План
1. Содержание понятия "торгово-посреднические операции".
2. Виды торгово-посреднических операций.
3. Договоры с внешнеторговыми посредниками.
1. Содержание понятия "торгово-посреднические операции"
Под торгово-посредническими операциями во внешнеэкономической деятельности понимают операции, связанные с куплей-продажей товаров, совершаемые по поручению экспортера или импортера независимым посредником на основе специальных соглашений или отдельных поручений.
Посредники - это лица, соединяющие стороны, которые желают заключить сделку. Самостоятельная торговля на внешних рынках часто бывает не по силам самим производителям, поэтому они и прибегают к использованию посредников. В качестве последних могут выступать специализированные посреднические фирмы или такие формы продаж, как торги, аукционы, биржи.
Торгово-посреднические фирмы в юридическом отношении не зависят от производителей и потребителей товаров. К ним не относятся дочерние предприятия, филиалы и представительства иностранных компаний.
|
|
Функции, выполняемые посредническими фирмами, разнообразны. Они связаны не только со сбытом и покупкой товаров, но охватывают широкий круг операций и услуг, в частности, такие как:
- поиск иностранных партнеров;
изучение рынка сбыта;
транспортировка и страхование товаров;
- кредитно-финансовое обслуживание участников сделки;
- оформление документов при совершении сделок;
- выполнение таможенных формальностей;
- проведение рекламных и других мероприятий по продвижению то
варов на внешние рынки;
- послепродажное техническое обслуживание.
Влияние посреднических компаний по странам и товарным потокам разное. В большей степени оно просматривается в Японии, Южной Корее и Англии, в Скандинавских странах. Так, в Японии 8 тыс. торговых компаний контролируют 67% импорта и 60 % экспорта. В Южной Корее три известных торговых дома - "Самсунг", "Хендэ" и "Даеку" - обслуживают 40% внешней торговли страны. В США, Франции и других странах многие крупные компании осуществляют продажу своей продукции на мировых рынках через посредников. В то же время в США большинство малых фирм предпочитают осуществлять экспорт самостоятельно.
Главная цель привлечения посредников состоит в повышении экономичности внешнеторговых операций.
В некоторых случаях использование посредников является необходимостью, в частности, при таких обстоятельствах, когда:
- отдельные рынки сбыта монополизированы и закрыты для самостоятельного проникновения производителей;
- предприятия и организации не имеют юридического права на проведение внешнеторговых операций;
|
|
- предприятия не могут самостоятельно осуществлять исследования зарубежных рынков, заниматься поиском партнеров, грамотно вырабатывать условия контракта и т.д.;
- предприятия, выходящие на внешний рынок, вынуждены использовать посредников по причине сложившихся международных торговых обычаев (например, при операциях на аукционах, при торговле на бирже определенными товарами и т.д.).
Целесообразно действовать через посредников при выходе на отдаленные и слабоизученные рынки, а также на известный рынок с новыми товарами. Это дает возможность не тратить дополнительные средства внедрения на новый рынок, снижает степень риска предпринимательской деятельности.
Сбыт продукции через посредников имеет определенные недостатки: во-первых, это ведет к повышению цен на импортные товары и снижению доходов от экспорта, так как часть выручки остается у посредника; во-вторых, экспортер непосредственно не связан с рынком, не изучает самостоятельно его конъюнктуру, потребности своих покупателей и т.п.
Однако данные негативные явления не умаляют тот факт, что в практике мировой торговли посредники используются достаточно широко, поскольку это выгодно как покупателям, так и продавцам.