Система и источники финансового права

Финансовое право и наука финансового права

Финансовое право как область права и как учебная дисциплина тесно связано с наукой финансового права. Это, в сущности, стороны одного явления. Если финансовое право регулирует общественные отношения в сфере управления государственными финансами, определяет компетенцию, задачу и функции, формы и методы поведения субъектов финансово-правовых отношений, то наука финансового права изучает финансово-правовые категории и финансово-правовые нормы, развивает их и оказывает содействие усовершенствованию финансового законодательства путем изготовления рекомендаций.

Если финансовое право как область права материализуется в финансово-правовых принципах, нормах, методах, то наука финансового права материализуется в монографиях, статьях, учебных пособиях, учебниках по финансовому праву.

Как и каждая наука, наука финансового права имеет присущий только ей предмет, категориально-понятийный аппарат, свое содержание. Она - часть юридической науки в целом.

Предметом науки финансового права есть вся совокупность знаний про финансовое право, финансовую деятельность государства. Эти знания за своим элементным составом и структурой, по характеру чрезвычайно пестрые и разнородные. Наибольшую часть этих знаний по объему составляет практический опыт правоприменительной деятельности органов управления финансовыми отношениями, которые являются только первым приближением к собственно научному знанию, и требует осмысления, обобщения.

Следующим, качественно содержательным уровнем знаний про финансовое право, финансовую деятельность государства есть систематизированные и обобщенные в форме научных исследований простых элементов системы государственных органов, которые осуществляют финансовую деятельность, их иерархию, компетенцию, правовой статус, задача и функции, формы и методы работы; основные черты финансово-правового положения других субъектов, с которыми эти органы вступают в финансово-правовые отношения: содержание, формы и методы финансового контроля и т.п.. Общая часть финансового права строится в основном на анализе правовых элементов финансовых отношений.

Система финансового права - это его внутреннее строение, выражающееся в последовательном расположении финансово-правовых институтов. Делится на общую и особенную часть.

В Общую часть финансового права входят финансово-правовые нормы, которые закрепляют:

- общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства: систему государственных органов, которые осуществляют финансовую деятельность, их иерархию, компетенцию, правовой статус, задачи и функции, формы и методы работы;

- основные черты финансово-правового положения других субъектов, с которыми эти органы вступают в финансово-правовые отношения;

-содержание, формы и методы финансового контроля и т.п.

Особенная часть финансового права состоит из ряда больших разделов (их иногда в юр. литературе называют подотрослями), которые в свою очередь состоят из финансово-правовых институтов. Любой из финансово-правовых институтов представляет собой систему финансово-правовых норм, которые регулируют группу однородных финансовых отношений. А в разделы объединяются группы родственных финансово-правовых институтов. Например раздел «Бюджетное право» состоит из двух финансово-правовых институтов — «бюджетное устройство» и «бюджетный процесс».

В Особенную часть финансового права входят разделы, которые объединяют финансово-правовые нормы, регулирующие общественные отношения в сфере:

государственного бюджета;

внебюджетных государственных и муниципальных фондов;

финансов государственных предприятий;

государственных и местных налогов и других обязательных платежей;

государственного кредита;

государственного страхования;

государственных расходов;

банковского кредитования и безналичных расчетов;

денежного обращения и валютного регулирования.

От системы финансового права как отрасли права нужно отличать систему финансового законодательства, то есть систему всех упорядоченных соответствующим образом нормативно-правовых актов, которые регулируют финансовые отношения в государстве. Финансовое законодательство — это внешняя форма финансового права, которое отображает его внутреннюю структуру. Нормы финансового права помещаются в большом количестве разнообразных нормативно-правовых актов, или источниках, как общего характера, так и специально посвященных регулированию финансово-правовых отношений. К ним относятся акты законодательных и исполнительных органов государственной власти, местного самоуправления.

Таким образом, источники финансового права Украины это правовые акты органов законодательной и исполнительной власти и местного самоуправления, в которых помещаются нормы финансового права.

К источникам финансового права относятся:

Конституция - Основной Закон Украины,

общие и специальные законы;

постановления Верховной Рады Украины;

указы Президента Украины;

постановления и декреты Кабинета Министров Украины;

ведомственные нормативно-правовые акты (постановления Правления НБУ; приказы Министра финансов; распоряжение Государственного казначейства Украина и др.),

международные правовые акты, обычаи и стандарты, ратифицированные парламентом и входящие в национальное законодательство.

В любом государстве главным источником финансового права является Конституция. В Конституции Украины закреплены основы правовой организации финансовой деятельности государства, ее субъектный состав.
Большинство законов, которые включают в себя нормы финансового права, имеют комплексный характер и вмещают нормы и других областей права — конституционного, административного, гражданского, уголовного и т.д. К ним относится пакет законов об органах законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, о банках и банковской деятельности, о предпринимательстве и предпринимательской деятельности и т.п.
В Украине возникает тенденция к увеличению удельного веса финансовых отношений, которые регулируются нормами законодательных актов. Между тем пока количественно преобладают финансово-правовые нормы, которые помещаются в Указах Президента Украины, постановлениях КМУ, актах Министерства финансов, НБУ.

В финансовом праве нормативно-правовые акты подразделяются на:

постоянно (длительно) действующие (таких большинство) – ЗУ «О Счетной палате», ЗУ «О Национальном банке Украины», ЗУ «О банках и банковской деятельности», Бюджетный кодекс Украины;

периодические, принимаемые на один годичный (бюджетный) период -законы Украины «О Государственном бюджете Украины».

Значительное место среди источников финансового права занимают Указы Президента по финансовым вопросам. Например, Указ Президента Украины «Об укреплении финансовой дисциплины и предотвращении правонарушений в бюджетной сфере» от 25.12.2001 № 1251/20011, Указ Президента Украины «О мерах по повышению эффективности контроля за использованием бюджетных средств» от 19.09.2000 № 1074/20002, Указ

Источниками финансового права являются постановления и распоряжения Кабинета Министров Украины по финансовым вопросам.

Самостоятельную группу источников финансового права образуют решения органов местного самоуправления по финансовым вопросам. Их особенностью является территориальная ограниченность и самостоятельность в принятии решений, касающихся местных бюджетов, установления местных налогов и сборов. Решения органов местного самоуправления обязательны для расположенных на их территории предприятий, организаций, должностных лиц и граждан.

Частью национального законодательства в соответствии со ст. 9 Конституции Украины являются также действующие международные договоры, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины.

Совокупность нормативных актов, содержащих нормы финансового права, принято определять как финансовое законодательство. Идет процесс его изменения, обновления особенно тех финансово-правовых актов, которые способствуют повышению эффективности и действенности таких рыночных механизмов как налоги, денежно-кредитная система и другие.

Систематизация законодательства — это деятельность по упорядочению и усовершенствованию нормативно-правовых актов, сведению их к единой, внутренне согласованной системе.

Целями систематизации являются: устранение противоречий между нормативными актами; повышение эффективности законодательства; обеспечение доступности пользования законодательством для всех субъектов права.

Различают 3 способа систематизации законодательства:

1. Кодификация — способ систематизации, при котором осуществляется существенная переработка и согласование группы юридических норм, связанных общим предметом правового регулирования. Результатом кодификации может быть кодекс, например, Налоговый кодекс Украины (проект).

2. Инкорпорация — способ систематизации законодательства, состоящий в упорядочении существующих нормативных актов без изменения содержания норм права, которое их составляет. Результатом инкорпорации явля­ются сборники, в которых нормативные акты размещены в хронологическом или алфавитном порядке.

3. Консолидация — способ систематизации, который состоит в объединении разных, но тематически единых законодательных актов в один акт.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: