Теории мотивации и возможности их использования в управлении персоналом
Теоретическая база
| Теоретические изыскания
| Основатели теорий
| Применение в менеджменте
|
Содержательные теории
| Фокусируются на внутренних факторах индивида, которые дают импульс, направляют, поддерживают и прекращают данное поведение. Только эти факторы рассматриваются в качестве переменных
| Маслоу – 5-уровневая иерархия потребностей
Альдерфер – 3-х уровневая иерархия (ERG)
Герцберг – два главных фактора – «гигиенические» и «мотивационные»
Макклеланд – три вида потребностей, приобретаемых на основе культуры: достижение, участие и власть
| Менеджерам необходима осведомленность о различиях в потребностях, намерениях и целях для учета уникальности отдельного работника
|
Процессуальные теории
| Описывают, объясняют и анализируют процессы импульса, направления, поддержания и прекращения данного поведения
| Врум – вероятностная теория выбора
Скиннер – теория «подкрепления», связанная с обучением за счет последствий данного поведения
Адамс – теория равновесия, базирующаяся на сравнениях, которые делает индивид («теория справедливости»)
Локке – теория системы целей (сознательные цели и намерения определяют поведение)
| Менеджерам необходимо понимание процесса мотивации и того, как индивиды делают свой выбор, основываясь на преимуществах, последствиях, вознаграждении и целях
|
1. Иерархия потребностей по А. Маслоу
Высшие потребности
| Потребность в самоактуализации – стремление к росу и развитию, реализации своих возможностей, получать новые знания, умения и профессиональные качества
|
Потребность в уважении и самоуважении – чувствовать уважение, признание и внимание со стороны сотрудников организации, добиваться успеха в работе, иметь высокий статус и авторитет, чувствовать себя ответственным за что-либо, быть свободным от опеки и жесткого контроля
|
Потребность в принадлежности – нравиться людям, быть полноправным членом организации, участвовать в коллективных мероприятиях, встречать дружелюбие и понимание со стороны коллег, поддерживать гармоничные отношения, избегать конфликтов
|
Основные потребности
| Потребности в безопасности и защите – надежная, стабильная работа, социальная защита в случае болезни, безопасное рабочее место, защита от физической агрессии, защита от экономических потрясений, защита от рискованных действий
|
Физиологические потребности - еда, пища, жилище, медицинская помощь
|
2. Двухфакторная теория Ф. Герцберга
Факторы неудовлетворенности, или гигиенические факторы (могут вызывать неудовлетворенность и снижать мотивацию)
| Факторы удовлетворенности, или мотивирующие факторы (можно использовать для повышения мотивации)
|
Вознаграждение
Гарантии рабочего места
Условия труда
Статус
Деятельность компании
Качество руководства
Качество внутрифирменных отношений
| Достижение
Признание
Ответственность
Продвижение
Собственно работа
Возможность роста
|
Процессуальные теории мотивации