Устав ООН и Международный билль о правах человека

Компетенция Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

Порядок назначения и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, его конституционно-правовой статус

В обеспечении гарантий прав и свобод человека и гражданина важную и своеобразную роль призван играть Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации.

В соответствии с п. «д» ч. 1 ст. 103 Конституции РФ его назна­чение на должность и освобождение от должности относится к ве­дению Государственной Думы. Данную должность может занять лицо, отвечающее определенным требованиям: иметь гражданст­во РФ; возраст не моложе 35 лет; познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты.

Одно и то же лицо не может быть назначено на должность Упол­номоченного более чем на два срока подряд.

Институт Уполномоченного учрежден в целях обеспечения га­рантий государственной защиты прав и свобод граждан, их со­блюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Установлен­ными Федеральным конституционным законом об Уполномочен­ном по правам человека средствами он способствует:

1) восстановлению нарушенных прав;

2) совершенствованию законодательства о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;

3) развитию международного сотрудничества в области прав человека;

4) правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

Правовой статус Уполномоченного характеризуется следую­щими чертами:

1. При осуществлении своих функций Уполномоченный неза­висим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам. Вмешательство в деятельность Уполномоченного с целью повлиять на его решение, неисполнение должно­стными лицами обязанностей по отношению к Уполномоченному, воспрепятствование его деятельности в иной форме влечет уста­новленную законодательством ответственность.

2. Должность Уполномоченного несовместима с обладанием депутатским мандатом, нахождением на государственной службе, занятием какой-либо другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной либо иной творческой деятельности.

3. Уполномоченный не вправе заниматься политической деятельностью, быть членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели.

4. В течение пятилетнего срока полномочий Уполномоченный обладает неприкосновенностью, содержание которой конкретизи­ровано в упомянутом Федеральном конституционном законе. Для применения к Уполномоченному предусмотренных в названном Законе мер принудительного воздействия требуется согласие Го­сударственной Думы.

5. Уполномоченный не наделен властными полномочиями, ди­рективными мерами воздействия на государственные и иные орга­ны и должностных лиц, не принимает правовые акты. Однако рас­сматриваемый Закон устанавливает широкий круг обязанностей названных субъектов в отношении действий и обращений Уполно­моченного (оказание содействия, проведение по поручению Упол­номоченного определенных действий, предоставление информа­ции, необходимых материалов и т.п.).

Закон устанавливает основания, которые влекут или могут повлечь досрочное освобождение от должности Уполномоченного Государственной Думой.

Безусловное освобождение от должности следует в случаях, если Уполномоченный нарушил запрет на совмещение им своих функций с занятием другой, указанной в ст. 1 Федерального кон­ституционного закона об Уполномоченном по правам человека деятельностью, а также, если в отношении него вступил в закон­ную силу обвинительный приговор суда.

Полномочия Уполномоченного могут быть прекращены Госу­дарственной Думой ввиду его неспособности по состоянию здо­ровья или по иным причинам в течение длительного времени (не менее четырех месяцев подряд) исполнять свои обязанности.

Основанием для досрочного освобождения от должности может явиться подача Уполномоченным заявления о сложении полномочий.

Основным содержанием компетенции Уполномоченного явля­ется рассмотрение жалоб на нарушение прав и свобод человека и гражданина.

Согласно упомянутому Федеральному конституционному за­кону, заявителями жалобы могут быть не только граждане Рос­сийской Федерации, но и находящиеся на ее территории ино­странные граждане и лица без гражданства.

Уполномоченный рассматривает только те жалобы, которые были ранее обжалованы в судебном либо административном по­рядке, но заявитель не согласен с принятым решением. Кроме того, установлен срок подачи жалобы: не позднее года со дня нару­шения прав и свобод заявителя или с того дня, когда последнему стало известно об их нарушении.

Уполномоченный может отказать в принятии жалобы к рас­смотрению, причем отказ обжалованию не подлежит, но должен быть мотивирован.

При рассмотрении жалоб Уполномоченный правомочен:

- обращаться к компетентным государственным органам или должностным лицам за содействием в проведении проверки об­стоятельств, подлежащих выяснению;

- беспрепятственно посещать все органы государственной власти и органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и т.д.;

- запрашивать и получать необходимые ему сведения и доку­менты;

- получать объяснения должностных лиц и государственных служащих (исключая судей).

По результатам рассмотрения жалоб Уполномоченный вправе:

- обратиться в суд с заявлением в защиту нарушенных нрав и свобод, участвовать в судебном процессе;

- обращаться в компетентные органы с ходатайством о возбужде­нии дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении соответствующего должностного лица;

- обращаться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора, определения или постановления суда;

- излагать свои доводы должностному лицу, имеющему право вносить протест;

- обращаться в Конституционный Суд РФ с жалобой на наруше­ния конституционных прав и свобод граждан законом, применен­ным или подлежащим применению в конкретном деле.

В пределах своей компетенции Уполномоченный может в соот­ветствующих случаях принимать меры по защите прав и свобод и по своей инициативе, без жалобы. Закон допускает такую возмож­ность при наличии информации о массовых или грубых наруше­ниях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое об­щественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать право­вые средства защиты.

Уполномоченный вправе опубликовать принятое им заклю­чение.

По окончании календарного года Уполномоченный направляет доклад о своей деятельности всем федеральным органам государ­ственной власти. По отдельным вопросам соблюдения прав и сво­бод граждан в Российской Федерации он может направлять в Госу­дарственную Думу специальные доклады, вправе предложить Думе создать парламентскую комиссию по расследованию фактов нарушения прав и свобод или провести парламентские слушания, выступить с докладом на очередном заседании Думы в случае гру­бого или массового нарушения прав и свобод граждан.

В соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта Федерации может учреждаться должность Уполномоченного по правам человека в субъекте Федерации. Причем подача жалобы последнему не является основанием для отказа в принятии анало­гичной жалобы к рассмотрению федеральным Уполномоченным.

ТЕМА 12. МЕЖДУНАРОДНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

1. Устав ООН и Международный билль о правах человека. Общая характеристика.

2. Межгосударственные органы по защите прав и свобод человека. Европейский суд по правам человека.

3. Межгосударственные и региональные конвенции по правам человека и полномочия утвержденных ими контрольных органов.


Литература

1. Всеобщая декларация прав человека: принята Генеральной ассамблеей ООН 10.12.1948 // Международные соглашения и рекомендации ООН в об­ласти защиты прав человека и борьбы с преступностью. – М., 1989. – № 1.

2. Декларация прав и свобод человека и гражданина: принята Верхов­ным Советом РСФСР 22.11.1991// Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Съезда РСФСР. – 1991. – № 52. – Ст. 1865.

3. О порядке обжалования в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан: Закон Российской Федерации от 27.04.1993 (в ред. от 14.12.1995) // СЗ РФ. – 1995. – № 51. – Ст. 4970.

4. О защите прав человека и основных свобод: Конвенция от 04.11.1950 (вступила в силу 01.11.1998) // СЗ РФ. – 1998. – № 44. – Ст. 5400.

5. Бирюков, М.М.«Конституция для Европы» и реформирование на ее основе Европейской Комиссии и судебной системы Европейского Союза / М.М. Бирюков // Журнал российского права. – 2005. – № 9. – С. 128.

6. Горшкова, С.А. Обращения Европейского Суда по правам человека к нормам Международных конвенций / С.А. Горшкова // Журнал российского права. – 2004. – № 5. – С. 95.

7. Карапетян, Л.М. Метаморфозы в решениях Европейского Суда по пра­вам человека / Л.М. Карапетян // Журнал российского права. – 2005. – № 7. – С. 107.

8. Ковлер, А.И. Европейское право прав человека и Конституции России / А.И. Ковлер // Журнал российского права. – 2004. –
№ 1. – С. 49.

9. Марченко, М.Н. Юридическая природа и характер решении Европей­ского Суда по правам человека // Государство и право. – 2006. – № 2. – С. 11.

10. Шульц, О.Г. Место и роль института Верховного Комиссара ООН по правам человека в международном механизме защиты прав человека / О.Г. Шульц // Государство и право. – № 4. – 2005. – Ст. 99.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: