Теория ожидания В. Врума
Теория подкрепления Б. Скиннера
«На поведение человека влияют его возможные последствия»
Стимулы è поведение è последствия è будущее поведение
Ø Модификация организационного поведения – это систематическое подкрепление желательного рабочего поведения или наказание в случае нежелательного поведения.
Ø Закон зависящего от обстоятельств подкрепления: награда обладает максимальной подкрепляющей силой, если ее дают только в случае желательного поведения.
Ø Закон немедленного подкрепления: чем быстрее следует награда за проявлением желательного поведения, тем больший эффект на поведение она оказывает.
Ø Правильное планирование подкрепления - распределение во времени по определенной схеме применяемых в организации поощрений и наказаний.
«Поведение человека отражает его сознательный выбор, основанный на сравнительной оценке нескольких поведенческих альтернатив»
Человек мотивирован настолько, насколько он верит, что:
- усилия влекут за собой приемлемое выполнение работы;
- выполнение работы вознаграждается;
- награда обладает достаточной позитивной ценностью
М=(О1)х(О2)х(V)
где М – мотивационная сила; О1 – ожидаемая вероятность того, что усилия по выполнению работы увенчаются успехом (от 0 до 1); О2 – ожидаемая вероятность того, что выполнение работы приведет к вознаграждению (от 0 до 1); V – валентность, т.е. субъективная ценность обещанного вознаграждения (от –1 до 1).
Вознаграждения
Ø внешние (даются индивидууму другими людьми на рабочем месте)
Ø внутренние (человек получает непосредственно от выполнения задания)
Управление мотивацией:
¨ за счет повышения субъективных ожиданий
¨ путем выбора желаемого вида вознаграждения
«Индивидуальные сознательные цели и намерения – основные детерминанты поведения работника»
Более серьезные и сознательные цели приводят к более высоким показателям производительности, если эти цели восприняты личностью.
Воздействие на мотивацию:
Мотивирующим является сам процесс установления целей, который вовлекает руководителей и подчиненных в совместную работу.
Постановка целей отличается:
¨ специфичностью (степень количественной точности цели)
¨ трудностью (необходимая степень умения или уровень продуктивности)
¨ ценой цели (сумма усилий, реально используемых для достижения цели)
Недостатки теории:
- теорию легче применить к работам, результат которых поддается точному измерению;
- практическое осуществление постановки целей довольно сложно:
- трудно предсказать результат совместного влияния всех факторов;
- подчиненные стремятся занизить цели, а менеджеры – усложнить задачу, что разрушает положительный эффект от фактора участия работника в постановке целей.