Статья 330. Умышленное незаконное пересечение Государственной границы Республики Казахстан
ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН (ст. ст. 330, 330-1, 330-2, 330-3, 331 УК РК)
Статья 330 УК РК предусматривает уголовную ответственность за умышленное пересечение Государственной границы Республики Казахстан.
Неприкосновенность государственных границ — один из важнейших признаков суверенитета государства. Каждое лицо может пересекать Государственную границу только после получения соответствующего разрешения и по правилам, установленным компетентными органами власти РК. Нарушение этого порядка при наличии признаков, указанных в законе, влечет за собой уголовную ответственность по ст. 330 УК РК.
Согласно ст. 1 Закона РК «О Государственной границе Республики Казахстан» от 13 января 1993 г.1 Государственная граница РК - есть линия и проходящая по ней вертикальная плоскость, определяющие пределы территории - суши, вод, недр, воздушного пространства Казахстана. Государственная граница определяется международными договорами РК, ратифицированными Парламентом РК.
|
|
Режим охраны Государственной границы РК включает в себя правила содержания Государственной границы, ее пересечения лицами и транспортными средствами, перемещения товаров и животных, пропуска лиц, транспортных средств, товаров и животных.
Объектом рассматриваемого преступления является режим Государственной границы, устанавливающий порядок пересечения физическими лицами.
Объективная сторона заключается в умышленном незаконном пересечении Государственной границы РК без установленных документов и надлежащего разрешения.
Порядок пересечения Государственной границы РК физическими и юридическими лицами регулируется Законом РК «О Государственной границе Республики Казахстан» от 13 января 1993 г. и Законом РК «О миграции населения» от 13 декабря 1997 г. № 204-11, Указом Президента РК, имеющего силу Закона, «О правовом положении иностранных граждан в Республике Казахстан» от 19 июня 1995 г.2, а также международными договорами.
Пропуск граждан и транспортных средств осуществляется в специальных пунктах, под которыми понимается территория в пределах железнодорожного вокзала, станции, морского и речного судна, аэропорта, аэродрома, открытых для международных сообщений, а также иное специально оборудованное место, где производится пограничный и таможенный контроль. Пересечение Государственной границы РК в иных местах запрещается. Исключение составляют случаи, когда между странами СНГ в настоящий момент действует свободный безвизовый порядок пересечения границы.
|
|
Основанием для пропуска через Государственную границу является наличие действительных документов на право въезда и выезда, которыми являются паспорт гражданина РК; дипломатический паспорт, вьщаваемый Министерством иностранных дел гражданам РК, которые обладают дипломатическим иммунитетом, а также членам их семей.
Иностранные граждане и лица без гражданства при въезде в РК обязаны предъявить действительные документы, удостоверяющие их личность, признаваемые РК в этом качестве, а также визу, выданную соответствующим дипломатическим представительством и консульским учреждением за пределами РК.
Пересечение Государственной границы РК без установленных документов либо с документами, которые органы паспортного и иного контроля признают незаконными, образуют состав рассматриваемого преступления.
Приведем пример из практики. Постановлением Коллегии по уголовным делам Верховного Суда РК установлено, что Б. признан виновным в том, что, являясь жителем КНР, с целью избежания уголовной ответственности за растрату государственного имущества и в связи с отсутствием денежных средств для возмещения материального ущерба, перешел Государственную границу РК из КНР без установленного паспорта и разрешения надлежащих властей путем подкопа под электросигнализационный комплекс рубежа основных инженерных сооружений 36 участка пограничной заставы. Действия вышеуказанного гражданина были судом правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 330 УКРК.
Для казахстанских граждан право выезда за пределы своей страны может быть ограничено: при допуске к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне, а также в случаях, если гражданин призван в установленном законом порядке на военную службу, задержан по подозрению в совершении преступления либо привлечен в качестве обвиняемого; осужден за совершение преступления и уклоняется от исполнения обязательства, наложенного судом; не выполнил предусмотренные законодательством РК обязательства об уплате налогов.
Состав данного преступления является формальным. Преступление следует считать оконченным с момента пересечения линии Государственной границы РК без установленных документов или надлежащего разрешения.
Субъективная сторона выражается в форме прямого умысла. Лицо сознает, что незаконно без установленных документов или надлежащего разрешения пересекает Государственную границу РК, и желает этого. Мотив и цель учитываются судом при назначении наказания.
Субъект преступления общий - физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет, фажданин РК, иностранный гражданин и лицо без гражданства.
Часть 2 ст. 330 УК РК предусматривает ответственность за то же деяние, совершенное группой по предварительному сговору или организованной группой либо с применением насилия или угрозы его применения.
Согласно п. 2 ст. 31 УК РК, преступление признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления.
Согласно п. Зет. 31 УК РК, преступление признается совершенным организованной группой, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений.
Признак применения насилия охватывает все виды насилия (кроме причинения тяжкого вреда), применяемые по отношению к военнослужащим Пограничных войск РК, охраняющим Государственную границу РК, работникам паспортного и пограничного контроля, в отдельных случаях — к работникам таможенного, санитарно-карантинного, автогрузового и других видах контроля.
|
|
Причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего (ст. 103 УК РК) составом ст. 330 УК РК не охватывается и образует совокупность. Если в процессе незаконного пересечения Государственной границы совершается убийство лиц, осуществляющих охрану границы, то действия следует квалифицировать по совокупности ст. 330 и ст. 96 УК РК.
Статья 330-1 УК РК предусматривает уголовную ответственность за невыполнение решения о выдворении.
Уголовно-правовая норма, предусматривающая ответственность за невыполнение решения о выдворении, в действующее уголовное законодательство введена Законом РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам миграции» от 16 марта 2001 г.
Родовым объектом рассматриваемого преступления является нормальная деятельность органов управления. Непосредственным объектом — порядок пребывания иностранных лиц и лиц без гражданства на территории РК, т.к. в случае нарушения их пребывания, принимается решение об их выдворении за пределы РК.
Иностранный гражданин или лицо без гражданства могут въехать в РК по заграничным паспортам или другим документам, их заменяющим. При въезде из тех государств, с которыми
не установлен безвизовый режим въезда, требуется наличие въездных виз.
В соответствии со ст. 7 Закона РК «О миграции населения» от 13 декабря 1997 г. (с изменениями и дополнениями, внесенными Законом РК «О внесении изменений и дополнений в Закон РК «О миграции населения»» от 27 марта 2002 г. № 3131) иностранные граждане и лица без гражданства, въехавшие в РК и осуществляющие трудовую деятельность без соответствующего разрешения уполномоченного органа, если межгосударственными соглашениями не установлен иной порядок, подлежат выдворению из РК органами внутренних дел в соответствии с законодательством РК. Правовой основой является Указ Президента РК, имеющий силу Закона, от 19 июня 1995 г. «О правовом положении иностранных граждан в Республике Казахстан». Согласно ст. 28 «Выдворение за пределы Республики Казахстан» данного Закона иностранный гражданин может быть выдворен за пределы РК:
|
|
а) если его действия противоречат интересам обеспечения государственной безопасности или ООП;
б) если это необходимо для охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов граждан РК и других лиц;
в) если он нарушил законодательство о правовом положении иностранных граждан в РК, таможенное, валютное или иное законодательство РК;
г) в случае признания брака недействительным в порядке, установленном законодательными актами.
Решение о выдворении принимает уполномоченный государственный орган РК. Иностранный гражданин обязан покинуть РК в срок, указанный в этом решении. Уклоняющийся от выезда в таких случаях подлежит с санкции прокурора задержанию и выдворению в принудительном порядке.
Объективная сторона преступления выражается в невыполнении иностранными гражданами и лицами без гражданства принятых в отношении них решений о выдворении из пределов Республики Казахстан.
Невыполнением считается игнорирование решения, отказ в выезде за пределы РК, т.е. с объективной стороны преступление совершается путем бездействия.
Уважительными причинами невыполнения решения при условии документального подтверждения считаются: тяжелое состояние здоровья или смерть близкого родственника (отца, матери, жены, сына, дочери, родного брата или сестры), препятствия стихийного характера, иное обстоятельство, признанное судом уважительной причиной.
По конструкции объективной стороны рассматриваемый состав является формальным. Преступление считается оконченным, когда лицо не выполнило в установленное время решение уполномоченного органа о выдворении за пределы Республики Казахстан.
С субъективной стороны деяние характеризуется умышленной формой вины, при этом умысел может быть как прямой, так и косвенный.
Субъект этого преступления специальный - иностранный гражданин либо лицо без гражданства.
Правовой основой введения данной нормы явилось принятие РК «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики и Правительством Республики Узбекистан о регулировании процессов миграции населения» от 13 декабря 2000 г., «О ратификации Соглашения о сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконной миграцией» от 12 декабря 2000 г.