Роликовые колесные пары

ТИПЫ КОЛЕСНЫХ ПАР:

РУ1-950 - роликовая колесная пара с подшипником на горячей посадке.

РУ1Ш-950 - роликовая колесная пара с подшипником на горячей посадке и с торцевым креплением подшипников шайбой.

Колесная пара состоит: ось, 2 колеса и 2 роликовых буксовых узла.

ОСЬ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ - это металлический брус переменного сечения.

ОСЬ РУ1 – торцевое крепление подшипников гайкой. Состоит:

  • средняя часть
  • подступичная часть
  • предподступичная часть
  • шейка оси
  • торец оси

ОСЬ РУ1Ш – к шейке оси крепятся подшипники шайбой.

КОЛЕСО КОЛЕСНОЙ ПАРЫ состоит: ступица, центр, обод.

ПОВЕРХНОСТЬ ОБОДА КОЛЕСА состоит:

  1. Гребень – удерживает колесо на рельсах.
  2. Поверхность обода – имеет сложную форму.
  3. Фаска под углом 45°.

Уклон поверхности обода от гребня 1:20, затем 1:7 до фаски.


НЕИСПРАВНОСТИ ПОВЕРХНОСТИ ОБОДА КОЛЕСА:

1. ПОЛЗУН - это износ поверхности обода колеса при движении колесной пары юзом. В эксплуатации ползун допускается глубиной не более 1 мм. В пути следования могут быть случаи, когда ползун > 1 мм. Действия поездной бригады при этом:

ü при глубине ползуна от 1 до 2 мм – допускается следование поезда до ближайшего пункта смены колесных пар со скоростью не свыше 100 км/ч;

ü от 2 до 6 мм – со скоростью 15 км/ч до ближайшей станции;

ü от 6 до 12 мм – со скоростью 10 км/ч;

ü свыше 12 мм – движение разрешается с заторможенной колесной парой (ручным тормозом) или вывешенной колесной парой (колеса на башмаках).

2. НАВАР – получается при образовании ползунов, когда колесная пара в момент образования ползуна проворачивается вокруг оси. В эксплуатации допускается навар высотой не более 0,5мм.

При наваре высотой более 0,5мм требования такие же, как при ползуне более 1мм.

3.ВЫЩЕРБИНА – это выкрашивание металла. В эксплуатации допускаются выщербины глубиной не более 10мм или длиной не более 25мм. Выщербины глубиной до 1мм не учитываются независимо от длины, если в поверхности выщербины нет расслоений металла вглубь или трещин.

Другие неисправности поверхности обода колеса:

ü равномерный прокат;

ü неравномерный прокат;

ü откол обода (наружной грани);

ü кольцевые выработки до 1мм;

ü толщина гребня более 33мм и менее 28мм(при скоростях движения до 140 км/ч) и менее 25мм(при скоростях движения до 120 км/ч)при измеиении на расстоянии 18мм от вершины гребня;

ü Толщина обода колеса должна быть не менее35 мм(при скоростях движения до140км/ч)и не менее 30мм(при скоростях движения до120км/ч)

ü остроконечный накат гребня;

ü подрез гребня высотой более 18мм допустим

üместное уширение обода колеса(раздавлено) не более 5мм

Трещины в деталях колесной пары не допускаются!

Колесо на ось устанавливается с помощью прессовой посадки.

Сдвиг ступицы колеса не допускается (на подступичной части)!

РОЛИКОВЫЙ БУКСОВЫЙ УЗЕЛ - с двумя цилиндрическими подшипниками на горячей посадке.

Буксы предназначены для передачи нагрузки от тележки или рамы кузова вагона на шейки осей, а так же для ограничения продольного и поперечного перемещения колесной пары при движении вагона.

Роликовый буксовый узел состоит:

ü лабиринтное кольцо – установлено на предподступичной части оси на горячей посадке;

ü корпус роликовой буксы с кронштейнами для надбуксово-рессорного подвешивания;

ü два роликовых цилиндрических подшипника на горячей посадке (передний и задний);

ü торцевое крепление роликовых подшипников (два типа креплений: гайкой и шайбой);

ü смазка – закладывается в подшипники, типа ЛЗ-ЦНИИ или БУКСОЛ;

ü крепительная крышка с уплотнительным резиновым кольцом диаметром 4 мм и крепительными болтами (4 или 6 шт.);

ü смотровая крышка с уплотнительной резиновой прокладкой и крепительными болтами (4 шт. М12);

ü на правой стороне колесной пары под левые верхние крепительные болты устанавливается бирка, на которой выбиваются клейма: номер оси колесной пары, дата полного освидетельствования, и клеймо пункта, производившего полное освидетельствование.

ПРОВЕРКА РОЛИКОВОЙ БУКСЫ НА НАГРЕВ производится на стоянках свыше 10 мин., при выключении сигнализации контроля нагрева букс на стоянках свыше 5 мин., при срабатывании приборов безопасности, установленных на железнодорожных путях.

Порядок проверки роликовой буксы на нагрев: рукой проверить нагрев верхней части корпуса роликовой буксы в расположении переднего и заднего подшипников и дополнительно проверить на нагрев торец смотровой крышки.

Термодатчик находится в средней части корпуса роликовой буксы.

НЕИСПРАВНОСТИ РОЛИКОВЫХ БУКС:

1)излом или разрушение элементов подщипника

2) излишнее или недостаточное количество смазки

3)неправильная сборка

4)попадание в смазку буксы механических примесей(песок, металлические частицы)

ПРИЗНАКИ НЕИСПРАВНОСТИ РОЛИКОВЫХ БУКС:

1) повышенный нагрев одного из подшипников или смотровой крышки одной буксы, или нагрев корпуса роликовой буксы относительно соседних букс этого вагона (способ сравнения)

2) вибрация одной стороны тележки (вагона). В этом случае причиной может быть неисправность подшипника или поверхности обода колеса колесной пары;

3) выброс смазки из лабиринтной части роликовой буксы на центр обода колеса или на нижнюю часть рамы вагона;

4) при движении появились запахи, искрение с какой-то стороны вагона, может быть отвал шейки оси.

5) облезлость краски корпуса буксы, деформация смотровой крышки

Чрезмерный нагрев буксы может привести к излому шейки оси колесной пары. Поэтому для своевременного обнаружения повышения температуры букс все пассажирские вагоны оборудованы сигнализацией контроля нагрева букс(СКНБ)

Кроме того,для обнаружения нагрева букс на перегонах имеются специальные автоматизированные приборы(ПОНАБ, ДИСК, КТСМ). При прохождении поезда через эту систему, в случае обнаружения перегретой буксы,вырабатывается электрический сигнал, который поступает к дежурному по станции или на ПТО. Дежурный по станции сообщает машинисту о неисправности и необходимости остановки поезда для принятия соответствующих мер.

Кроме нагрева букс данные приборы позволяют также выявить дефекты поверхности катания колес, наличие заторможенных колес, негабарит, волочащиеся детали.

В пути следования техническое состояние вагона контролируется по следующим параметрам:

ПОНАБ - Прибор Обнаружения Нагрева Аварийных Букс (определение на нагрев подвижного состава)
диск - дистанционная Система Контроля технического состояния подвижного состава на ходу поезда: тормоза, буксы, шкивы, редукторы (подшипники), карданные валы, обода колес
диск-к - обнаружение дефектов поверхности Катания колеса
диск-т - определение заТорможенных колодок
диск-в - определение Волочащихся деталей
Диск-г - поиск свисающих деталей (Габарит)
диск-п - определение Перегруза вагона
ктсм - комплексная система контроля безопасности
укспс - система контроля нижней габаритности подвижного состава

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: