Статья 331. Противоправное изменение государственной границы Республики Казахстан
Статья 330-3. Неоднократное нарушение правил привлечения и использования в Республике Казахстан иностранной рабочей силы
Статья 330-3 УК РК предусматривает уголовную ответственность за неоднократное нарушение правил привлечения и использования в Республике Казахстан иностранной рабочей силы.
Рассматриваемая норма введена в УК РК Законом РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам незаконной миграции» от 22 февраля 2002 г.
Объектом преступлений, предусмотренных ст. 330-3 УК РК, является установленный порядок управления в сфере регулирования деятельности физических лиц в области привлечения и использования в Республике Казахстан иностранной рабочей силы и лиц без гражданства.
Иностранцы и лица без гражданства вправе заниматься трудовой деятельностью в РК, если это совместимо с целями их пребывания. Они не могут назначаться на отдельные должности или заниматься определенной трудовой деятельностью, если в соответствии с республиканским законодательством для этого необходимо иметь гражданство Республики Казахстан.
С объективной стороны рассматриваемое преступление характеризуется двумя самостоятельными деяниями:
1) неоднократный прием на работу работодателем иностранцев и лиц без гражданства, пребывающих на территории Республики Казахстан без соответствующего разрешения уполномоченного органа;
2) неоднократное нарушение работодателем правил использования в РК иностранной рабочей силы.
Условием уголовной ответственности за совершение названных преступлений является их неоднократность, т.е. совершение данных деяний два и более раза. Разовое совершение данных преступлений влечет административную ответственность пост. 306 КоАПРК.
Составы преступлении, предусмотренные обеими частями ст. 330-3 УК РК относятся к числу формальных, поскольку последствие не является их обязательным признаком.
Диспозиции преступлений, предусмотренных в ч.ч. 1 и 2 ст. 330-3 УК РК, являются бланкетными, т.е. для квалификации преступлений необходимо обратиться к конкретным правилам привлечения и использования в Республике Казахстан иностранцев и лиц без гражданства.
Для привлечения иностранной рабочей силы и лиц без гражданства необходимо наличие соответствующих разрешений либо подтверждений на право их трудовой деятельности на территории РК.
Выдача разрешений и контроль за их использованием осуществляется миграционной полицией РК.
С субъективной стороны рассматриваемые преступления могут быть совершены умышленно.
Субъектом преступления, предусмотренного ст. 330-3 УК, могут быть граждане РК, иностранцы или лица без гражданства, достигшие 16 лет.
Статья 331 УК РК предусматривает уголовную ответственность за противоправное изменение государственной границы Республики Казахстан.
Объектом этого преступления является порядок в области режима Государственной границы РК в интересах ее неприкосновенности, а также территориальной целостности РК.
Предметом данного преступления выступают пограничные знаки. Согласно Закону РК «О государственной границе Республики Казахстан» от 13 января 1993 г. на местности граница обозначается ясно видимыми пограничными знаками (пограничными столбами, пирамидами, буями и тому подобным) (ст. 6 Закона). Формы, размеры пограничных знаков, их описание и порядок их установки определяются Правительством РК и международными договорами РК.
Прохождение Государственной границы устанавливается и изменяется только международными договорами РК и решениями Правительства РК путем делимитации и демаркации. Делимитация — это определение в договоре общего направления прохождения линии Государственной границы и ее географическое изображение на прилагаемой карте. На основании делимитации производится демаркация, то есть обозначение линии Государственной границы на местности.
Объективная сторона преступления заключается в изъятии, перемещении, уничтожении пограничных знаков в целях противоправного изменения Государственной границы Республики Казахстан.
Под изъятием понимается устранение пограничных знаков с места их установки на линии Государственной границы.
Перемещение - это самовольная, с нарушением установленного международными договорами и национальным законодательством порядка, установка пограничных знаков в других местах, а не на линии Государственной границы.
Уничтожение - это полная ликвидация пограничных знаков.
Преступление является формальным и, следовательно, считается оконченным с момента изъятия, перемещения и уничтожения пограничных знаков.
Субъективная сторона выражается в форме прямого умысла. Обязательным признаком субъективной стороны является специальная цель — противоправное изменение Государственной границы РК. Под изменением следует понимать как увеличение территории государства, так и ее уменьшение.
Субъектом преступления является физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
Часть 2 ст. 331 УК РК предусматривает ответственность за те же деяния, совершенные неоднократно или повлекшие тяжкие последствия.
Вторым квалифицирующим признаком является тяжкие последствия, под которым следует понимать: причинение существенного материального ущерба, обострение взаимоотношений с сопредельным государством, возникновение пограничных инцидентов и тому подобное. В последнем случае состав преступления материальный: деяние считается оконченным тогда, когда наступили тяжкие последствия (например, международные осложнения, вооруженные столкновения и др.). [kgl]
[gl]Т е м а № 17 ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ПРАВОСУДИЯ И ПОРЯДКА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ[:]
Осуществление правосудия является чрезвычайно актуальной на сегодняшний день проблемой, поскольку от нее во многом зависит эффективность борьбы с преступностью в нашей стране. Осуществлению правосудия в значительной степени препятствуют преступления против правосудия.
Если обратиться к материалам криминальной статистики, доля этой группы преступлений в числе других незначительна. Так, в Казахстане в 1993 году было зарегистрировано 86 преступлений против правосудия, что составляло 0,042 % всех зарегистрированных преступлений, в 1997 году — 91 (0,056 %), в 2001 году -1999 (1,314 %), в 2004 году - 2105 (1,466 %), в 2005 году - 720 (0,492 %)>.
Однако было бы неправильно полагать, что так оно и есть на самом деле. Преступления против правосудия и порядка исполнения наказаний относятся к преступлениям с высоким уровнем латентности. Высокий уровень латентности преступлений против правосудия, субъектами которых являются работники правоохранительных органов, можно объяснить тем, что субъекты этих преступлений, являясь должностными лицами правоохранительных органов, имеют, как правило, юридическое образование, опыт работы в правоохранительных органах, что помогает им нередко безнаказанно совершать преступления, уходя от ответственности.
Опасность преступлений против правосудия связана с тем, что они причиняют существенный ущерб интересам отдельных граждан, подрывают их веру в справедливость. Некоторые работники правоохранительных органов откровенно совершают преступление, демонстрируя, будто им никакая ответственность за это не грозит.
Наша страна в 1992 г. стала полноправным членом ООН и тем самым подтвердила свою приверженность основополагающим принципам международного права. Это обстоятельство требует принятия мер к тому, чтобы как можно меньше допускались нарушения прав человека. В нашей стране значительная часть обращений граждан к органам власти вызвана нарушениями таких конституционных прав человека, как право на личную свободу, на защиту, неприкосновенность жилища, неприкосновенность частной жизни. Эти нарушения в основном допускаются сотрудниками правоохранительных органов и судьями.
Концепция правовой политики Республики Казахстан в числе приоритетных направлений сформулировала необходимость совершенствования законодательной базы в целях обеспечения стабильности в обществе и защиты интересов личности, общества и государства от преступных посягательств1.
Принятие довольно большого количества нормативных правовых актов, обеспечивающих независимость и эффективность правосудия, можно рассматривать как определенный шаг к укреплению судебной власти в нашей стране. Но это не оказалось достаточным для обеспечения действительной независимости суда и эффективности его деятельности. Законодательство, регулирующее деятельность суда, должно и дальше развиваться и совершенствоваться, в том числе должны совершенствоваться и уголовно-правовые нормы, направленные на борьбу с преступлениями, препятствующими осуществлению правосудия.
Глава УК РК «Преступления против правосудия и порядка исполнения наказаний» должна обеспечить нормальное функционирование органов правосудия уголовно-правовыми мерами. Но эффективность применения норм этой главы на практике крайне низка. Так, в 2005 г. в Республике Казахстан было зарегистрировано 720 преступлений против правосудия. Из них только по 529 преступлениям уголовные дела были направлены в суд, что составило 73,5 % всех зарегистрированных преступлений против правосудия и порядка исполнения наказаний. Остальные 191 уголовное дело было прекращено органами предварительного расследования. Из их числа 85 уголовных дел были прекращены по нереабилитирующим основаниям, в том числе 106 уголовных дел было прекращено за отсутствием состава или события преступления1.
Такое же положение дел имеет место по остальным видам преступлений. По 146347 зарегистрированным в 2005 году преступлениям были направлены в суды Республики Казахстан только 74240 уголовных дел, что составило 50,7 % от числа заpeгистрированных преступлений. По остальным 72107 преступлениям уголовные дела прекращены или приостановлены. Приостановлены уголовные дела в связи с неустановлением лица, виновного в совершении преступления, по 46037 преступлениям, прекращены уголовные дела по нереабилитирующим основаниям по 11461 преступлению, за отсутствием состава и события преступления — по 2902 преступлениям2.
Приведенные данные свидетельствуют о низком уровне профессиональной подготовленности следователей и дознавателей органов уголовного преследования, которые по значительному количеству выявленных преступлений не осуществляют надлежащим образом предварительное расследование.
Осуществление правосудия, прежде всего, зависит не от работы суда, а от уровня профессионализма, добросовестности прокуроров, следователей и лиц, производящих дознание. Если преступление осталось не раскрытым или уголовное дело расследовано с многочисленными нарушениями законности, правосудие осуществлено быть не может. Возбужденное уголовное дело просто не дойдет до суда или в процессе его рассмотрения в суде доказательства, полученные с нарушением законодательства, признаются недопустимыми, что может привести к прекращению уголовного преследования в отношении лица, совершившего преступление, в связи с признанием недостаточными доказательства, собранные органами уголовного преследования
Соблюдению законности в деятельности правоохранительных органов способствует наличие в Уголовном кодексе Республики Казахстан норм об ответственности за преступления против правосудия, норм уголовно-процессуального законодательства, обеспечивающих права и законные интересы участников процесса. В настоящее время в деятельности органов дознания, следственных, судебных органов, а также органов прокуратуры встречается немало фактов нарушения законности в виде незаконного задержания, заключения под стражу или содержания под стражей, применения насилия к допрашиваемым, незаконною привлечения к уголовной ответственности или освобождения от уголовной ответственности, фальсификации доказательств, вынесения неправосудного приговора, решения суда или иного судебного акта. В своем обращении к сотрудникам правоохранительных органов >19 апреля 2000 г. Президент страны Н Назарбаев подверг резкой критике работу полицейских Казахстана, которые с целью добиться показаний со стороны допрашиваемых применяют такой арсенал пыток, который может «удивить самых отъявленных садистов».