Ощущение

Психические процессы

Адаптивная функция развития психики

«Развитие психической деятельности от восприятия и навыков к представлениям и памяти вплоть до сложнейших операций умозаключения и формального мышления является функцией от все увеличивающихся масштабов взаимодействий. Ведь органическая адаптация в действительности обеспечивает лишь мгновенное, реализующееся в данном месте, а потому и весьма ограниченное равновесие между живущим в данное время существом и современной ему средой. А уже простейшие когнитивные функции, такие, как восприятие, навык и память, продолжают это равновесие как в пространстве (восприятие удаленных объектов), так и во времени (предвосхищение будущего, восстановление в памяти прошлого). Но лишь один интеллект, способный на все возвраты в действии и мышлении, лишь он один тяготеет к тотальному равновесию, стремясь к тому, чтобы ассимилировать всю совокупность действительности и чтобы аккомодировать к ней действие, которое он освобождает от рабского подчинения изначальным здесь и теперь». (Ж. Пиаже)


Ощущения есть отражение конкретных, отдельных свойств, качеств, сторон предметов и явлений материальной действительности, воздействующих на органы чувств в данный момент.

Физиологическая основа ощущений – сложная деятельность органов чувств. И.П.Павлов назвал эту деятельность анализаторной, а системы клеток, наиболее сложно организованных и являющихся воспринимающими аппаратами, которые непосредственно осуществляют анализ раздражений, – анализаторами.

Анализатор характеризуется наличием трех специфических отделов: периферического (рецепторного), передающего (проводникового) и центрального (мозгового). Работа анализаторов происходит рефлекторно.

Основные характеристики анализаторов:

1. Нижний порог ощущений – минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение (обозначается Jo). Сигналы, интенсивность которых меньше Jo, человеком не ощущаются. Верхний порог – максимальная величина раздражителя, которую способен адекватно воспринимать анализатор (Jmax) Интервал между Jo и Jmax носит название "диапазона чувствительности)..

2. Дифференциальный, разностный порог – наименьшая величина различий между раздражителями, когда они еще ощущаются как различные (ΔJ). Величина ΔJ пропорциональна интенсивности сигнала J; ΔJ/J = К – закон Бугера-Вебера. Для зрительного анализатора К = 0,01, для слухового – К = 0,1.

3. Оперативный порог различимости сигналов – та величина различия между сигналами, при которой точность и скорость различения достигают максимума. Оперативный порог в 10-15 раз выше дифференциального порога.

4. Интенсивность ощущения (Е) прямо пропорциональна логарифму силы раздражителя J (закон Вебера-Фехнера) Е = klogJ + с.

Однако между рядом ощущений и рядом физических раздражителей существует не логарифмическая, по Фехнеру, а степенная зависимость, выраженная законом Стивенса: Y = k * S в степени n (Y - субъективная величина, ощущение, S - стимул, n - показатель степени функции, k - константа, зависящая от единицы измерения). При этом показатель степенной функции для разных модальностей ощущений различен: для громкости он имеет значение 0,3, для электрического удара - 3,5.

Спор о том, какой из законов является более точным, так и не был разрешен. Науке известны многочисленные попытки дать ответ на этот вопрос. Одна из та­ких попыток принадлежит Ю. М Забродину, который предложил свое объясне­ние психофизического соотношения. Мир стимулов опять представляет закон Бугера—Вебера, а структуру сенсорного пространства Забродин предложил в следующем виде: DЕ / Еz, т. е. добавил константу — z. В результате соотношение между миром стимулов и миром наших ощущений отражается в следующем уравнении:

DЕ / Еz = К х DI / I (обобщенный психофизический закон Забродина). Очевидно, при z =0 формула обобщенного закона переходит в логарифмиче­ский закон Фехнера, а при z = 1 — в степенной закон Стивенса.

5. Временной порог – минимальная длительность воздействия раздражителя, необходимая для возникновения ощущений. Пространственный порог определяется минимальным размером едва ощутимого раздражителя.

6. Латентный период реакции – промежуток времени от момента подачи сигнала до момента возникновения ощущения. После окончания воздействия раздражителя зрительные ощущения исчезают не сразу, а постепенно (инерция зрения = 0,1 – 0,2 сек). Поэтому время действия сигнала и интервал между появляющимися сигналами должны быть не меньше времени сохранения ощущений, равного 0,2-0,5 сек. В противном случае будет замедляться скорость и точность реагирования, поскольку во время прихода нового сигнала в зрительной системе человека еще будет оставаться образ предыдущего сигнала.

Ощущения обеспечивают сенситивность – способность человека ощущать, различать и дифференцировать внешние раздражители.

Всего выделяется 11 видов ощущений, которые делятся на три группы (по пространственному признаку).

Дистантные. Т.е. те, которые собирают информацию от объектов, находящихся на расстоянии от тела. К ним относят зрительные, слуховые и обонятельные ощущения.

Контактные. Т.е. те, которые возникают при контакте раздражителя с телом. К ним относят тактильные, вкусовые, температурные, болевые, вибрационные.

Висцеральные. Т. Е. изнутри тела. К ним относят кинестетические, вестибуляторные и интероцептивные.

Выделяют характеристики ощущений:

1. Модальность – качественная характеристика стимула.

2. Интенсивность – энергетическая характеристика.

3. Пространственные характеристики.

4. Временные характеристики.

В реальности все ощущения взаимодействуют. Это выражается, например, в следующих эффектах.

Синестезия – феномен восприятия, состоящий в том, что впечатление, соответствующее данному раздражителю и специфичное для данного органа чувств, сопровождается другим, дополнительным ощущением или образом, при этом часто таким, которое характерно для другой модальности. Например, «цветной слух».

Сенсибилизация – это усиление ощущения одной модальности с помощью воздействия на ощущения других модальностей. Например, сосание кислого способствует улучшению ночного зрения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: