Статья 330-1. Невыполнение решения о выдворении

Статья 330. Умышленное незаконное пересечение Госу­дарственной границы Республики Казахстан

ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН (ст. ст. 330, 330-1, 330-2, 330-3, 331 УК РК)

Статья 330 УК РК предусматривает уголовную ответствен­ность за умышленное пересечение Государственной границы Республики Казахстан.

Неприкосновенность государственных границ — один из важнейших признаков суверенитета государства. Каждое лицо может пересекать Государственную границу только после по­лучения соответствующего разрешения и по правилам, установ­ленным компетентными органами власти РК. Нарушение это­го порядка при наличии признаков, указанных в законе, влечет за собой уголовную ответственность по ст. 330 УК РК.

Согласно ст. 1 Закона РК «О Государственной границе Рес­публики Казахстан» от 13 января 1993 г.1 Государственная гра­ница РК - есть линия и проходящая по ней вертикальная плос­кость, определяющие пределы территории - суши, вод, недр, воздушного пространства Казахстана. Государственная грани­ца определяется международными договорами РК, ратифици­рованными Парламентом РК.

Режим охраны Государственной границы РК включает в себя правила содержания Государственной границы, ее пересечения лицами и транспортными средствами, перемещения товаров и животных, пропуска лиц, транспортных средств, товаров и жи­вотных.

Объектом рассматриваемого преступления является режим Государственной границы, устанавливающий порядок пересе­чения физическими лицами.

Объективная сторона заключается в умышленном незакон­ном пересечении Государственной границы РК без установлен­ных документов и надлежащего разрешения.

Порядок пересечения Государственной границы РК физи­ческими и юридическими лицами регулируется Законом РК «О Государственной границе Республики Казахстан» от 13 ян­варя 1993 г. и Законом РК «О миграции населения» от 13 декаб­ря 1997 г. № 204-11, Указом Президента РК, имеющего силу За­кона, «О правовом положении иностранных граждан в Респуб­лике Казахстан» от 19 июня 1995 г.2, а также международными договорами.

Пропуск граждан и транспортных средств осуществляется в специальных пунктах, под которыми понимается территория в пределах железнодорожного вокзала, станции, морского и реч­ного судна, аэропорта, аэродрома, открытых для международ­ных сообщений, а также иное специально оборудованное мес­то, где производится пограничный и таможенный контроль. Пересечение Государственной границы РК в иных местах зап­рещается. Исключение составляют случаи, когда между стра­нами СНГ в настоящий момент действует свободный безвизо­вый порядок пересечения границы.

Основанием для пропуска через Государственную границу является наличие действительных документов на право въезда и выезда, которыми являются паспорт гражданина РК; дипло­матический паспорт, вьщаваемый Министерством иностранных дел гражданам РК, которые обладают дипломатическим имму­нитетом, а также членам их семей.

Иностранные граждане и лица без гражданства при въезде в РК обязаны предъявить действительные документы, удостове­ряющие их личность, признаваемые РК в этом качестве, а так­же визу, выданную соответствующим дипломатическим пред­ставительством и консульским учреждением за пределами РК.

Пересечение Государственной границы РК без установлен­ных документов либо с документами, которые органы паспорт­ного и иного контроля признают незаконными, образуют со­став рассматриваемого преступления.

Приведем пример из практики. Постановлением Коллегии по уголовным делам Верховного Суда РК установлено, что Б. признан виновным в том, что, являясь жителем КНР, с целью избежания уголовной ответственности за растрату государственного иму­щества и в связи с отсутствием денежных средств для возмеще­ния материального ущерба, перешел Государственную границу РК из КНР без установленного паспорта и разрешения надлежащих властей путем подкопа под электросигнализационный комплекс рубежа основных инженерных сооружений 36 участка погранич­ной заставы. Действия вышеуказанного гражданина были судом правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 330 УКРК.

Для казахстанских граждан право выезда за пределы своей страны может быть ограничено: при допуске к сведениям осо­бой важности или совершенно секретным сведениям, отнесен­ным к государственной тайне, а также в случаях, если гражда­нин призван в установленном законом порядке на военную службу, задержан по подозрению в совершении преступления либо привлечен в качестве обвиняемого; осужден за соверше­ние преступления и уклоняется от исполнения обязательства, наложенного судом; не выполнил предусмотренные законода­тельством РК обязательства об уплате налогов.

Состав данного преступления является формальным. Пре­ступление следует считать оконченным с момента пересечения линии Государственной границы РК без установленных доку­ментов или надлежащего разрешения.

Субъективная сторона выражается в форме прямого умыс­ла. Лицо сознает, что незаконно без установленных докумен­тов или надлежащего разрешения пересекает Государственную границу РК, и желает этого. Мотив и цель учитываются судом при назначении наказания.

Субъект преступления общий - физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет, фажданин РК, иностранный гражданин и лицо без гражданства.

Часть 2 ст. 330 УК РК предусматривает ответственность за то же деяние, совершенное группой по предварительному сговору или организованной группой либо с применением наси­лия или угрозы его применения.

Согласно п. 2 ст. 31 УК РК, преступление признается совер­шенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном со­вершении преступления.

Согласно п. Зет. 31 УК РК, преступление признается совер­шенным организованной группой, если оно совершено устой­чивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений.

Признак применения насилия охватывает все виды насилия (кроме причинения тяжкого вреда), применяемые по отноше­нию к военнослужащим Пограничных войск РК, охраняющим Государственную границу РК, работникам паспортного и по­граничного контроля, в отдельных случаях — к работникам та­моженного, санитарно-карантинного, автогрузового и других видах контроля.

Причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего (ст. 103 УК РК) составом ст. 330 УК РК не охватывается и образует со­вокупность. Если в процессе незаконного пересечения Госу­дарственной границы совершается убийство лиц, осуществля­ющих охрану границы, то действия следует квалифицировать по совокупности ст. 330 и ст. 96 УК РК.

Статья 330-1 УК РК предусматривает уголовную ответствен­ность за невыполнение решения о выдворении.

Уголовно-правовая норма, предусматривающая ответствен­ность за невыполнение решения о выдворении, в действующее уголовное законодательство введена Законом РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам миграции» от 16 марта 2001 г.

Родовым объектом рассматриваемого преступления являет­ся нормальная деятельность органов управления. Непосред­ственным объектом — порядок пребывания иностранных лиц и лиц без гражданства на территории РК, т.к. в случае наруше­ния их пребывания, принимается решение об их выдворении за пределы РК.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства могут въехать в РК по заграничным паспортам или другим докумен­там, их заменяющим. При въезде из тех государств, с которыми

не установлен безвизовый режим въезда, требуется наличие въездных виз.

В соответствии со ст. 7 Закона РК «О миграции населения» от 13 декабря 1997 г. (с изменениями и дополнениями, внесен­ными Законом РК «О внесении изменений и дополнений в За­кон РК «О миграции населения»» от 27 марта 2002 г. № 3131) иностранные граждане и лица без гражданства, въехавшие в РК и осуществляющие трудовую деятельность без соответствую­щего разрешения уполномоченного органа, если межгосудар­ственными соглашениями не установлен иной порядок, подле­жат выдворению из РК органами внутренних дел в соответствии с законодательством РК. Правовой основой является Указ Пре­зидента РК, имеющий силу Закона, от 19 июня 1995 г. «О пра­вовом положении иностранных граждан в Республике Казах­стан». Согласно ст. 28 «Выдворение за пределы Республики Казахстан» данного Закона иностранный гражданин может быть выдворен за пределы РК:

а) если его действия противоречат интересам обеспечения государственной безопасности или ООП;

б) если это необходимо для охраны здоровья и нравствен­ности населения, защиты прав и законных интересов граждан РК и других лиц;

в) если он нарушил законодательство о правовом положе­нии иностранных граждан в РК, таможенное, валютное или иное законодательство РК;

г) в случае признания брака недействительным в порядке, установленном законодательными актами.

Решение о выдворении принимает уполномоченный госу­дарственный орган РК. Иностранный гражданин обязан поки­нуть РК в срок, указанный в этом решении. Уклоняющийся от выезда в таких случаях подлежит с санкции прокурора задер­жанию и выдворению в принудительном порядке.

Объективная сторона преступления выражается в невыпол­нении иностранными гражданами и лицами без гражданства принятых в отношении них решений о выдворении из пределов Республики Казахстан.

Невыполнением считается игнорирование решения, отказ в выезде за пределы РК, т.е. с объективной стороны преступле­ние совершается путем бездействия.

Уважительными причинами невыполнения решения при условии документального подтверждения считаются: тяжелое состояние здоровья или смерть близкого родственника (отца, матери, жены, сына, дочери, родного брата или сестры), пре­пятствия стихийного характера, иное обстоятельство, признан­ное судом уважительной причиной.

По конструкции объективной стороны рассматриваемый состав является формальным. Преступление считается окончен­ным, когда лицо не выполнило в установленное время решение уполномоченного органа о выдворении за пределы Республики Казахстан.

С субъективной стороны деяние характеризуется умышлен­ной формой вины, при этом умысел может быть как прямой, так и косвенный.

Субъект этого преступления специальный - иностранный гражданин либо лицо без гражданства.

Правовой основой введения данной нормы явилось приня­тие РК «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Респуб­лики и Правительством Республики Узбекистан о регулирова­нии процессов миграции населения» от 13 декабря 2000 г., «О ратификации Соглашения о сотрудничестве государств — уча­стников Содружества Независимых Государств в борьбе с не­законной миграцией» от 12 декабря 2000 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: