Итог
Том, где кончается наука
Там, где кончается наука.
- Какое явление иллюстрирует приведенный ниже текст? Что вы думаете по поводу данного явления?
Знаменитый английский физик Дж. Рэлей интересовался парапсихологией и спиритизмом, а под конец жизни даже был президентом Общества психических исследований. К изучению всех этих таинственных явлений он подходил с основательностью физика-экспериментатора. Так, для проверки способностей одного медиума, который умел на спиритическом сеансе в темноте заставить духов писать и рисовать, Рэлей запаял в большую реторту лист бумаги и два карандаша. Опыт закончился неудачей, гости с того света не смогли оставить на бумаге ни следа. Эта реторта хранится в доме-музее Рэлея в Эссексе, и бумага остается чистой уже более 120 лет.
- Каково ваше мнение по поводу следующей информации? Ответ аргументируйте.
Некоторые энтузиасты пытаются если не доказать существование призраков и привидений, то хотя бы рационально объяснить, откуда могут браться эти фантомы. Канадский нейрофизиолог М. Персинджер собрал 203 сообщения о появлении призраков умерших за последние 37 лет и сопоставил их с географическими данными о магнитной активности в соответствующие дни. Оказалось, что обычно призраки появляются зо время высокой геомагнитной активности, в периоды магнитных бурь.
|
|
Характерные черты паранауки - туманность и загадочность сведений, которыми она оперирует.
Причина появления - ограниченные возможности науки, которая не может ответить на все вопросы.
Отличительные черты паранауки:
• Паранаука отличается претензией на универсальность.
• Завышенные претензии на внимание к себе.
• Нередко нетерпимость к традиционной науке. Положительное воздействие паранауки в том, что она способствует выдвижению новых научных проблем.
Вот и закончилась наша пресс-конференция. Давайте подведем ее итоги.
- С какими ненаучными способами познания истины мы познакомились? Какой из них вам показался самым убедительным?
- Что объединяет все эти направления?
- Можно ли утверждать, что ненаучное познание ведет человека к истине? Ответ аргументируйте.
- Выполните задания к параграфу.
Домашнее задание Выучите § 23, выполните задания.
Нередко из уст школьников, которые стоят на пороге взрослой самостоятельной жизни можно услышать следующие фразы: «Зачем мне ваши физика, химия, история? Разве на науке сейчас заработаешь? Проигрышный вариант...» Можно ли считать подобные взгляды обоснованными? Что такое «научное познание»? Неужели наука действительно перестала привлекать умы и сердца людей? Задумаемся над этими вопросами.
- Почему у некоторых людей сложилось негативное отношение к научному познанию, почему увеличивается число шарлатанов и обманщиков? Попробуем найти ответы на эти вопросы с помощью глубокого анализа материалов § 24. Для этого разобьемся на шесть творческих групп.