Научное познание

Итог

Научное мышление и современный человек.

1. Насколько связаны человек и наука в наши дни? Приведите примеры.

2. Проследите исторический процесс постепенного роста научного мышления человека.

3. Какие тенденции стали наблюдаться в последние десятилетия в ряде стран по отношению к научным знаниям?

4. Укажите причины возрастания альтернативных научным взглядов и установок.

5. А как считаете вы?

- Подведем итоги нашего анализа проблемы. Посмотрите на схему:

Наука является основной формой человеческого познания

Обыденное сознание отличается непостоянностью, изменчивостью под воздействием обстоятельств

Научное познание отличается от обыденного:

• стремлением к максимальной объективности в описании изучаемых предметов и явлений;

• особым (научным) языком, используемым для их описания;

• специфическими способами обоснования истинности полученных знаний;

• желанием получить знания, которыми удовлетворяются не только сиюминутные, но важные и для будущих поколений потребности общества

Главной задачей эмпирического уровнинаучного познания является описание предметов и явлений, а основной формой получаемого знания - эмпирический (научный) факт На теоретическомуровне происходит объяснение изучаемых явлений, получаемое знание фиксируется в форме законов, принципов и научных теорий, в которых раскрывается сущность познаваемых объектов
Основными методами, используемыми в процессе эмпирического познания, являются методы наблюдения,эмпирического описания и эксперимента Метод гипотезы,а также формулирования научной теории
Наблюдениепредставляет собой целенаправленное изучение отдельных предметов и явлений, в ходе которого происходит получение знания о внешних свойствах и признаках изучаемого объекта. Наблюдениеопирается на такие формы чувственного познания, как ощущение, восприятие, представление Сущностьюметода гипотезы является выдвижение и обоснование некоторых предположений, с помощью которых рассчитывают объяснить те эмпирические факты, которые не укладываются в рамки прежних учений
Итогом наблюдения является эмпирическое описание,в процессе которого полученные сведения фиксируются с помощью средств языка либо в других знаковых формах Цельюпроверки гипотезы является формулирование законов, принципов или теорий, объясняющих явления окружающего мира. Такие гипотезы называют объяснительными
Экспериментомназывается такой метод изучения явлений, который осуществляется в строго определенных условиях, причем последние могут при необходимости воссоздаваться и контролироваться субъектом познания (ученым) Гипотеза:развитие человечества носит прогрессивный характер
Особым видом эксперимента является мыслительный эксперимент,при котором заданные условия являются воображаемыми, но обязательно соответствующими законам науки и правилам логики На основе проверки гипотез происходит построение научных теорий- особым образом построенных систем взаимосвязанных утверждений и законов науки
При проведении мыслительного эксперимента ученый оперирует не реальными объектами познания, а их образами или теоретическими моделями.На этом основании данный эксперимент относят не к эмпирическим, а к теоретическим методам научного познания  
Моделирование познания - этот метод основан на принципе подобия
С этим методом связан такой прием, как аналогия - умозаключение о сходстве объектов в определенном отношении на основе их сходства в ряде иных отношений. Получил распространение в современных условиях. Используется в тех случаях, когда сам объект либо труднодоступен, либо его прямое изучение экономически невыгодно и т. д. Его сущность состоит в том, что непосредственно исследуется не сам объект, а его аналог, его заместитель, его модель, а затем полученные при изучении модели результаты по особым правилам переносятся на сам объект
Виды моделирования: предметное, знаковое, аналоговое, мысленное

Домашнее задание Выучите § 24, выполните задания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: