Отношения по соглашениям с посредниками могут регламентироваться как иностранным, так и национальным законодательством. В Украине нет специального торгового кодекса, регулирующего внешнеэкономические связи. Отношения между предприятиями и комиссионерами, а также предприятиями и агентами отделяются Гражданским кодексом Украины.
В международной практике используются несколько видов договоров
о посредничестве, в частности:
- договор о предоставлении права на продажу,
- договор комиссии;
- договор консигнации;
- агентский договор.
Независимо от вида посредника тексты договоров имеют некоторую схожесть. Любой договор начинается с обозначения сторон. Определяется характер взаимоотношений между сторонами: право собственности на товар и право посредника продавать продукцию от своего имени. Определяется также объем прав, который представит посредникам экспортер. Эти права могут быть неисключительными, исключительными, преимущественными.
Во всех договорах о посредничестве определяются номенклатура товаров, территория, на которой работают посредники, деятельность сторон по рекламированию товаров, организации технического обслуживания, особенности и ход сбыта продукции, сроки действия договора и др.
Вместе с тем содержание договор с различными видами посредничества имеют свою специфику.
Договор о предоставлении права на продажу. Наименование этого договора еще полностью не сложилось. В США, Англии, Германии этот договор называется договором о предоставлении права на продажу или договором на исключительное распространение товаров; во Франции, Бельгии, Швейцарии - его определяют как договор о коммерческой концессии.
Данный вид договора сложился на практике, но в законодательстве лишь немногих стран, в частности США, Бельгии и др., имеются нормы, регулирующие отношения сторон по данному контракту.
В договоре о предоставлении права на продажу закрепляются правила отношений между поставщиком товаров и посредником, который приобретает его в свою собственность и затем от своего имени реализует этот товар на рынке. Одновременно в договоре устанавливаются права и обязанности сторон, связанные с перепродажей товара посредником своим клиентам. Обязательным условием договора является предоставление посреднику исключительного права продажи на определенный товар на обозначенной в договоре территории.
Как правило, в договоре содержится условие «о неконкуренции», которое обязывает торгового посредника не покупать у других экспортеров аналогичные товары для продажи. Чтобы стимулировать закупки посредником товаров, в договор обычно вносится оговорка о минимальном обороте. Посредник берет на себя обязанности сообщать контрагенту информацию о рыночном спросе на товары, участвовать в их рекламе, предоставлять покупателю сервисные услуги, осуществлять послепродажное обслуживание и т.д.
По своему содержанию договор о предоставлении права на продажу определяет организационные и коммерческие отношения контрагентов. Для них характерны длительные сроки действия.
^ Договор комиссии. Сторонами данного договора являются комиссионер и комитент. Под договором комиссии понимается договор, согласно которому комиссионер обязуется по поручению комитента за вознаграждение совершить сделку от своего имени, но за счет комитента.
При проведении внешнеторговых комиссионных операций отношения между посредником и комитентом Украины регламентируются Гражданским кодексом Украины (гл. «Комиссия»).
В современной коммерческой практике договор комиссии получил широкое распространение при проведении сделок купли-продажи товаров, фрахтовании судов, страховании грузов и при выполнении различного рода банковских операций с ценными бумагами. Данная форма договора используется как во внутренней, так и во внешней торговле.
В договоре комиссии указывается наименование и ассортимент товара, территория реализации, право собственности на товары, условия цены и платежа, порядок выплаты вознаграждения. Ряд обязанностей посредника, оговоренных в контракте, связаны с сохранностью товара комитента. Обязательным условием договора является предоставление комиссионерам отчета о выполнении поручений. Заключив сделку с третьим лицом, посредник должен без промедления известить об этом комитента. Размер и порядок вознаграждения определяется в договоре комиссии по соглашению сторон.
^ Договор консигнации. Данный договор является разновидностью договора комиссии. Сторонами договора консигнации являются консигнант и консигнатор. По договору консигнации консигнант дает поручение консигнатору на продажу товара со склада за границей в течение определенного времени (срока консигнации) за вознаграждение.
Консигнатор получает право на продажу товара только на оговоренной территории. В контракте оговаривается территория, определяется максимальное количество товаров, которое консигнатор может держать у себя на складе. Ассортимент товаров строго конкретизирован, например, указаны марки и типы изделий. Номенклатура и качество товара указываются либо в самом контракте, либо в спецификации, прилагаемой к нему.
Сроки консигнации могут быть разные, но, как правило, они колеблются между 6 и 24 месяцами, а для машин и оборудования составляют 12 месяцев. Срок действия договора консигнации обычно больше срока консигнации, в большинстве соглашений он составляет от года до пяти лет. Особое значение в договоре имеют указания консигнанта в отношении цен. В договоре могут устанавливаться минимальные продажные цены, ниже которых консигнатор не может продавать товар без предварительного письменного согласия консигнанта.
В контракте определяется порядок расчета за поставленные на консигнацию товары: валюта и сроки платежа и т.д.
Основная обязанность консигнанта — поставка товаров на консигнационный склад к оговоренному сроку и в обусловленном ассортименте.
Обязательным условием контракта является определение вида, размера и порядка выплаты консигнатору вознаграждения. Оно может быть в виде определенного процента от стоимости проданных товаров или в виде разницы между назначенной комитентом ценой и той более выгодной ценой, по которой консигнатор совершает сделку. Размер вознаграждения по договору консигнации определяется соглашением сторон.
^ Агентский договор. Сторонами агентского договора выступают принципал и торговый агент. Под агентским договором понимают договор о совершении агентом действий по поручению за счет принципала.
Агентские операции в Украине регламентируются Гражданским кодексом Украины (гл. «Поручение»).
В агентском договоре обычно определяется характер взаимоотношений между принципалом и агентом, договорная территория, на которой агенту предоставляется право вести операции.
Так же как и в договоре о предоставление права на продажу в агентском договоре оговаривается объем прав, которые предоставит агенту принципал. Эти права могут быть простыми, исключительными и исключительными с оговоркой.
При простом праве принципал сохраняет за собой право вести переговоры с покупателями на территории агента без его участия. При исключительном праве (монопольном) в договоре оговаривается, что товары принципала не будут поступать на территорию агента. При исключительном праве с оговоркой в агентский договор вносится внетерриториальная оговорка, согласно которой агенту предоставляется право продавать товары принципала вне выделенной для агента территории.
Отношения между сторонами агентского договора складываются следующим образом. Агент берет на себя широкий круг обязанностей как в отношении организации сбыта, так и защиты интересов принципала. Обязанности определяются путем внесения в агентский договор специальных оговорок: о неконкуренции, о минимальном обороте, а также относительно осуществления рекламы, послепродажного обслуживания, о предоставлении информации и отчетности принципалу.
Агент обязан периодически информировать принципала о своей деятельности, о состоянии конъюнктуры рынка, валютных и таможенных правилах, правилах регулирования импорта в своей стране, о конкурентах, ценах и т.п. Сроки и периодичность предоставления информации и отчетности определяются конкретными условиями договора.
В обязанности принципала входит предоставление агенту материалов, необходимых для осуществления его деятельности.
В агентском договоре предусматривается размер, срок и способы уплаты вознаграждения. Срок выплаты вознаграждения обычно ставится в зависимость от времени платежа третьим лицом, с которым агент заключил сделку.
Агент имеет право на вознаграждение также со сделок, не исполненных по вине принципала. Право на вознаграждение, как правило, утрачивается с окончанием действия агентского договора.
В агентском договоре, как и в любом другом контракте о посреднической деятельности, устанавливаются сроки его действия и порядок досрочного расторжения.
Контрольные вопросы
Что понимается под торгово-посредническими операциями?
Чем обусловливается целесообразность использования посредников во внешнеторговой деятельности?
Какие виды посреднических операций вам известны? Дайте краткую характеристику каждого из них.
В чем особенности операций по перепродаже товаров?
Каковы преимущества консигнационного договора?
Что представляет собой исключительное, неисключительное и пре
имущественное (монопольное) право продажи?
Какие условия оговариваются в агентском договоре относительно
вознаграждения агента?
Дайте сравнительную характеристику договоров с внешнеторговыми посредниками, отметьте их специфику.
^ Ключевые понятия и термины: посредник, торгово-посреднические операции, торгово-посреднические фирмы, операции по перепродаже, торговец по договору, дистрибьютор, комитент, комиссионер, консигнант, консигнатор, агент, принципал, брокер, исключительное право продажи, договор о предоставлении права на продажу, договор комиссии, договор консигнации, оговорка делькредере, экспортные фирмы, импортные фирмы, торговые дома.
Тема 7. Операции по международному обмену научно-техническими знаниями
План
1. Содержание понятия "международный обмен научно-техническими знаниями ".
2. Международные лицензионные операции.
3. Основные условия международного лицензионного соглашения.
1. Содержание понятия "международный обмен научно-техническими знаниями "
Вусловиях современного этапа научно-технической революции обмен научно-техническими знаниями в мире всё более расширяется и становится необходимым как на уровне государств, так и на уровне предприятий.
Углубление международного разделения труда неизбежно ведёт к развитию научно-технического сотрудничества, межнациональной специализации и кооперирования в этой области. В настоящее время годовой объём международной торговли научно-техническими знаниями составляет примерно 15 млрд. долл., а стоимость продукции, выпускаемой с их применением — свыше 330 млрд. дол. [13].
Научно-технические знания являются результатом научно-технической деятельности, которая предполагает проведение научных исследований и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Они могут отчуждаться у владельца или заключением торговой сделки купли-продажи, или заключением соглашения на их использование в течение определённого срока за определённое вознаграждение.
^ Содержание операций по торговле научно-техническими знаниями и состоит в передаче на коммерческой основе иностранному партнёру результатов научно-технической деятельности, имеющих как научную, так и практическую ценность. На практике в настоящее время такие операции получили название международного обмена технологией.
Выделяют следующие виды передаваемой технологии:
во-первых - знания и опыт, воплощённые в таких объектах промышленной собственности как изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки и другие объекты, защищаемые охранными документами.
Для предпринимателей, продающих и приобретающих технологии, защита изобретений и других объектов промышленной собственности имеет важное значение. Она гораздо сильнее, чем защита объектов, охраняемых авторскими правами. Как правило, запрещается несанкционированная имитация охраняемых признаков.
.
Во-вторых - знания и опыт научно-технического, производственного, управленческого, коммерческого, финансового и иного характера, которые применяются в процессе научно-исследовательских разработок, производства, реализации и использования конкурентоспособной продукции, не защищённые охранными документами. Они объединяются понятием "ноу-хау".
В настоящее время законодательства многих развитых стран мира определяют "ноу-хау" как организационную и коммерческую информацию, составляющую секрет производства. В зависимости от содержания "ноу-хау" может быть конструкторское, технологическое, производственное, управленческое, коммерческое, финансовое.
В современных условиях без знаний "ноу-хау" в большинстве случаев невозможно воспроизвести промышленно освоенную новую технику и тем более невозможно её совершенствование, создание её последующих поколений. Не имея "ноу-хау" практически невозможно применять изобретения, права на которые приобретены в других странах у разработчиков (авторов) этих изобретений. Поэтому "ноу-хау" сегодня приобретает значительную ценность и может быть объектом купли-продажи.
2. Международные лицензионные операции
В зависимости от характера предмета и правовой основы международные операции по торговле научно-техническими знаниями подразделяются на два вида:
1) операции по торговле патентами и лицензиями;
2) операции по торговле техническими услугами.
Внешнеторговые операции по торговле патентами и лицензиями представляют реализацию изобретений передовой производственной технологии, технических знаний и опыта. Основу этих операций, как уже было сказано, составляет защита изобретений при помощи патентного законодательства. Последнее предоставляет патентовладельцу монопольное право на использование изобретения. Это означает, что в течение срока действия патента только он имеет право на изготовление, применение и продажу товаров, воплощающих данное изобретение или использование определённых способов изготовления данной продукции.
Такие же монопольные права патентное законодательство страны предоставляет владельцам и других видов промышленной собственности (полезных моделей, промышленных образцов, товарных знаков и др.).
Основным охранным документом на объект промышленной собственности является патент.
Приобретая или продавая патент (другие охранные документы), важно знать сроки их действия. Срок действия патента определяется национальным законодательством и составляет в среднем 15-20 лет, хотя реальный срок его действия значительно меньше, примерно 6-9 лет.
В соответствии с патентным законодательством патент действует только на территории той страны, где он выдан. Поэтому для того, чтобы обеспечить патентную защиту в других странах, необходимо запатентовать в них данное изобретение. Сегодня практически все изобретения патентуются, поэтому все новые товары, которые поступают на мировые товарные рынки, запатентованы. Если импортные товары не запатентованы, то их ввоз обычно запрещается.
Большинство владельцев патента, особенно крупные предприятия, сами используют запатентованные изобретения путём производства и реализации продукции, воплощающей изобретения. Однако в современных условиях жёсткой конкурентной борьбы на мировом рынке патент всё шире используется не как средство защиты хозяйственной деятельности патентовладельца, а как самостоятельный объект торговых сделок.
При осуществлении внешнеторговых сделок купли-продажи патента его владелец уступает свои права другому лицу (фирме) полностью или частично.
Если он передаёт свои права на изобретение другому лицу полностью, это считается продажей патента. Такая сделка совершается на основе патентного соглашения. Обычно к продаже патента прибегают мелкие и средние фирмы, изобретатели-одиночки, не имеющие достаточных финансовых средств для самостоятельного внедрения своего изобретения. Скупают патенты обычно крупные фирмы.
Если же патентовладелец передаёт свои права на изобретение частично, т.е. оставаясь собственником изобретения, разрешает на определённый срок за вознаграждение использовать изобретение, охраняемое патентом, то это - купля-продажа лицензии на использование изобретения. Сделка осуществляется на основе лицензионного соглашения.
Под лицензией (патентной) понимается разрешение, выдаваемое или продаваемое патентовладельцем (именуемым лицензиаром) другому лицу (именуемому лицензиатом) на использование охраняемого объекта промышленной собственности на согласованных между сторонами условиях.
Патентная лицензия должна обязательно регистрироваться в патентном ведомстве страны лицензиата, иначе лицензия считается недействительной. Предоставление за границу лицензий на использование изобретения, технических знаний и опыта, а также товарных знаков называется международным лицензированием.
Международный обмен лицензиями в современных условиях получил чрезвычайно широкое развитие. Сегодня - это главная форма научно-технического обмена между странами.
Отмечается, что каждый доллар, потраченный на покупку иностранной лицензии, по своему эффекту эквивалентен (без учёта фактора времени) в США примерно 6,2 долл., в Великобритании - 3,1, во Франции - 5,4, в Японии - 1,6 долл., инвестируемых в НИОКР. Эффективность закупки лицензий и производства продукции на её базе достигается также за счёт того, что лицензия значительно дешевле собственных НИОКР для получения подобного результата.
3. Основные условия международного лицензионного соглашения
Содержание международных лицензионных соглашений заключается в установлении научно-технических связей, направленных на внедрение результатов научных исследований и разработок в производство. В международной торговой практике широко применяются разные варианты типовых лицензионных соглашений. Они могут использоваться как основа для составления соглашений между сторонами.
Содержание контрактов может включать следующие основные условия: преамбула, предмет соглашения, обязанности сторон, срок действия лицензии и другие.
Предметом международного лицензионного контракта является запатентованное изобретение или технологический процесс, технические знания и опыт, товарный знак.
Важнейшим объектом лицензионного соглашения является запатентованное изобретение. Однако стоит отметить, что в современных условиях всё более типичными становятся соглашения, которые предоставляют лицензиату право на запатентованные изобретения вместе с техническими знаниями, опытом, "ноу-хау", а также с правом использования товарного знака.
Важным условием международного лицензионного соглашения является определение вида лицензии. В международной торговле различают три вида лицензий:
1) неисключительная (простая) лицензия, при продаже которой лицензиар разрешает лицензиату на определённых условиях использовать изобретение или секрет производства, оставляя за собой право как их самостоятельного использования, так и выдачи аналогичных по условиям лицензий любым другим лицам (фирмам);
2) исключительная лицензия, при продаже которой лицензиар предоставляет лицензиату исключительное (монопольное) право на использование изобретения или секрета в пределах определённой территории. А лицензиар не имеет права продавать аналогичную лицензию на оговоренной территории другим лицам, а также производить и продавать на этой территории свою продукцию, которая является предметом исключительной лицензии;
3) полная лицензия, при продаже которой лицензиату предоставляются исключительные права на её использование в течение срока действия соглашения. На этот период лицензиар лишается права на использование изобретения или секрета производства как самостоятельно, так и путём выдачи лицензий другим лицам (фирмам).
За предоставление прав на использование предмета соглашения лицензиат уплачивает лицензиару определённое вознаграждение. В соглашении оговариваются форма лицензионного вознаграждения, порядок его уплаты, перевод платежей и т.д.
^ Формы лицензионного вознаграждения бывают различными. Наиболее часто встречаются такие, как роялти, паушальный платёж и комбинированные платежи.
Роялти - это периодические отчисления от дохода покупателя в течение периода действия соглашения. Они устанавливаются в виде определённых фиксированных ставок (в процентах) и выплачиваются лицензиатом через согласованные промежутки времени (ежегодно, ежеквартально, ежемесячно или к определённой дате). Роялти могут определяться различными способами:
- со стоимости производимой по лицензии продукции;
- с суммы продаж лицензируемой продукции;
- с единицы выпускаемых или реализуемых изделий в виде процента;
- с количества переработанного по запатентованному способу сырья и т.д. Упрощённый расчёт величины роялти (без учёта налогов и других факторов) может быть произведён по формуле, %:
,
где Р - ставка роялти;
П — прибыль лицензиата;
С - годовая стоимость продаж.
Роялти являются наиболее простой и вследствие этого наиболее распространённой формой платежа.
^ Паушальный платёж - это твердо фиксированная сумма вознаграждения, осуществляемая единовременно. Он может производиться как в разовом порядке, так и в рассрочку. Паушальный платёж в чистом виде встречается редко. Обычно он применяется в тех случаях, когда стоимость лицензии относительно мала по сравнению со стоимостью оборудования или когда затруднён контроль за показателями деятельности лицензиата.
^ Комбинированный платёж - предусматривает выплату авансового паушального платежа при подписании соглашения и платежа роялти в зависимости от объёма производства и реализации.
Большого внимания в международном лицензионном соглашении заслуживает и проработка условий, касающихся обязанностей сторон.
Объём обязанностей лицензиара обычно зависит от предмета соглашения. Однако во всех случаях лицензиар обязан обеспечить лицензиату возможность осуществить передаваемые ему по соглашению права. Эта помощь может включать:
• передачу оговоренной технической документации;
• наладку производства и освоение выпуска лицензионной продукции;
• подготовку персонала фирмы-лицензиата и др.
Лицензиар несёт ответственность за новизну изобретения, за его экономическую эффективность, гарантирует возможность производства продукции лицензиатом такого же качества, как и на его предприятиях.
По соглашению в обязанности лицензиата входит обеспечение своевременной и правильной уплаты вознаграждения и, главное, использование лицензиатом предмета лицензионного соглашения.
^ Соглашения по передаче "ноу-хау ", в отличие от лицензионного, имеют свои особенности. К ним можно отнести следующее:
1) стороны должны чётко определить содержание "ноу-хау", представляющее полезность, конфиденциальность или секретность;
2) более подробно излагается весь комплекс обязанностей по передаче знаний;
3) особо прорабатываются гарантийные обязательства экспортёров в отношении завершённости передаваемых разработок, их современного технического уровня и патентной чистоты используемых решений;
4) серьёзное внимание обращается на обязательства импортёра по сохранению конфиденциальности или секретности передаваемого процесса и др.
Оговариваются также строгие финансовые санкции за нарушение обязательств партнёрами.
Контрольные вопросы
1. В чём суть понятия "международный обмен научно-техническими знаниями"?
2. Назовите основные виды передаваемой технологии, дайте их определения.
3. Что представляют собой охранные документы на объекты промышленной собственности?
4. Что представляет собой патент на изобретение?
5. Что такое патентная лицензия?
6. Чем отличаются международные лицензионные операции от операций по купле-продаже товаров?
1. Покажите преимущества международной торговли лицензиями для лицензиара и лицензиата.
1. Охарактеризуйте основные этапы подготовки и подписания международного лицензионного соглашения.
9. Каковы основные условия международного лицензионного соглашения?
^ Ключевые понятия и термины: обмен научно-техническими знаниями, передача технологии, промышленная собственность, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, "ноу-хау", патент, лицензия, патентная защита, патентное соглашение, лицензионное соглашение, лицензиар, лицензиат, технико-экономическое обоснование, неисключительная лицензия, исключительная лицензия, полная лицензия, роялти, паушальный платёж, комбинированный платёж.