БИЛЕТ № 20
Верхний – 45,5% объемных.
Предельно-допустимая концентрация (ПДК) сероводорода в воздухе рабочей зоны 10 мг/м3, в смеси с углеводородами –3 мг/м3. ПДК сероводорода в воздухе населенных мест 0,008 мг/м3.
ПДК и пределы взрываемости сероводорода.
Требования к заземлению скважин.
В качестве заземлителя для электрооборудования глубинно-насосной установки должны использоваться кондуктор или техническая колонна скважины.
Кондуктор должен быть связан с рамой станка качалки не менее чем двумя заземляющими стальными проводниками, приваренными в разных местах к кондуктору и раме. Сечение каждого проводника должно быть не менее 48 кв. мм.
Заземляющие проводники, соединяющие раму станка качалки с кондуктором должны быть заглублены в землю не менее чем на 0,5 м. В качестве заземляющих проводников может применяться сталь: круглая – диаметром 10 мм, полосовая, угловая или другого профиля. Применение для этих целей стального каната не допускается.
|
|
При установке электродвигателя на поворотных салазках, он заземляется гибким стальным проводником, сечением не менее 35 кв. мм.
При определенной концентрации сероводорода в воздухе образуется взрывоопасная смесь.
Пределы взрываемости сероводорода в смеси с воздухом:
нижний –4, 3% объемных;
Сероводород сильный нервный яд, вызывающий смерть от остановки дыхания. Порог ощущения запаха сероводорода 0,012-0,014 мг/м3., значительный запах – при 4 мг/м3, а при 7-11 мг/м3 – запах тягостный. При более сильных концентрациях запах менее сильный и неприятный.
При концентрации 200-280 мг/м3 наблюдается жжение в глазах, светобоязнь, слезотечение, раздражение в носу и зеве, металлический вкус во рту. Усталость, головные боли, стеснение в груди, тошнота. При концентрации 1000 мг/м3 и выше может наступить почти мгновенное отравление. Судороги и потеря сознания сопровождающиеся быстрой смертью от остановки дыхания, а иногда и от паралича сердца. При длительном пребывании человека в сероводородной среде происходит привыкание к запаху, поэтому отравление может произойти без ощущения присутствия сероводорода.
Широкое применение в нашей стране получили погружные установки центробежных электронасосов. Начали применяться гидропоршневые насосы, и прошли успешные промышленные испытания винтовые насосы. Средний дебит нефтяной скважины, оборудованной такой установкой, составляет 120—140 т/сут, в то время как дебит скважин, оборудованных штанговыми насосными установками, всего 15 т/сут. Большое преимущество этих установок — простота обслуживания, большой межремонтный период работы — более 1 года. Нередки случаи, когда на отдельных месторождениях установки работают более 2—3 лет без подъема.
|
|
УСТАНОВКА ПОГРУЖНОГО ЦЕНТРОБЕЖНОГО ЭЛЕКТРОНАСОСА
Установка погружного центробежного электронасоса состоит из следующих основных элементов: насосного агрегата (насос, электродвигатель, протектор ), который спускается на колонне насосно-компрессорных труб; бронированного кабеля; устьевой арматуры; автотрансформатораи станции управления.
Погружной электродвигатель (ПЭД) 1 расположен под насосом, вал которого соединяется с валом насоса посредством шлицевого соединения вала протектора. ПЭД представляет собой асинхронный двигатель трехфазного тока в герметичном исполнении — помещен в стальную трубу, заполненную трансформаторным маслом. Ток питания подводится через бронированный кабель, который спускается в скважину параллельно насосно-компрессорным трубам (НКТ) и крепится к ним хомутиками. Конец кабеля плоский. Кабель имеет кабельную муфту для соединения токоподвода с выводными концами статорной обмотки. Питание электродвигателя осуществляется от промысловой сети, напряжение которой регулируется автотрансформатором.Управление и контроль за работой насоса проводят с помощью станции управления.
Длина электродвигателя в зависимости от мощности может достигать 10 м. Статор двигателя состоит из магнитныхи немагнитныхпакетов, собранных в общем корпусе. Обмотка статора (общая для всех пакетов) выполнена из масло- и теплостойких материалов. Ротор двигателя состоит из отдельных секций, собранных на валу. Между роторными секциями установлены промежуточные опорные подшипники качения или скольжения. Скорость вращения ротора ПЭД составляет около 3000 об/мин.
Для серийных центробежных насосных установок выпускают двигатели мощностью от 10 до 125 кВт. Наружные диаметры корпусов равны 103, 117 и 123 мм. В настоящее время выпускаются погружные электродвигатели в термостойком исполнении для эксплуатации установок при температурах до 95°С.
Погружной центробежный электронасос монтируется также в стальной трубе. Рабочие колесасобраны на валу(на шпонке) скользящей посадкой. Колеса расположены в соответствующих направляющих аппаратахкак на подпятниках. Для уменьшения трения в расточку нижнего диска колеса запрессованы текстолитовые шайбы 6. Вал поддерживается подшипниками: верхним — скольженияи нижним радиально-упорным. Число рабочих колец и направляющих аппаратов (ступеней) в серийно выпускаемых насосах колеблется от 84 до 332. Длина корпуса насоса не превышает обычно 5,5 м. При большом числе ступеней их размещают в двух, а иногда и в трех корпусах, соединенных в секции одного насоса. В соединительном патрубке верхней части насоса устанавливают обратный шариковый клапан, который необходим для заполнения НКТ жидкостью перед пуском насосного агрегата в эксплуатацию и удержания жидкости в них при вынужденных остановках работы скважины. Над обратным клапаном в конце НКТ имеется сливной патрубок, используемый для спуска жидкости при подъеме насосного агрегата на поверхность.
В зависимости от условий эксплуатации используют также насосы в износоустойчивом исполнении, которые применяют в обводненных скважинах со значительным содержанием песка (до 1 %). Рабочие колеса этих насосов изготовляют из полиамидной смолы, а в корпусе насоса устанавливают промежуточные резино-металлические подшипники.
Протектор состоит из двух герметично изолированных друг от друга секций, через которые проходит вал с двумя шлицевыми концами для соединения посредством специальных муфт с валами насоса и электродвигателя. Верхняя секция заполнена специальной смазкой для снабжения упорных подшипников насоса, а нижняя секция — трансформаторным маслом для подачи в электродвигатель по мере ее убыли при работе. Давление в секциях протектора несколько больше давления в скважине, что предотвращает возможность попадания скважинной жидкости в двигатель.
|
|
Корпусы насоса, протектора и электродвигателя соединены между собой фланцами. Наружные диаметры корпуса насоса и протектора соответственно равны 92 и 114 мм.
Устье скважины оборудуют устьевым оборудованием ОУЭН. Насосный агрегат на НКТ подвешивают на специальной разъемной эксцентричной планшайбе, имеющей отверстие для кабеля.Крестовинанавинчивается на ответную муфту колонной головки и имеет боковые задвижки. Места ввода кабеля и НКТ уплотняются разъемным корпусом и резиновым уплотнителем, который поджимается разъемным фланцем. Межтрубное пространство соединено с выкидной линией, на которой установлен обратный клапан для отвода газа при работе скважины. Задвижка 8 позволяет спускать в скважину различные измерительные приборы и механические скребки для очистки подъемных труб от парафина. С этой целью на тройнике устанавливают лубрикатор. Задвижка, установленная на выкиде устьевой арматуры, необходима для изменения режима работы скважины в процессе ее исследования. Давления на выкиде и в межтрубном пространстве замеряются манометрами.