Представления есть необходимое посредствующее звено, смыкающее первосигнальные психические процессы, организованные в форму образов различных видов, и второсигнальные мыслительные или рече-мыслительные психические процессы, составляющие уже «специально человеческий» уровень психической информации.
Образы представления также имеют первичные и вторичные характеристики. К первичным характеристикам относят:
1. Пространственные:
1) Панорамность.
2) Обособление фигуры и фона.
3) Выпадение абсолютных величин.
4) Топографическая схематизация.
2. Временные:
1) Симультанность: компоненты временной и двигательной последовательности имеют тенденцию преобразовываться во вторичном образе в одновременную структуру.
2) Несохранение длительности. Эмпирический закон заполнения временного отрезка Рубинштейна: чем более заполненным и, следовательно, расчлененным на небольшие интервалы является отрезок времени, тем более длительным он представляется.
3) Прочность сохранения временной последовательности выражена во второй части закона: зафиксированные в нем сдвиги оценки интервала касаются именно его длительности, тогда как временная последовательность сохраняется гораздо полнее.
|
|
3. Модальностные характеристики очень мало изученные и выявленные преимущественно для зрительных цветовых представлений. Заключаются в том, что во вторичном образе цвета происходит перестройка, аналогичная сдвигам восприятия цвета в затрудненных условиях. Образ смещается в сторону основных цветов спектра, а отдельные конкретные оттенки выпадают из образа в зависимости от длительности его хранения.
4. Интенсивностные. характеристики обнаруживают ту же тенденцию, что и сдвиги модальных характеристик. Они также становятся более «бледными».
Ко вторичным характеристикам (охватывающим все три первичных параметра вторичного образа: пространственно-временную структуру, модальность и интенсивность) относят:
1. Неустойчивость выражается в колебании не только пространственных компонентов образа, но и его модальных характеристик, например «мерцание цвета» в представлении и колебание его яркости.
2. Фрагментарность проявляется в выпадении (как пространственно-временных, так и модальностно-интенсивностных) компонентов образа.
3. Обобщенность выражает отнесенность отображаемого объекта к определенному классу. А так как класс не может быть содержанием актуального, т.е. в данный момент совершающегося, отражения, обязательным посредствующим звеном здесь является включенность апперцепции, т.е. образов, сформированных в прошлом опыте и воплощенных в тех извлекаемых из памяти эталонах, с которыми сличается каждый актуальный перцепт.
Считается, что представления возникают к концу второго года жизни ребёнка, но способность полноценно управлять ими формируется примерно к 5 годам. Есть три стадии управления образами представления: 1) вылавливание образа из памяти; 2) ротация; 3) трансформация.