творческий замысел каждого был направлен на создание различных объектов, следовательно, и соавторства не возникает.

Законодательство различает два вида соавторства:

1) раздельное (делимое) — в этом случае произведение состоит из отдельных частей, позволяющих установить, чьим творческим трудом создана та или иная часть (например, в учебнике указано, кто является автором той или иной главы);

2) нераздельное (неделимое) — невозможно установить, какая часть произведения кем создана (например, сказки братьев Гримм).

Практическое значение такой классификации состоит в том, что часть произведения, имеющая самостоятельное значение, может быть использована ее автором по своему усмотрению, если соглашением между соавторами не предусмотрено иное. При нераздельном соавторстве осуществление авторских прав происходит совместно, на основе соглашения всех авторов. При несогласии хотя бы одного из них возникший спор может быть решен только в суде. Законом установлено правило, согласно которому в этом случае ни один из соавторов не вправе без достаточных оснований запретить использование такого произведения.

Однако соглашением сторон при нераздельном соавторстве может быть установлен иной порядок осуществления прав, например, это может быть поручено одному из авторов.

Наследники. Они становятся субъектами авторского права после смерти автора. Как отмечалось выше, их права имеют производный характер, возникают на основе таких юридических фактов как открытие и принятие наследства. В качестве наследников авторские права могут приобретать не только граждане, но и юридические лица, и государство. Однако по наследству могут перейти только имущественные права авторов, и только на определенный срок.

Согласно ст. 1281 ГК РФ, исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. По окончании этого срока произведение переходит в общественное достояние. Исключительное право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни автора, пережившего других соавторов, и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти. Исключительное право на произведение, обнародованное после смерти автора, действует в течение семидесяти лет после обнародования произведения, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования, при условии, что произведение было обнародовано в течение семидесяти лет после смерти автора. Кроме этого, закон устанавливает специальные правила исчисления сроков для отдельных категорий граждан (реабилитированных, участников Великой Отечественной войны).

Если иное не установлено соглашением между ними, полученные права наследники осуществляют сообща. В случае несогласия кого-либо из них, спор разрешается в суде. Доходы, полученные в результате осуществления авторского права, подлежат разделу между наследниками в соответствии с размером унаследованных долей или в порядке, установленном соглашением между ними.

Организации, получившие авторские права на основании договоров. Можно выделить две категории юридических лиц:

1) организации, получившие права на основании заключенных с авторами или наследниками авторских договоров (театры, киностудии, издательства и пр.). Они используют произведение и распоряжаются им способами, предусмотренными договором;

2) организации, управляющие имущественными правами авторов на коллективной основе.

Ст. 1242 ГК РФ дает право авторам и иным обладателям авторских и смежных прав в случаях, когда осуществление их прав в индивидуальном порядке затруднено или когда законом допускается использование объектов авторских прав без согласия обладателей, создавать основанные на членстве некоммерческие организации, на которые в соответствии с полномочиями, предоставленными им правообладателями, возлагается управление соответствующими правами на коллективной основе. В настоящее время в РФ действуют: Российское авторское общество (РАО), Российское общество по управлению правами исполнителей (РОУПИ) и др.

Основанием полномочий организации по управлению правами на коллективной основе является договор о передаче полномочий по управлению правами, заключаемый такой организацией с правообладателем в письменной форме. Эти договоры не являются авторскими, на них не распространяются требования, установленные для авторских договоров.

В отношениях с третьими лицами такие организации действуют как представители авторов, от их имени и в их интересах. Организации по управлению правами на коллективной основе не вправе использовать объекты авторских и смежных прав, исключительные права на которые переданы им в управление.

9.3.

Понятие, содержание и виды авторских прав

Авторскими правами признаются интеллектуальные права на произведения науки, литературы, искусства.

Авторские права имеют следующие особенности.

Абсолютный характер. Правомочиям автора корреспондируют обязанности всех и каждого воздерживаться от их нарушения. Кроме того, автор по своей воле, независимой от воли других лиц, разрешает либо запрещает использование созданного им произведения.

Исключительный характер — другая сторона их абсолютности. Использование соответствующего объекта возможно либо самим правообладателем, либо с его прямого разрешения.

Авторские права имеют самостоятельную экономическую ценность. Конструкция таких прав должна предусматривать легкость вовлечения их в экономический оборот, в связи с чем необходимо обеспечить возможность обособить их от личности создателя соответствующего объекта (в отличие от личных неимущественных прав).

Сохранение связи с личностью автора. Даже страны, традиционно отрицавшие личные права автора (Великобритания и США), были вынуждены в последние 10 лет признать справедливость их существования.

Территориальный и временной характер авторских прав. При этом возникает и возможность параллельного использования объекта в одно и то же время неограниченным кругом лиц.

По указанию ст. 1256 ГК РФ исключительное право на произведения науки, литературы и искусства распространяется:

1) на произведения, обнародованные на территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме на территории Российской Федерации, и признается за авторами (их правопреемниками) независимо от их гражданства;

2) на произведения, обнародованные за пределами территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами территории Российской Федерации, и признается за авторами, являющимися гражданами Российской Федерации (их правопреемниками);

3) на произведения, обнародованные за пределами территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами территории Российской Федерации, и признается на территории Российской Федерации за авторами (их правопреемниками) — гражданами других государств и лицами без гражданства в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Примерный перечень авторских прав устанавливается ст. 1255 ГК РФ. Традиционным считается их деление на личные неимущественные права и имущественные права.

Начальник не отпускает на учебу? Получи диплом в МИЭМП дистанционно, не отлучаясь с работы

9.3.1.

Личные неимущественные права автора

Право авторства — это право признаваться автором произведения. Это право неотделимо от личности автора, от него нельзя отказаться. Оно действует в течение всей жизни автора и прекращается его смертью. Кроме этого, оно имеет базовый характер — все остальные права производны от него.

Право на имя — право использовать произведение под своим именем, вымышленным именем (псевдоним) или анонимно. В последнем случае автор приобретает права и обязанности под своим подлинным именем, но через представителя (например, издателя). Это право включает в себя такие правомочия, как:

1) возможность требовать упоминания своего имени при всяком использовании (исполнении) произведения;

2) возможность требовать защиты имени от искажения при упоминании.

Оба этих права (по указанию ст. 1265 ГК РФ) неотчуждаемы и непередаваемы, в том числе при передаче другому лицу или переходе к нему исключительного права на произведение и при предоставлении другому лицу права использования произведения. Отказ от этих прав ничтожен.

Право на неприкосновенность произведения (ст. 1266 ГК РФ) — право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения. Так, не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями.

При использовании произведения после смерти автора лицо, обладающее исключительным правом на произведение, вправе разрешить внесение в произведение изменений, сокращений или дополнений при условии, что этим не искажается замысел автора и не нарушается целостность восприятия произведения и это не противоречит воле автора, определенно выраженной им в завещании, письмах, дневниках или иной письменной форме.

Право на обнародование произведения (ст. 1268 ГК РФ) — право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю, либо любым другим способом. Как указывалось выше, опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения.

В отличие от других личных неимущественных прав, право на обнародование может переходить к другим лицам по договору.

Право на отзыв (ст. 1269 ГК РФ) — право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения. Если произведение уже обнародовано, автор также обязан публично оповестить о его отзыве. При этом автор вправе изъять из обращения ранее выпущенные экземпляры произведения, возместив причиненные этим убытки. Последствием реализации этого права является восстановление правового режима необнародованного произведения.

9.3.2.

Имущественные авторские права

Исключительное право на произведение (ст. 1270 ГК РФ) — это право использовать произведение в любой форме и любым не противоречащим закону способом. Перечень форм, в которых может осуществляться использование, устанавливается п. 2 указанной статьи, при этом автор вправе сам выбрать любую из них. Так, использованием произведения независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, считается, в частности (каждая из этих форм может рассматриваться как отдельное правомочие):

1) воспроизведение произведения, то есть изготовление одного и более экземпляра произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- или видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного и более экземпляра двухмерного произведения и в двух измерениях одного и более экземпляра трехмерного произведения;

2) распространение произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров;

3) публичный показ произведения, то есть любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно, либо на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его демонстрации или в другом месте одновременно с демонстрацией произведения;

4) импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения;

5) прокат оригинала или экземпляра произведения;

6) публичное исполнение произведения, то есть представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения;

7) сообщение произведения для всеобщего сведения, т.е. сообщение в эфир, (включая показ или исполнение) по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции), за исключением сообщения по кабелю. При этом под сообщением понимается любое действие, посредством которого произведение становится доступным для слухового и (или) зрительного восприятия независимо от его фактического восприятия публикой;

8) сообщение по кабелю, то есть сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств (в том числе путем ретрансляции);

9) перевод или другая переработка произведения. При этом под переработкой произведения понимается создание производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки и тому подобного);

10) практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта;

11) доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения).

9.3.3.

Пределы осуществления авторских прав

По общему правилу, использование произведения допускается исключительно с согласия автора. Однако в интересах общества, для обеспечения доступа к информации, закон устанавливает ряд случаев, когда возможно свободное использование произведения (без согласия автора). При этом не следует путать свободное использование произведения и использование экземпляров произведения. Согласно ст. 1272 ГК РФ, если оригинал или экземпляры правомерно опубликованного произведения введены в гражданский оборот на территории Российской Федерации путем их продажи или иного отчуждения, дальнейшее распространение оригинала или экземпляров произведения допускается без согласия правообладателя и без выплаты ему вознаграждения.

Ряд оснований свободного использования закреплен в ст. ст. 1273—1280 ГК РФ.

Свободное воспроизведение произведения в личных целях (ст. 1273 ГК РФ). Это правило не распространяется на те случаи, когда использование авторского произведения в личных целях может быть направлено на извлечение материальной выгоды. Например, воспроизведения произведений архитектуры в форме зданий и аналогичных сооружений, воспроизведения программ для ЭВМ.

Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях. Например, цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических или информационных целях; использование произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью и пр. (ст. 1274 ГК РФ).

Свободное использование произведения путем репродуцирования (ст. 1275 ГК РФ). Под репродуцированием (репрографическим воспроизведением) понимается факсимильное воспроизведение произведения с помощью любых технических средств, осуществляемое не в целях издания. Так, в единственном экземпляре и без цели извлечения прибыли это право предоставлено библиотекам и архивам для восстановления, замены утраченных или испорченных экземпляров произведения; либо же по запросам граждан для использования в учебных или научных целях, а также образовательными учреждениями для аудиторных занятий.

Свободное использование произведения, постоянно находящегося в месте, открытом для свободного посещения (ст. 1276 ГК РФ).

Свободное публичное исполнение музыкального произведения во время официальной или религиозной церемонии либо похорон в объеме, оправданном характером такой церемонии (ст. 1277 ГК РФ).

Свободное воспроизведение произведения для целей правоприменения для осуществления производства по делу об административном правонарушении, производства дознания, предварительного следствия или осуществления судопроизводства в объеме, оправданном этой целью (ст. 1278 ГК РФ).

Свободная запись произведения организацией эфирного вещания в целях краткосрочного пользования того произведения, в отношении которого эта организация получила право на сообщение в эфир, при условии, что такая запись делается организацией эфирного вещания с помощью ее собственного оборудования и для собственных передач. При этом организация обязана уничтожить такую запись в течение шести месяцев со дня ее изготовления, если более продолжительный срок не согласован с правообладателем или не установлен законом. Такая запись может быть сохранена без согласия правообладателя в государственных или муниципальных архивах, если она носит исключительно документальный характер.

Правовое регулирование смежных с авторскими прав

10.1.

Объекты смежных прав

Развитие музыки, театра, кино в современном мире невозможно представить без фонограммы, передачи по каналам телевидения и радио. Права исполнителей в данной области получили наименование смежных.

Смежные права в совокупности представляют собой правовые нормы, регулирующие отношения по охране исполнений, постановок, фонограмм, передач организаций эфирного и кабельного вещания, определение режима их использования, а также наделение исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций имущественными и неимущественными правами и защиту этих прав. По своей правовой природе смежные права сходны с авторскими правами, однако имеют самостоятельные объекты.

Объекты смежных прав (ст. 1304 ГК РФ).

Исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров-постановщиков спектаклей (исполнения), если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств. Под исполнением понимается представление произведений, фонограмм, а также других исполнений посредством игры, декламации, пения, танца в живом исполнении или с помощью технических средств (теле- и радиовещания, кабельного телевидения и т. п.). Постановка — это одна из форм исполнения. Кроме того, исполнением признается показ кадров аудиовизуального произведения в их последовательности (с сопровождением или без сопровождения звуком). Важно подчеркнуть, что смежные права исполнителей начинают действовать, только если живое исполнение записывается либо передается по каналам эфирного или кабельного вещания.

Фонограммы, то есть любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение. Экземпляром фонограммы признается любая ее копия на любом материальном носителе, изготовленная непосредственно или косвенно с фонограммы и включающая все зафиксированные звуки или часть звуков.

Сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, в том числе передач, созданных самой организацией эфирного или кабельного вещания либо по ее заказу за счет ее средств другой организацией. Под передачей организации эфирного и кабельного вещания следует понимать набор звуковых и изобразительных сигналов, посылаемых в эфир непосредственно или иным образом, в том числе при кабельном вещании посредством кабеля. Передача представляет собой не любое сообщение, переданное в эфир или по кабелю, а лишь такое сообщение, которое создано самой этой организацией либо по ее заказу и за ее счет другой организацией. Таким образом, если кинофильм или звукозапись созданы не организацией эфирного или кабельного вещания и не по ее заказу, их передача в эфир или по кабелю не создает никаких смежных прав организации эфирного или кабельного вещания. В то же время, если организация эфирного или кабельного вещания сначала записала передачу на аудио- видео- носитель, а затем одновременно осуществила передачу этой записи, у нее возникают и фонограммные права на эту запись, и права на передачу. Кроме того, организация эфирного или кабельного вещания, заказавшая и оплатившая заказ на передачу, созданную другим лицом, приобретает первоначальное смежное право на эту передачу.

Базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов. База данных — это объективная форма представления и организации совокупности данных (статей, расчетов и пр.), систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ.

Произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.

10.2.

Субъекты смежных прав

Субъектами смежных прав являются исполнители, изготовители фонограмм, организации эфирного и кабельного вещания, изготовители баз данных, а также публикаторы произведений науки, литературы, искусства. Если автором произведения может быть только физическое лицо, чьим творческим трудом оно создано, то субъектами смежных прав наряду с физическими могут быть и юридические лица.

Исполнителями (ст. 1313 ГК РФ) являются граждане, чьим творческим трудом создано исполнение: актеры, музыканты, певцы, танцоры и иные лица, которые играют роль, читают, декламируют, поют, играют на музыкальном инструменте или же иным образом исполняют произведения литературы или искусства (в том числе эстрадные, цирковые и кукольные номера). К числу исполнителей также следует относить режиссеров-постановщиков спектаклей и дирижеров.

Изготовителями фонограмм (ст. 1322 ГК РФ) называются лица, взявшие на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков. В свою очередь, под записью понимается фиксация в материальной форме, например в форме кассеты или компакт-диска, позволяющая осуществлять неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение данных звуков.

Изготовителем фонограммы может быть как юридическое, так и физическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую звуковую запись исполнения или иных звуков. При отсутствии доказательств иного производителем фонограммы признается лицо, имя или наименование которого обозначено на фонограмме и (или) содержащем ее футляре обычным образом.

Под организациями эфирного и кабельного вещания (ст. 1329 ГК РФ) понимаются юридические лица, осуществляющие сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач. Например, это могут быть радиостанции, телевизионные компании, как государственные, так и частные, ведущие передачи по каналам кабельного телевидения за дополнительную абонентскую плату. Установленные Гражданским кодексом смежные права на передачи в эфир и по кабелю для всеобщего сведения имеют лишь российские юридические лица, причем только на те передачи, которые осуществляются ими с помощью передатчиков, расположенных в России.

Изготовителем базы данных (ст. 1333 ГК РФ) признается лицо, организовавшее создание базы данных и работу по сбору, обработке и расположению составляющих ее материалов. Это могут быть как граждане, так и юридические лица. При отсутствии доказательств иного изготовителем базы данных признается гражданин или юридическое лицо, имя или наименование которых указано обычным образом на экземпляре базы данных и (или) его упаковке.

Права на обнародованное произведение науки, литературы, искусства принадлежит публикатору. Публикатором, согласно ст. 1337 ГК РФ, признается гражданин, который правомерно обнародовал или организовал обнародование произведения науки, литературы или искусства, ранее не обнародованного и перешедшего в общественное достояние, либо находящегося в общественном достоянии в силу того, что оно не охранялось авторским правом. В соответствии с прямым указанием закона им может быть только физическое лицо.

Наряду с исполнителями, производителями фонограмм и организациями эфирного и кабельного вещания и другими указанными выше лицами, смежными правами могут воспользоваться их правопреемники или наследники. Срок охраны указанных прав не исчисляется с момента фиксации (записи) этих передач, в частности, потому, что до момента фактического сообщения передачи в эфир или по кабелю эти «передачи» как передачи не существуют и не охраняются. Это относится только к имущественным правам наследников и правопреемников первоначальных носителей смежных прав.

Под правопреемниками в данном случае имеются в виду лица, получившие смежные права в порядке общего правопреемства. Смысл законодательного закрепления этой правовой нормы состоит в том, что она устанавливает срок, в течение которого наследники и правопреемники пользуются перешедшими к ним смежными правами.

Что касается объема прав, переходящих к наследникам и правопреемникам, то он не определен. В частности, к наследникам и правопреемникам переходят права на самостоятельное использование объектов смежных прав, т. е. права на совершение положительных действий: право разрешать использование исполнений, постановок, фонограмм, а также право на получение вознаграждения.

Дистанционное обучение для инвалидов по доступным ценам

10.3.

Содержание и виды смежных прав

Закон говорит о нескольких категориях смежных прав:

1) права исполнителей на их исполнения и постановки (исполнительские права);

2) права производителей фонограмм на их фонограммы (фонограммные права);

3) права организаций эфирного и кабельного вещания на их передачи в эфир;

4) права изготовителей базы данных;

5) права публикатора на произведение науки, литературы, искусства.

Указанные категории смежных прав отличаются друг от друга по субъектам, содержанию, срокам охраны и др. Следовательно, нельзя объединять их в один правовой институт. Именно поэтому Гражданский кодекс РФ правомерно употребляет выражение «смежные права» во множественном числе.

Исполнительские права обычно возникают независимо от того, осуществлена ли запись исполнения (постановки). Последняя может представлять собой фонограмму (если исполнение (постановка) воспринимается посредством слуха) или аудиовидеозапись (в остальных случаях).

Исполнительские права обычно возникают с момента исполнения (постановки), но в некоторых случаях — с момента записи или даже с момента опубликования (передачи) этой записи.

Фонограммные права действуют в отношении звукозаписей и являются результатом деятельности производителей (изготовителей) фонограмм. Эти права возникают, как правило, с момента звукозаписи, но иногда с момента ее опубликования.

Права организаций эфирного и кабельного вещания действуют с момента осуществления передачи произведений, фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания для всеобщего сведения независимо от фактического приема их публикой. Предварительная запись передачи не является условием возникновения права, поскольку она произведена до фактического сообщения передачи в эфир или по кабелю и результаты ее не доведены до всеобщего сведения.

Сфера действия смежных прав распространяется на объекты в зависимости от нескольких принципов:

1) принципа гражданства владельца прав;

2) принципа места первого обнародования или опубликования объекта смежных прав.

Иными словами, в отличие от авторского права, возможность приобретать смежные права подчинена принципу территориальности или национальности (гражданства).

Так, права исполнителя признаются за ним, если:

исполнитель является гражданином РФ;

исполнение, постановка впервые имели место на территории РФ;

исполнение, постановка записаны на фонограмму, охраняемую на территории РФ;

исполнение, постановка, не записанные на фонограмму, включены в передачу в эфир или по кабелю, охраняемую на территории РФ;

в иных случаях, установленных международными договорами РФ (ст. 1321 ГК РФ).

Права изготовителя фонограммы (ст. 1328 ГК РФ) признаются за ним, если:

изготовитель фонограммы является гражданином РФ или юридическим лицом, имеющим официальное местонахождение на территории РФ;

фонограмма впервые обнародована на территории РФ или ее экземпляры впервые публично распространялись на территории РФ.

в иных случаях, установленных международными договорами РФ.

Права организации эфирного или кабельного вещания признаются за ней, если организация имеет официальное местонахождение на территории РФ и осуществляет передачи с помощью передатчиков, расположенных на территории РФ.

Исключительное право изготовителя базы данных (ст. 1336 ГК РФ) действует на территории России в случаях, когда:

изготовитель базы данных является гражданином Российской Федерации или российским юридическим лицом;

изготовитель базы данных является иностранным гражданином или иностранным юридическим лицом при условии, что законодательством соответствующего иностранного государства предоставляется на его территории охрана исключительного права изготовителя базы данных, изготовителем которой является гражданин Российской Федерации или российское юридическое лицо;

в иных случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

Исключительное право публикатора (ст. 1341 ГК РФ) распространяется на произведение, обнародованное:

на территории Российской Федерации, независимо от гражданства публикатора;

за пределами территории Российской Федерации гражданином Российской Федерации;

за пределами территории Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства, при условии, что законодательством иностранного государства, в котором обнародовано произведение, предоставляется на его территории охрана исключительного права публикатора, являющегося гражданином Российской Федерации;

в иных случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

Следует иметь в виду, что Российская Федерация ратифицировала Бернскую Конвенцию по охране литературных и художественных произведений 1886 г. и Всемирную Конвенцию об авторском праве 1952 г. (в ред. 1971 г.), предусматривающие взаимную охрану обладателей авторских и смежных прав в странах-участницах обеих конвенций. Кроме того, в Законе об авторском праве нашли отражение основные положения этих конвенций, так что российские правообладатели в других странах-участницах и зарубежные правообладатели в России в одинаковой мере пользуются национальными режимами охраны своих смежных прав.

Бернская Конвенция вступила в силу для России 13 марта 1995 г. Конвенция обеспечивает иностранным фонограммам на территории РФ не национальный режим, а охрану от воспроизведения и импорта экземпляров фонограмм. Конвенция не распространяется на иностранные фонограммы, записанные до 13 марта 1995 г.

Если права исполнителя охраняются на основе принципа гражданства, то не имеет значения, на какой территории имело место исполнение (постановка). Если права охраняются на основе принципа места первого обнародования, то в этом случае не имеет значения гражданство исполнителя (постановщика). Им может быть гражданин РФ, иностранец, беженец или лицо без гражданства.

Первое обнародование дает возможность отделить охраняемые исполнения и постановки от неохраняемых. Вместе с тем указание на «первое» обнародование не означает, что охране подлежат только первые исполнения (постановки), последующие же не охраняются. Каждое исполнение (постановка) является самостоятельным объектом исполнительских прав и охраняется само по себе, даже если оно почти полностью повторяет предшествующее исполнение (постановку). Однако нельзя говорить о полном совпадении последующих исполнений (постановок) произведений.

Поскольку фонограмма представляет собой исключительно звуковую запись, то все сказанное касается только тех исполнений и постановок (или их частей), которые могут быть восприняты на слух.

Для возникновения смежных прав не требуется соблюдения каких-либо формальностей. Изготовитель фонограммы и исполнитель для оповещения о своих правах может использовать знак охраны смежных прав, помещаемый на каждом экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре. Данный знак состоит из трех элементов:

1) латинской буквы «P» в окружности;

2) имени (наименования) обладателя исключительных смежных прав;

3) года первого опубликования фонограммы.

Необходимо заметить, что проставление знака охраны смежных прав является правом, а не обязанностью владельцев смежных прав. Отсутствие этого знака не лишает их каких-либо принадлежащих им смежных прав.

Исполнителю принадлежат исключительные личные неимущественные и имущественные права. К личным неимущественным правам следует относить право на имя, право на защиту исполнения или постановки от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству исполнителя.

Исключительные имущественные права выражаются в праве на использование исполнения или постановки, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования данных объектов смежных прав. Реализуя исключительное право на использование исполнения или постановки, обладатель смежных прав может осуществлять сам или разрешать третьим лицам осуществление передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю исполнения либо постановки при условии, если они не были ранее переданы, либо сообщены, либо, если передача не идет в записи.

Запись ранее не записанных произведений допускается лишь с разрешения обладателя смежных прав; воспроизведение записи, а также ее передала в эфир либо по кабелю — в случае, если первоначально данная запись была произведена не для коммерческих целей. Однако при участии исполнителя на договорных началах в создании аудиовизуального произведения все его имущественные права переходят к изготовителю данного произведения.

Важным элементом имущественных прав исполнителя является его право сдавать или разрешать сдачу в прокат опубликованной в коммерческих целях фонограммы, на которой записаны исполнение или постановка с участием данного исполнителя. Право сдачи в прокат обычно переходит к производителю фонограммы при заключении с исполнителем договора на запись фонограммы исполнения или постановки. При этом исполнитель сохраняет право на вознаграждение за сдачу в прокат экземпляров такой фонограммы.

Однако закон в публичных интересах допускает ограничение прав исполнителя на воспроизведение записи исполнения или постановки в случаях, когда первоначальная запись была произведена с его согласия либо когда воспроизведение осуществляется в тех же целях, для которых было получено согласие исполнителя при записи. Исключительные смежные права передаются пользователям исполнений и другим лицам на договорных началах.

Хотя изготовление аудиозаписи не представляет собой особой формы искусства, от качества фонограммы зависит рейтинг конкретного исполнителя. Для него важно, чтобы его голос на фонограмме звучал не хуже «живого» исполнения. Применение высококачественной фонограммы затрагивает также интересы ее изготовителя, в том числе в силу его конкуренции с другими производителями фонограмм. Этим объясняется предоставление производителю исключительных прав на использование его фонограммы в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования.

Производитель фонограммы вправе осуществлять сам или разрешать другим лицам воспроизводить, перерабатывать фонограмму, а также продавать, сдавать в прокат или импортировать ее экземпляры.

В коммерческом плане интересы производителя наиболее остро затрагивает воспроизведение фонограммы, под которым понимается изготовление одного или более экземпляров фонограммы либо ее части на любом материальном носителе (подп. 5 п. 2 ст. 1324 ГК РФ). Экземпляр фонограммы — это ее копия на носителе, изготовленная как непосредственно, так и косвенно с фонограммы и включающая все звуки или часть звуков, зафиксированных в этой фонограмме. Незаконно произведенная запись не может рассматриваться как некоммерческая.

В случае сдачи фонограммы в прокат необходимо отметить, что это право не охватывает исполнения, зафиксированные в виде видеозаписи, оно не распространяется даже на их «звуковую дорожку», поскольку видеозапись не есть фонограмма. Значит, у исполнителей, чьи исполнения зафиксированы в виде видеозаписи, нет права на прокат фонограммы.

Фонограммы, произведенные и проданные с разрешения производителя, распространяются впоследствии без его согласия и без выплаты вознаграждения. Закон допускает использование фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, без согласия производителя и исполнителя, но с выплатой вознаграждения. Размер вознаграждения и условия его выплаты определяются соглашением между пользователем фонограммы и организацией, управляющей правами производителей фонограмм и исполнителей, за каждый вид ее использования. Пользователи должны предоставить организации, управляющей правами производителей и исполнителей фонограммы, точные сведения о количестве использований фонограммы, а также иные сведения, влияющие на размер и распределение вознаграждения.

Согласно ст. 1326 ГК РФ выплата вознаграждения исполнителям и производителям фонограмм за публичное исполнение и передачу в эфир и по кабелю исполнений и фонограмм должна производиться не отдельным исполнителям и производителям фонограмм непосредственно, а через организации, управляющие правами этих лиц на коллективной основе. Таким образом, отдельные исполнители и производители фонограмм не имеют права требовать вознаграждения от пользователей.

Если соглашением не предусмотрены иные условия, то вознаграждение распределяется поровну между производителем и исполнителем фонограммы. Поскольку продаже фонограммы уже предшествовало согласие и исполнителя, и производителя фонограммы, допускается ее публичное исполнение, передача в эфир и сообщение по кабелю.

Еще одно право для данного объекта — право исполнителей, производителей фонограмм сообщать запись исполнения или постановки, фонограммы для всеобщего сведения таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к ней в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору (право на доведение до всеобщего сведения)

Права организации эфирного и кабельного вещания регламентируются ст. ст. 1329—1332 ГК РФ. Обладая исключительным правом, организация эфирного вещания может использовать его любым не противоречащим закону способом, а также распоряжаться им. Использованием сообщения радио- или телепередачи (вещания) считается:

1) запись сообщения радио- или телепередачи, то есть фиксация звуков и (или) изображения или их отображений с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осуществлять ее неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение;

2) воспроизведение записи сообщения радио- или телепередачи, то есть изготовление одного и более экземпляра записи сообщения радио- или телепередачи либо ее части;

3) распространение сообщения радио- или телепередачи путем продажи либо иного отчуждения оригинала или экземпляров записи сообщения радио- или телепередачи;

4) ретрансляция, то есть сообщение в эфир (в том числе через спутник) либо по кабелю радио- или телепередачи одной организацией эфирного или кабельного вещания одновременно с получением ею такого сообщения этой передачи от другой такой организации;

5) доведение сообщения радио- или телепередачи до всеобщего сведения;

6) публичное исполнение, то есть любое сообщение радио- или телепередачи с помощью технических средств в местах с платным входом независимо от того, воспринимается оно в месте сообщения или в другом месте одновременно с сообщением.

Организации эфирного и кабельного вещания осуществляют свои права с соблюдением прав авторов произведений, прав исполнителей, а в соответствующих случаях — обладателей прав на фонограмму и прав других организаций эфирного и кабельного вещания на сообщения радио- и телепередач.

Права организации эфирного или кабельного вещания признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав, прав исполнителей, а также прав на фонограмму.

Исключительное право на базы данных (ст. 1334 ГК РФ) возникает у изготовителя, только если создание базы (включая обработку или представление соответствующих материалов) требует существенных финансовых, материальных, организационных или иных затрат. При отсутствии доказательств иного базой данных, создание которой требует существенных затрат, признается база данных, содержащая не менее десяти тысяч самостоятельных информационных элементов (материалов), составляющих содержание базы данных.

Лицо, правомерно пользующееся базой данных, вправе без разрешения правообладателя извлекать из такой базы данных материалы и осуществлять их последующее использование в личных, научных, образовательных и иных некоммерческих целях в объеме, оправданном указанными целями, и в той мере, в которой такие действия не нарушают авторские права изготовителя базы данных и других лиц.

Использование материалов, извлеченных из базы данных, способом, предполагающим получение к ним доступа неограниченного круга лиц, должно сопровождаться указанием на базу данных, из которой эти материалы извлечены.

Помимо исключительного права, изготовителю базы данных принадлежит право указывать на экземплярах базы данных и (или) их упаковках свое имя или наименование.

Публикатору произведения науки, литературы, искусства принадлежат:

1) исключительное право публикатора на обнародованное им произведение (имеет имущественный характер)

2) право на указание своего имени на экземплярах обнародованного им произведения и в иных случаях его использования, в том числе при переводе или другой переработке произведения (личное неимущественное право).

Исключительное право публикатора включает в себя следующие правомочия (их содержание аналогично содержанию авторских правомочий):

1) воспроизведение произведения;

2) распространение произведения;

3) публичный показ произведения;

4) импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения;

5) прокат оригинала или экземпляра произведения;

6) публичное исполнение произведения;

7) сообщение в эфир и по кабелю;

8) доведение до всеобщего сведения.

Смежные права в Российской Федерации имеют определенный срок действия в том их объеме, как они определены в законе.

Права исполнителя действуют в течение всей жизни исполнителя, но не менее 50 лет после первого исполнения или постановки. Исключение из этого правила составляют право на имя и на защиту исполнения от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству. Эти права бессрочны.

Права изготовителя фонограммы действуют в течение 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором была осуществлена запись, или в течение 50 лет после ее обнародования, если это произошло в течение 50 лет после осуществления записи.

Такой же срок действия прав определен для вещательных организаций, т. е. в течение 50 лет после осуществления первой передачи в эфир или по кабелю.

Исключительное право изготовителя базы данных возникает в момент завершения ее создания и действует в течение 15 лет, считая с 1 января года, следующего за годом ее создания. Исключительное право изготовителя базы данных, обнародованной в указанный период, действует в течение пятнадцати лет, считая с 1 января года, следующего за годом ее обнародования.

Права публикатора возникают в момент обнародования произведения и действуют в течение 25 лет.

По общему правилу сроки действия различных смежных прав исчисляются с 1 января года, следующего за годом, в котором имели место первое исполнение, обнародование, первое опубликование фонограммы либо первая передача.

Если исполнители не объединены в коллектив, каждый из них является носителем своих исполнительских прав. Но если исполнители составляют коллектив, носителем исполнительских прав всех его членов является руководитель такого коллектива.

Обычно коллективы исполнителей являются самостоятельными юридическими лицами, и члены коллектива работают в нем по трудовым договорам. Для членов коллектива все их исполнения в составе такого коллектива можно считать «служебными». Исключительные имущественные исполнительские права на все служебные исполнения, таким образом, переходят к работодателю — руководителю коллектива.

В случае, когда коллективы исполнителей не являются юридическими лицами, а создаются на время, на сезон, работники коллектива могут быть связаны с его руководителем гражданскими договорами подрядного типа или договором простого товарищества.

Таким образом, договор, предоставляющий пользователю исполнительские права и подписанный руководителем коллектива исполнителей, является правовым основанием для освобождения пользователя от ответственности в случае предъявления к нему претензий со стороны отдельных исполнителей по поводу нарушения их исполнительских прав. Однако это не исключает возможности предъявления отдельными исполнителями претензий к руководителю коллектива, если он нарушил условия договоров, заключенных им с отдельными исполнителями.

Для некоторых правообладателей течение срока действия смежных прав происходит несколько иначе: этот отсчет может начинаться лишь с 1 января года, следующего за годом реабилитации, если исполнитель был репрессирован и реабилитирован посмертно. На четыре года увеличивается также срок охраны смежных прав исполнителя, работавшего во время Великой Отечественной войны или участвовавшего в ней.

11.1.

Объекты патентного права


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: