Место финансового права в правовой системе Украины

Финансовое право - самостоятельная отрасль единой правовой системы государства. Его самостоятельность обусловлена ​​предметом правового регулирования, содержанием, качественной единством общественных отношений, регулируемых финансовым правом, превалированием однотипных финансово-правовых методов. С другой стороны, характеризуя отдельную отрасль права, следует принимать во внимание связь с другими элементами системы права. Финансовое право, как публичная отрасль права, тесно связано с конституционным и административным правом. Не менее важным является его связь с гражданским и хозяйственным правом.

В связи с тем, что финансовое право распространяется на одну из областей деятельности государства, оно тесно соприкасается с конституционным и административным правом, которое охватывает своим воздействием организацию и деятельность государства в целом.
Существует взаимосвязь между ними и по видам государственной деятельности, на которые распространяется регулирование со стороны этих отраслей права.

Конституционное право охватывает общественные отношения, вытекающие из организации государства, его устройства, административное право - общественные отношения, связанные с государственным управлением. Конституционное право является ведущей отраслью национального права и состоит из совокупности конституционных норм, регулирующих политико-правовые общественные отношения, связанные с взаимоотношениями человека с государством, реализацией народного волеизъявления, организацией и осуществлением государственной власти и местного самоуправления, закреплением социально-экономических основ властвования, а также с определением территориальной организации государства. Конституция Украины является Основным Законом государства, единственным нормативно-правовым актом высшей юридической силы, регулирует важнейшие общественные отношения, в том числе и в сфере финансовой деятельности. Нормы финансового права фактически конкретизируют положения конституционных норм и обеспечивают мобилизацию, распределение и расходование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Конституционное право закрепляет основы организации и деятельности представительных и исполнительных органов власти. Конституционное право закрепляет основы общественного строя и политики Украины, правового положения личности, государственное устройство, принципы организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Финансовое право базируется и развивается на этих основах.

Административное право регулирует общественные отношения управленческого характера, преимущественно в сфере государственного управления, в процессе осуществления задач и функций исполнительной власти, а также внутри-организационной деятельности других государственных органов и общественных организаций при выполнении ими делегированных полномочий и функций исполнительной власти. В свою очередь деятельность по формированию, распределению и расходования средств по своему характеру является управленческой. Тем более, что истоки финансового права содержатся именно в административном праве (в конце XIX в. финансовое законодательство выделилось из административного права в самостоятельную отрасль права). Опираясь на нормы и принципы теории управления, финансовое право регулирует те отношения, непосредственно связанные с финансовой деятельностью государства.

Не менее важным является связь финансового права с гражданским и хозяйственным. Нормы гражданского права регулируют имущественные и личные неимущественные отношения. А имущественные отношений могут также выражаться в денежной форме. Хозяйственное право как отрасль права регулирует отношения, существующие в сфере организации и осуществления хозяйственной деятельности субъектами всех форм собственности, связанной с производством промышленной продукции и товаров народного потребления, их реализацией, выполнением работ и оказанием услуг. Национальный банк Украины, как орган государственного управления в сфере денежно - кредитной деятельности, одновременно является субъектом хозяйствования. С одной стороны, он является органом специальной компетенции в сфере финансового контроля, поскольку уполномоченный обеспечивать надзор за деятельностью банков и выполнять свою задачу - обеспечение стабильности национальной денежной единицы. Вместе с тем, НБУ может заключать гражданско - правовые сделки с другими участниками банковской системы. Банки в свою очередь предоставляют кредиты клиентам по кредитным соглашениям, которые являются предметом регулирования гражданского права, но при этом подпадают под финансово - правовое регулирование, поскольку условия кредитования в некоторых аспектах дополнительно ограничиваются Национальным банком (относительно определения размера залога, права предоставления кредитов без залога, их предельной стоимости и т.д.).

Понятно, что финансовое право тесно связано с другими отраслями права: уголовным (поскольку уголовное законодательство устанавливает ответственность за правонарушения в сфере финансовых отношений, например, за нарушение бюджетной дисциплины, неуплату налогов), трудовым (например, начисление подоходного налога и обязательных платежей на фонд оплаты труда связано с оформленными на предприятии трудовыми отношениями), пенсионным, земельным, природоохранным и т.п..

С другой стороны, существует тесная взаимосвязь финансового права с экономикой и общей теорией финансов. Понятийно-категориальй аппарат последней является базой для создания понятийно-категориального аппарата финансового права.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: