Последствия чрезвычайных ситуаций на химически и радиационно-опасных объектах

Аварии на радиационно-опасных объектах (понятие, классификация).

Аварии на химически опасных объектах (понятие, классификация).

Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Под ред. Арустамова Э. А. С. 232-239.

Химическая авария – авария на химически опасном объекте, сопровождающаяся выбросом опасных химических веществ, способным привести к гибели или химическому заражению окружающей природной среды, людей, продовольствия, пищевого сырья и кормов сельскохозяйственных животных.

В химических отраслях аварии делят на две категории:

1) аварии в результате взрывов, вызывающих разрушение технологической схемы, инженерных сооружений и полностью или частично прекращение выпуска продукции, а для восстановления требуется специальные ассигнования от вышестоящих организаций;

2) аварии, в результате которых повреждено основное или вспомогательное технологическое оборудование, полностью или частично прекращен выпуск продукции, но для восстановления производства не требуется специальные ассигнования вышестоящих инстанций.

Классификация аварий выглядит следующим образом:

- частная – авария, либо не связанная с выбросом СДЯВ, либо произошла незначительная утечка ядовитых веществ;

- объектовая – авария, связанная с утечкой СДЯВ из технологического оборудования или трубопроводов. Глубина пороговой зоны менее радиуса санитарно-защитной зоны вокруг предприятия;

- местная – авария, связанная с разрушением большой единичной емкости или целого склада СДЯВ. Облако достигает зоны жилой застройки, проводится эвакуация из ближайших жилых районов и другие соответствующие мероприятия;

- региональная – авария со значительным выбросом СДЯВ. Наблюдается распространение облака вглубь жилых районов;

- глобальная – авария с полным разрушением всех хранилищ со СДЯВ на крупных химически опасных предприятиях. Такое возможно в случае диверсии, в военное время или в результате стихийного бедствия.

Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Под ред. Арустамова Э. А. С. 239-245.

К авариям с выбросом или угрозой выброса радиоактивных веществ относятся аварии, происходящие на атомных станциях, ядерных установках исследовательских центров, атомных судах и при падении летательных аппаратов с ядерными энергетическими установками на борту, а также на предприятиях ядерно-оружейного комплекса.

Радиационные аварии подразделяются на:

- локальные – нарушение в работе РОО, при котором не произошел выход радиоактивных продуктов или ионизирующих излучений за предусмотренные границы оборудования, технологических систем, зданий и сооружений в количествах, превышающих установленные для нормальной эксплуатации предприятия значения;

- местные – нарушение в работе РОО, при котором произошел выход радиоактивных продуктов в пределах санитарно-защитной зоны и в количествах превышающих установленные нормы для данного предприятия;

- Общие – нарушение в работе РОО, при котором произошел выход радиоактивных продуктов за границу санитарно – защитной зоны и в количествах, приводящих к радиоактивному загрязнению прилегающей территории и возможному облучению проживающего на ней населения выше установленных норм.

Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Под ред. Арустамова Э. А. С. 232-239.

Последствиями аварий на химически опасных объектах могут быть заражение окружающей среды опасными ядовитыми веществами и массовые поражения людей, животных и растений.

Массовое поражение людей может произойти, если при аварийном выбросе опасного химического вещества образуется очаг химического поражения, предоставляющий опасность для рабочих и служащих производственного участка (на объекте народного хозяйства), для населения жилых кварталов (в городе) и рабочих поселков или сельских населенных пунктов (в загородной зоне). Главный поражающий фактор здесь – химическое заражение приземного слоя атмосферы. Возможно также заражение водных источников, почвы, растительности и т.д.

Последствиями аварий на радиационно-опасных объектах могут быть загрязнения местности, облучение персонала ядерно - и радиационно-опасных объектов и населения. Степень опасности и масштабы ЧС будут определяться количеством и активностью выброшенных радиоактивных веществ, а также энергией и качеством сопровождающих их распад ионизирующих излучений.

Тема 8. Аварии на пожаро – и взрывоопасных объектах:

  1. Понятие и категории пожаро - и взрывоопасных объектов.

Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Под ред. Арустамова Э. А. С. 245-269.

Пожаро - и взрывоопасные объекты (ПВОО) – предприятия, на которых производится, хранятся, транспортируются взрывоопасные продукты или продукты, приобретающие при отдельных условиях способность к возгоранию или взрыву.

К ним, прежде всего, относятся производства, где используются взрывчатые и имеющие высокую степень возгораемости вещества, а также железнодорожный и трубопроводный транспорт как несущий основную нагрузку при доставке жидких, газообразных пожаро - и взрывоопасных грузов.

По взрывной, взрывопожарной и пожарной опасности ПВОО подразделяются на пять категорий: - А, Б, В, Г, Д. Особенно опасны объекты, относящиеся к категории А, Б, В.

Категория А – нефтеперерабатывающие заводы, химические предприятия, трубопроводы, склады нефтепродуктов.

Категория Б – цехи приготовления и транспортировки угольной пыли, древесной муки, сахарной пудры, выбойные и размольные отделения мельниц.

Категория В – деревообрабатывающие, столярные, модельные, лесопильные производства.

Категория Г – склады и предприятия, связанные с переработкой и хранением несгораемых веществ в горячем состоянии, а также со сжиганием твердого, жидкого или газообразного топлива.

Категория Д – склады и предприятия по хранению несгораемых веществ и материалов в холодном состоянии, например мясных, рыбных и других продуктов.

  1. Характеристики аварии на пожаро - и взрывоопасных объектах.

Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Под ред. Арустамова Э. А. С. 245-269.

К авариям на ПВОО относятся: пожары с последующим взрывом газообразных (сжиженных) углеводородных продуктов, топливно-воздушных смесей и других взрывоопасных веществ и взрывы чаще всего в результате свободного истечения легковоспламеняющихся взрывоопасных жидкостей или газов, приводящие к возникновению многочисленных очагов пожаров.

Особым случаем взрыва является объемный взрыв, когда подрывается газообразная или аэрозольная смесь, занимающая значительный объем. Характерный пример такого взрыва – взрыв при утечке газа. При этом взрывоопасное облако способно проникать в закрытые помещения через окна, люки и т.п. и взрыв может поражать людей и причинять разрушения в местах, защищенных стенами.

ЧС, создающееся на ПВОО, часто осложняются тем, что многие взрывоопасные вещества ядовиты или образуют при сгорании химически опасные вещества.

  1. Мероприятия по предотвращению аварий на пожаро - и взрывоопасных объектах.

Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Под ред. Арустамова Э. А. С. 245-269.

При планировании мероприятий по борьбе с авариями надо учитывать, что они проходят пять фаз: первая – накопление отклонений от нормального процесса; вторая – инициирование аварий; третья – развитие аварий, во время которой оказывается воздействие на людей, природную среду и объекты народного хозяйства; четвертая – проведение спасательных и других неотложных работ, локализация аварии; пятая – восстановление жизнедеятельности после ликвидации последствий аварии.

Противопожарная профилактика – комплекс организационных и технических мероприятий по предупреждению, локализации и ликвидации пожаров, а также по обеспечению безопасной эвакуации людей и материальных ценностей в случае пожара.

Противопожарная профилактика в зданиях и на территории предприятий обеспечивается: правильным выборов степени огнестойкости объекта и пределов огнестойкости отделочных элементов и конструкций; ограничением распространения огня в случае возникновения очага пожара; применением систем противодымной защиты; безопасной эвакуации людей; применением средств пожарной сигнализации, извещения и пожаротушения; организацией пожарной охраны.

Тема 9. Аварии на транспорте:

  1. Понятие и разновидности аварий на транспорте.

Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Под ред. Арустамова Э. А. С. 269-271.

Транспортные аварии – это экстремальное событие на транспорте техногенного происхождения или являющееся следствием случайных внешних воздействий, повлекшее за собой повреждение транспортных средств, человеческие жертвы и материальный ущерб.

Аварии на транспорте:

Аварии на железнодорожном транспорте.

Аварии в метрополитене.

Аварии на автомобильном транспорте.

Аварии на морском и речном транспорте.

Аварии на воздушном транспорте.

  1. Рекомендации пассажирам по поведению и действиям при авариях и катастрофах на различных видах транспорта.

Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Под ред. Арустамова Э. А. С. 269-271. Энциклопедия экстремальных ситуаций. М., Гостюшин А. В., Зеркало, 1997.

При авариях на железнодорожном транспорте и в метрополитене для уменьшения последствий возможной аварии пассажиры должны строго соблюдать правила поведения в поездах.

На автомобильном транспорте одним из правил безопасности является неукоснительное выполнение требований дорожных знаков. Если же вопреки принимаемым мерам не удается избежать дорожно-транспортного происшествия, то необходимо управлять машиной до последней возможности, принимая все меры для того, чтобы уйти от удара со встречным автомобилем, т. е. свернуть в кювет, кустарник или забор. Если же это неосуществимо – перевести лобовой удар в скользящий боковой. При этом нужно упереться ногами в пол, голову наклонить вперед между рук, напрягая все мышцы, упереться руками в рулевое колесо или переднюю панель. Пассажир, находящийся на заднем сидении, должен закрыть голову руками и завалиться набок. Если рядом ребенок, крепко прижать его, накрыть собой и также упасть набок. Наиболее опасное место – переднее сидение, поэтому детям до 12 лет запрещается сидеть на нем. Как правило, после удара двери заклинивает, и выходить приходится в окно. Машина, упавшая в воду, может некоторое время держаться на плаву. Выбираться из нее нужно через окно. Оказав первую помощь, необходимо вызвать «скорую помощь» и ГИБДД.

При кораблекрушении по распоряжению капитана спасательная команда осуществляет посадку пассажиров в шлюпки и на плоты в следующей последовательности: вначале женщины и дети, раненые и старики. В шлюпки загружается также питьевая вода, лекарства, продовольствие, одеяла и др. все плавучие средства со спасенными должны держаться вместе и, если есть возможность, плыть к берегу или трассе прохождения пассажирских судов. Необходимо организовать дежурство по наблюдению за горизонтом, воздухом. Пищу и воду расходовать экономно. Нужно помнить, что человек без воды может прожит от трех до десяти суток, тогда как без пищи – более месяца.

Безопасность полета зависит не только от экипажа, но и от пассажиров. Пассажиры обязаны занимать места согласно номерам, указанным в авиабилетах. Садиться в кресло следует так, чтобы в случае аварии не травмировать ноги. Для этого ноги необходимо упереть в пол, выдвинув их, как можно дальше, но не под расположенное впереди кресло. Заняв свое место, пассажир должен выяснить, где находятся аварийные выходы, медицинская аптечка, огнетушители и другое вспомогательное оборудование. Если полет будет проходить над водой, то следует до взлета узнать, где находится спасательный жилет и как им пользоваться. При взлете и посадке пассажир должен пристегнуть ремни безопасности. При аварийной посадке самолета эвакуация осуществляется через аварийные выходы по надувным трапам. Покинув самолет, следует быстро оказать помощь пострадавшим и не оставаться вблизи самолета.

  1. Последствия аварий и катастроф на различных видах транспорта.

Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Под ред. Арустамова Э. А. С. 269-271. Энциклопедия экстремальных ситуаций. М., Гостюшин А. В., Зеркало, 1997.

Сегодня любой вид транспорта представляет потенциальную опасность.

Технический прогресс одновременно с комфортом и скоростью передвижения принес и значительную степень тревоги.

Ежегодно в мире происходит около 8 тыс. кораблекрушений, при которых гибнут свыше 2 тыс. человек.

Одной из основных проблем современности стало обеспечение безопасности движения на автомобильном транспорте. За последние 5 лет в России в дорожно-транспортных происшествиях пострадало 1,2 млн. человек, погибли 182 тыс. многие стали инвалидами.

На железнодорожном транспорте и в метрополитене, при возгорании непосредственную опасность для пассажиров представляет огонь и дым, а также удары о конструкции вагонов, что может привести к ушибам, переломам или гибели людей.

В сущности последствиями аварий и катастроф на различных видах транспорта являются: травмы различной степени тяжести и гибель людей. Также наносится материальный ущерб населению.

Тема 10. Чрезвычайные ситуации экологического характера:

  1. Понятие, виды чрезвычайных ситуаций экологического характера.

Безопасность жизнедеятельности. Под общей ред. Белова С. В.

ЧС экологического характера весьма разнообразны и практически охватывают все стороны жизни и деятельности человека. По характеру явлений они подразделяются на четыре основные группы:

  1. Изменения состояния суши (деградация почв, эрозия, опустынивание).
  2. изменение свойств воздушной среды (климат, недостаток кислорода, вредные вещества, кислотные дожди, шумы, разрушения озонового слоя).
  3. изменение состояния гидросферы (истощение и загрязнение водной среды).
  4. изменение состояния биосферы.

Если в результате хозяйственной или иной деятельности на каком либо участке происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей природной среде, состояние естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных, то такие участки объявляются зонами чрезвычайной экологической ситуацией.

Участки, где в результате хозяйственной или иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, природного равновесия, разрушения естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны, то такие участки объявляются зонами экологического бедствия.

Классифицируются:

- относительно удовлетворительная

- напряженная

- критическая

- кризисная

- катастрофическая.

  1. Изменения состояния суши (разновидности, характеристика).

Безопасность жизнедеятельности. Под общей ред. Белова С. В. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Под ред. Арустамова Э. А.

Чрезвычайные ситуации связанные с изменением состояния суши могут быть классифицированы как нарушение и загрязнение литосферы.

Интенсивная деградация почв – постепенное ухудшение свойств почвы под влиянием естественных причин или хозяйственной деятельности человека

(неправильная агротехника, загрязнение, истощение).

Деградация происходит при неправильном применение удобрений и пестицидов. Например, повышение доз пестицидов, содержание соли тяжелых металлов, может снизить плодородие почвы, а неправильная обработка приводит к уничтожению микроорганизмов и червей в земле.

Бездумное проведение мелиоративных работ снижает гумусовый слой, плодородные почвы засыпают малоплодородным грунтом.

При лесоразработках повреждается и уничтожается подлесок, травянистый покров. Особенно большой вред почве наносят тракторные волоки. При раскорчевке леса вместе с корнями выносится большое количество гумуса. При лесных пожарах вместе с деревьями уничтожаются вся растительность, животный и микроорганический мир.

Деградация почвы включает процессы эрозии, сопровождается изменениями почвенной флоры и фауны, снижением плодородия, формированием бесплодных, пустынных земель.

Под эрозией почвы понимают разнообразные процессы разрушения почв и подстилающих пород различными природными и антропогенными факторами. В соответствии с причинами различают водную эрозию, ветровую, ледниковую, оползневую, речную, биологическую.

За последние 25 лет площадь сельскохозяйственных угодий, приходящихся на одного жителя России, уменьшилась на24 %, площадь пашни – 18%.

Объемы мероприятий по охране рациональному использованию почв и земельных ресурсов в последние годы существенно уменьшаются. Вследствие этого усиливаются процессы деградации, разрушения, загрязнения и захламления земель.

Загрязнение почвенного покрова тяжелыми металлами происходит в основном за счет промышленных выбросов и бессистемного захоронения в почву токсических отходов.

Опустынивание – это уменьшение или уничтожение биологического потенциала земельного пространства, сопровождающееся сокращением его водных ресурсов, исчезновением его сплошного растительного покрова, обеднением и перестройкой фауны. Опустыниванием является результатам воздействия неустойчивой среды аридных (засушливых) земель с нерациональным использованием их человеком. Например, чрезмерным выпасом скота, отсутствием рациональных соотношений между земледелием и животноводством, уничтожением растительного покрова при заготовке топлива, дорожным строительством, геологоразведочных работах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: