Тема 6. Торгово-посреднические операции на внешнем рынке

План

1. Содержание понятия "торгово-посреднические операции".

2. Виды торгово-посреднических операций.

3. Договоры с внешнеторговыми посредниками.
1. Содержание понятия "торгово-посреднические операции"

Под торгово-посредническими операциями во внешнеэкономической деятельности понимают операции, связанные с куплей-продажей товаров, совершаемые по поручению экспортера или импортера независимым по­средником на основе специальных соглашений или отдельных поручений.

Посредники - это лица, соединяющие стороны, которые желают за­ключить сделку. Самостоятельная торговля на внешних рынках часто бы­вает не по силам самим производителям, поэтому они и прибегают к ис­пользованию посредников. В качестве последних могут выступать спе­циализированные посреднические фирмы или такие формы продаж, как торги, аукционы, биржи.

Торгово-посреднические фирмы в юридическом отношении не зави­сят от производителей и потребителей товаров. К ним не относятся дочер­ние предприятия, филиалы и представительства иностранных компаний.

Функции, выполняемые посредническими фирмами, разнообразны. Они связаны не только со сбытом и покупкой товаров, но охватывают ши­рокий круг операций и услуг, в частности, такие как:

- поиск иностранных партнеров;


  1. изучение рынка сбыта;

  2. транспортировка и страхование товаров;


- кредитно-финансовое обслуживание участников сделки;

- оформление документов при совершении сделок;

- выполнение таможенных формальностей;

- проведение рекламных и других мероприятий по продвижению то­
варов на внешние рынки;

- послепродажное техническое обслуживание.

Влияние посреднических компаний по странам и товарным потокам разное. В большей степени оно просматривается в Японии, Южной Корее и Англии, в Скандинавских странах. Так, в Японии 8 тыс. торговых ком­паний контролируют 67% импорта и 60 % экспорта. В Южной Корее три известных торговых дома - "Самсунг", "Хендэ" и "Даеку" - обслуживают 40% внешней торговли страны. В США, Франции и других странах мно­гие крупные компании осуществляют продажу своей продукции на миро­вых рынках через посредников. В то же время в США большинство малых фирм предпочитают осуществлять экспорт самостоятельно.

Главная цель привлечения посредников состоит в повышении эконо­мичности внешнеторговых операций.

В некоторых случаях использование посредников является необхо­димостью, в частности, при таких обстоятельствах, когда:

- отдельные рынки сбыта монополизированы и закрыты для само­стоятельного проникновения производителей;

- предприятия и организации не имеют юридического права на проведение внешнеторговых операций;

- предприятия не могут самостоятельно осуществлять исследова­ния зарубежных рынков, заниматься поиском партнеров, грамотно выра­батывать условия контракта и т.д.;

- предприятия, выходящие на внешний рынок, вынуждены исполь­зовать посредников по причине сложившихся международных торговых обычаев (например, при операциях на аукционах, при торговле на бирже определенными товарами и т.д.).

Целесообразно действовать через посредников при выходе на отда­ленные и слабоизученные рынки, а также на известный рынок с новыми товарами. Это дает возможность не тратить дополнительные средства внедрения на новый рынок, снижает степень риска предпринимательской деятельности.

Сбыт продукции через посредников имеет определенные недостатки: во-первых, это ведет к повышению цен на импортные товары и снижению доходов от экспорта, так как часть выручки остается у посредника; во-вторых, экспортер непосредственно не связан с рынком, не изучает само­стоятельно его конъюнктуру, потребности своих покупателей и т.п.

Однако данные негативные явления не умаляют тот факт, что в прак­тике мировой торговли посредники используются достаточно широко, по­скольку это выгодно как покупателям, так и продавцам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: