Общие проблемы борьбы с преступлениями против правосудия

Статья 331. Противоправное изменение государственной границы Республики Казахстан

Статья 330-3. Неоднократное нарушение правил привле­чения и использования в Республике Казах­стан иностранной рабочей силы

Статья 330-3 УК РК предусматривает уголовную ответствен­ность за неоднократное нарушение правил привлечения и ис­пользования в Республике Казахстан иностранной рабочей силы.

Рассматриваемая норма введена в УК РК Законом РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодатель­ные акты Республики Казахстан по вопросам незаконной миг­рации» от 22 февраля 2002 г.

Объектом преступлений, предусмотренных ст. 330-3 УК РК, является установленный порядок управления в сфере регули­рования деятельности физических лиц в области привлечения и использования в Республике Казахстан иностранной рабочей силы и лиц без гражданства.

Иностранцы и лица без гражданства вправе заниматься тру­довой деятельностью в РК, если это совместимо с целями их пребывания. Они не могут назначаться на отдельные должнос­ти или заниматься определенной трудовой деятельностью, если в соответствии с республиканским законодательством для это­го необходимо иметь гражданство Республики Казахстан.

С объективной стороны рассматриваемое преступление ха­рактеризуется двумя самостоятельными деяниями:

1) неоднократный прием на работу работодателем иностран­цев и лиц без гражданства, пребывающих на территории Рес­публики Казахстан без соответствующего разрешения уполно­моченного органа;

2) неоднократное нарушение работодателем правил исполь­зования в РК иностранной рабочей силы.

Условием уголовной ответственности за совершение назван­ных преступлений является их неоднократность, т.е. совершение данных деяний два и более раза. Разовое совершение дан­ных преступлений влечет административную ответственность пост. 306 КоАПРК.

Составы преступлении, предусмотренные обеими частями ст. 330-3 УК РК относятся к числу формальных, поскольку по­следствие не является их обязательным признаком.

Диспозиции преступлений, предусмотренных в ч.ч. 1 и 2 ст. 330-3 УК РК, являются бланкетными, т.е. для квалифика­ции преступлений необходимо обратиться к конкретным пра­вилам привлечения и использования в Республике Казахстан иностранцев и лиц без гражданства.

Для привлечения иностранной рабочей силы и лиц без граж­данства необходимо наличие соответствующих разрешений либо подтверждений на право их трудовой деятельности на террито­рии РК.

Выдача разрешений и контроль за их использованием осу­ществляется миграционной полицией РК.

С субъективной стороны рассматриваемые преступления могут быть совершены умышленно.

Субъектом преступления, предусмотренного ст. 330-3 УК, могут быть граждане РК, иностранцы или лица без граждан­ства, достигшие 16 лет.

Статья 331 УК РК предусматривает уголовную ответствен­ность за противоправное изменение государственной границы Республики Казахстан.

Объектом этого преступления является порядок в области режима Государственной границы РК в интересах ее неприкос­новенности, а также территориальной целостности РК.

Предметом данного преступления выступают пограничные знаки. Согласно Закону РК «О государственной границе Рес­публики Казахстан» от 13 января 1993 г. на местности граница обозначается ясно видимыми пограничными знаками (погра­ничными столбами, пирамидами, буями и тому подобным) (ст. 6 Закона). Формы, размеры пограничных знаков, их описание и порядок их установки определяются Правительством РК и меж­дународными договорами РК.

Прохождение Государственной границы устанавливается и изменяется только международными договорами РК и решениями Правительства РК путем делимитации и демаркации. Делимитация — это определение в договоре общего направле­ния прохождения линии Государственной границы и ее геогра­фическое изображение на прилагаемой карте. На основании делимитации производится демаркация, то есть обозначение линии Государственной границы на местности.

Объективная сторона преступления заключается в изъятии, перемещении, уничтожении пограничных знаков в целях про­тивоправного изменения Государственной границы Республи­ки Казахстан.

Под изъятием понимается устранение пограничных знаков с места их установки на линии Государственной границы.

Перемещение - это самовольная, с нарушением установлен­ного международными договорами и национальным законода­тельством порядка, установка пограничных знаков в других местах, а не на линии Государственной границы.

Уничтожение - это полная ликвидация пограничных зна­ков.

Преступление является формальным и, следовательно, счи­тается оконченным с момента изъятия, перемещения и уничто­жения пограничных знаков.

Субъективная сторона выражается в форме прямого умыс­ла. Обязательным признаком субъективной стороны является специальная цель — противоправное изменение Государствен­ной границы РК. Под изменением следует понимать как увели­чение территории государства, так и ее уменьшение.

Субъектом преступления является физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Часть 2 ст. 331 УК РК предусматривает ответственность за те же деяния, совершенные неоднократно или повлекшие тяжкие последствия.

Вторым квалифицирующим признаком является тяжкие последствия, под которым следует понимать: причинение су­щественного материального ущерба, обострение взаимоотно­шений с сопредельным государством, возникновение погранич­ных инцидентов и тому подобное. В последнем случае состав преступления материальный: деяние считается оконченным тогда, когда наступили тяжкие последствия (например, между­народные осложнения, вооруженные столкновения и др.). [kgl]

[gl]Т е м а № 17 ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ПРАВОСУДИЯ И ПОРЯДКА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ[:]

Осуществление правосудия является чрезвычайно актуаль­ной на сегодняшний день проблемой, поскольку от нее во мно­гом зависит эффективность борьбы с преступностью в нашей стране. Осуществлению правосудия в значительной степени пре­пятствуют преступления против правосудия.

Если обратиться к материалам криминальной статистики, доля этой группы преступлений в числе других незначительна. Так, в Казахстане в 1993 году было зарегистрировано 86 пре­ступлений против правосудия, что составляло 0,042 % всех зарегистрированных преступлений, в 1997 году — 91 (0,056 %), в 2001 году -1999 (1,314 %), в 2004 году - 2105 (1,466 %), в 2005 году - 720 (0,492 %)>.

Однако было бы неправильно полагать, что так оно и есть на самом деле. Преступления против правосудия и порядка исполнения наказаний относятся к преступлениям с высоким уровнем латентности. Высокий уровень латентности преступ­лений против правосудия, субъектами которых являются работ­ники правоохранительных органов, можно объяснить тем, что субъекты этих преступлений, являясь должностными лицами правоохранительных органов, имеют, как правило, юридичес­кое образование, опыт работы в правоохранительных органах, что помогает им нередко безнаказанно совершать преступле­ния, уходя от ответственности.

Опасность преступлений против правосудия связана с тем, что они причиняют существенный ущерб интересам отдельных граждан, подрывают их веру в справедливость. Некоторые ра­ботники правоохранительных органов откровенно совершают преступление, демонстрируя, будто им никакая ответственность за это не грозит.

Наша страна в 1992 г. стала полноправным членом ООН и тем самым подтвердила свою приверженность основополагаю­щим принципам международного права. Это обстоятельство требует принятия мер к тому, чтобы как можно меньше допус­кались нарушения прав человека. В нашей стране значитель­ная часть обращений граждан к органам власти вызвана нару­шениями таких конституционных прав человека, как право на личную свободу, на защиту, неприкосновенность жилища, не­прикосновенность частной жизни. Эти нарушения в основном допускаются сотрудниками правоохранительных органов и су­дьями.

Концепция правовой политики Республики Казахстан в чис­ле приоритетных направлений сформулировала необходимость совершенствования законодательной базы в целях обеспечения стабильности в обществе и защиты интересов личности, обще­ства и государства от преступных посягательств1.

Принятие довольно большого количества нормативных пра­вовых актов, обеспечивающих независимость и эффективность правосудия, можно рассматривать как определенный шаг к ук­реплению судебной власти в нашей стране. Но это не оказалось достаточным для обеспечения действительной независимости суда и эффективности его деятельности. Законодательство, ре­гулирующее деятельность суда, должно и дальше развиваться и совершенствоваться, в том числе должны совершенствовать­ся и уголовно-правовые нормы, направленные на борьбу с пре­ступлениями, препятствующими осуществлению правосудия.

Глава УК РК «Преступления против правосудия и порядка исполнения наказаний» должна обеспечить нормальное функционирование органов правосудия уголовно-правовыми мера­ми. Но эффективность применения норм этой главы на прак­тике крайне низка. Так, в 2005 г. в Республике Казахстан было зарегистрировано 720 преступлений против правосудия. Из них только по 529 преступлениям уголовные дела были направлены в суд, что составило 73,5 % всех зарегистрированных преступ­лений против правосудия и порядка исполнения наказаний. Остальные 191 уголовное дело было прекращено органами пред­варительного расследования. Из их числа 85 уголовных дел были прекращены по нереабилитирующим основаниям, в том числе 106 уголовных дел было прекращено за отсутствием состава или события преступления1.

Такое же положение дел имеет место по остальным видам преступлений. По 146347 зарегистрированным в 2005 году пре­ступлениям были направлены в суды Республики Казахстан только 74240 уголовных дел, что составило 50,7 % от числа заpeгистрированных преступлений. По остальным 72107 преступ­лениям уголовные дела прекращены или приостановлены. При­остановлены уголовные дела в связи с неустановлением лица, виновного в совершении преступления, по 46037 преступлени­ям, прекращены уголовные дела по нереабилитирующим осно­ваниям по 11461 преступлению, за отсутствием состава и собы­тия преступления — по 2902 преступлениям2.

Приведенные данные свидетельствуют о низком уровне про­фессиональной подготовленности следователей и дознавателей органов уголовного преследования, которые по значительно­му количеству выявленных преступлений не осуществляют над­лежащим образом предварительное расследование.

Осуществление правосудия, прежде всего, зависит не от ра­боты суда, а от уровня профессионализма, добросовестности прокуроров, следователей и лиц, производящих дознание. Если преступление осталось не раскрытым или уголовное дело рас­следовано с многочисленными нарушениями законности, пра­восудие осуществлено быть не может. Возбужденное уголов­ное дело просто не дойдет до суда или в процессе его рассмот­рения в суде доказательства, полученные с нарушением законодательства, признаются недопустимыми, что может привес­ти к прекращению уголовного преследования в отношении лица, совершившего преступление, в связи с признанием недостаточ­ными доказательства, собранные органами уголовного пресле­дования

Соблюдению законности в деятельности правоохранитель­ных органов способствует наличие в Уголовном кодексе Рес­публики Казахстан норм об ответственности за преступления против правосудия, норм уголовно-процессуального законода­тельства, обеспечивающих права и законные интересы участ­ников процесса. В настоящее время в деятельности органов дознания, следственных, судебных органов, а также органов прокуратуры встречается немало фактов нарушения законнос­ти в виде незаконного задержания, заключения под стражу или содержания под стражей, применения насилия к допрашивае­мым, незаконною привлечения к уголовной ответственности или освобождения от уголовной ответственности, фальсифи­кации доказательств, вынесения неправосудного приговора, решения суда или иного судебного акта. В своем обращении к сотрудникам правоохранительных органов >19 апреля 2000 г. Президент страны Н Назарбаев подверг резкой критике рабо­ту полицейских Казахстана, которые с целью добиться показа­ний со стороны допрашиваемых применяют такой арсенал пы­ток, который может «удивить самых отъявленных садистов».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: