Международная защита прав беженцев

Право убежища.

Правовой статус иностранцев в Республике Беларусь.

Правовое положение иностранцев в Республике Беларусь регулируется Конституцией

Республики Беларусь, рядом законодательных актов, включая Закон Республики Беларусь

«О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Бела-

русь», а также иными нормативными правовыми актами.

Согласно статье 11 Конституции Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополне-

ниями) «иностранные граждане и лица без гражданства на территории Беларуси пользуются

правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь,

если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами». Таким

образом, в нашей стране, как и в большинстве других государств мира, основным правовым

режимом иностранцев является национальный режим. В то же время, в необходимых случа-

ях этот режим дополнен специальным режимом.

Под правом убежища понимается суверенное право любого государства предоставить

возможность въезда и безопасного проживания на своей территории по просьбе ино-

странного гражданина либо лица без гражданства, преследуемого в другом государстве

по политическим, религиозным, научным и иным подобным мотивам. Институт права

убежища известен на всех этапах существования государств. Он был известен в древней-

ших государствах Востока, в Греции, Риме.

В зависимости от места предоставления убежища, оно называется религиозным – на

территории храма, дипломатическим – на территории дипломатического представитель-

ства, военного судна или военного самолета, территориальным – на территории ино-

странного государства.

Право убежища регулируется Декларацией о территориальном убежище, принятой ГА

ООН 14 декабря 1967 г.

Лица, получившие убежище, обладают особым правовым статусом, основные черты

которого таковы:

1) они не должны выдаваться и высылаться в страну, где смогут подвергнуться пре-

следованию;

2) они должны пользоваться основными правами и свободами человека в объеме не

меньшем, чем другие иностранцы, проживающие в данной стране;

3) им может быть разрешена политическая деятельность, однако они не вправе зани-

маться деятельностью, противоречащей целям и принципам ООН.

Международно-правовой механизм защиты прав беженцев является частью механизма

международной защиты прав человека и функционирует в двух направлениях: разработка

конвенций и деклараций, закрепляющих международные обязательства в области прав бе-

женцев, и контрольная деятельность международных органов за соблюдением государствами

международных обязательств по правам человека.

Вместе с тем, Международная защита прав беженцев имеет ряд особенностей в силу спе-

цифики статуса беженца. Во-первых, в признании и объеме статуса беженца определяющую

роль играет государство. Международные документы лишь ориентируют государство на

разработку законодательства в соответствии с конвенционными положениями либо конкре-

тизируют критерии и принципы, которыми государства должны руководствоваться (заклю-

чения, руководства Исполкома УВКБ ООН). Во-вторых, беженцы лишены защиты со сторо-

ны своего государства, что усиливает важность международной защиты их прав и обуслов-

ливает широту функций международных органов, оказывающих содействие и помощь бе-

женцам в решении социальных и экономических проблем, в отличие от полномочий между-

народных контрольных органов, ограничивающихся надзором за соблюдением государства-

ми международных обязательств.

Решающую роль в формировании современной системы защиты прав беженцев сыграла

Организация Объединенных Наций, на которую ее уставом была возложена функция по

осуществлению международного сотрудничества государств в «поощрении и развитии ува-

жения к правам человека и основным свободам для всех без различия расы, пола, языка и ре-

лигий». В 1946 г. на основании резолюции Генеральной Ассамблеи ООН был разработан и

принят Устав Международной организации по делам беженцев, ставшей специализирован-

ным учреждением ООН.

Резолюцией Генеральной Ассамблеи 319 (IV) от 3 декабря 1949 г. было создано Управле-

ние Верховного Комиссара ООН по делам беженцев. (Далее УВКБ). Согласно Уставу, одоб-

ренному резолюцией ГА ООН от 16 декабря 1950 г., УВКБ является вспомогательным орга-

ном Генеральной Ассамблеи и находится в подчиненном положении как Генеральной Ас-

самблее ООН, так и Экономического и Социального совета ООН (ЭКОСОС).

Обязанности Верховного комиссара по международной защите беженцев реализуются в

рамках функций (компетенции) УВКБ ООН, детально регламентируемых Уставом, которые

условно можно объединить в пять групп:

— участие в правотворческом процессе по защите беженцев: содействие заключению и ра-

тификации международных конвенций, заключение специальных соглашений с государства-

ми, направленных на облегчение положения беженцев и сокращение их числа (п. 8 а, b);

— оказание помощи беженцам: содействие допуску беженцев на территории различных

государств, получение ими разрешения для перевоза имущества, особенно необходимого для

их расселения, содействие правительственным и частным лицам и организациям в доброволь-

ной репатриации беженцев, ассимиляции их в странах убежища, а также непосредственная

деятельность по репатриации и расселению по определению Генеральной Ассамблеи (п. 8 с—

е, п. 9);

— надзорная функция: получение от правительства информации относительно беженцев на

территории государства и законодательства в этой области (п. 8 f));

— финансовые функции: получение добровольных общественных и частных средств для

оказания помощи беженцам и распределение их между частными и, если это необходимо, гос-

ударственными учреждениями, которые, по мнению Верховного комиссара, «являются наибо-

лее квалифицированными для оказания такой помощи» (п. 10);

установление и развитие сотрудничества с заинтересованными государствами и межправи-

тельственными организациями, а также с частными организациями по вопросам беженцев и

координации "усилии тех из них, которые занимаются попечительством в отношении бежен-

цев. Причем в Уставе подчеркивается, что деятельность Верховного комиссара аполитична и

носит «гуманитарный и социальный характер».

В настоящее время в сфере деятельности УВКБ ООН помимо беженцев находятся не-

сколько категорий вынужденных переселенцев.

1) Лица, перемещенные внутри страны (внутренне перемещенные лица).

2) переселенные лица - переселенные из страны первого убежища в третьи безопасные

страны; другие лица, чье положение сравнимо с беженцами, с положением беженцев, но они

не подпадают под критерии беженца, закрепленные в Уставе УВКБ ООН (например, жертвы

вооруженных конфликтов, беспорядков в стране проживания, лица, которым угрожают пыт-

ки или смертная казнь в стране проживания, жертвы экологических катастроф).

Таким образом, в современных условиях мандат УВКБ ООН распространяется на широ-

кий круг лиц, определяющих состав вынужденной миграции.

Существенную помощь беженцам оказывают и такие органы и организации, как Детский

фонд ООН (ЮНИСЕФ) – социальное обеспечение детей-беженцев; Всемирная организация

здравоохранения (ВОЗ) – медицинская помощь при чрезвычайных обстоятельствах; Органи-

зация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) – обра-

зовательные программы; Международная организация труда (МОТ) – профессиональное

обучение; Всемирная продовольственная программа (ВПП) – обеспечение беженцев продо-

вольствием.

Однако механизм международной защиты прав беженцев был бы неэффективным без раз-

работки универсальной конвенции, детально регламентирущей статус беженца. Такая кон-

венция была принята 2 июня 1951 г. на международной конференции в Женеве.

В определении понятия «беженец», по Конвенции, подчеркивалась преемственность с

предшествующими соглашениями и Уставами МОБ и УВКБ. Идентичность выражалась во

временных ограничениях, традиционных критериях. В соответствии со статьей 1 А 2) под бе-

женцами понимались те лица, которые в результате событий, происшедших до 1 января 1951

г. в Европе, и в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по призна-

ку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе

или политических убеждений находятся вне страны своей гражданской принадлежности и не

могут пользоваться защитой этой страны или не желают пользоваться такой защитой вслед-

ствие таких опасений, или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего

прежнего обычного местожительства, в результате подобных событий, не могут или не жела-

ют вернуться в нее вследствие таких опасений.

Конвенция 1951 г. не только дала развернутое определение понятия «беженец», но и впер-

вые в полном объеме регламентировала права и обязанности беженцев на территории страны

убежища.

Конвенция устанавливает четыре правовых режима для беженцев:

1) национальный режим;

2) режим, аналогичный режиму для граждан государства обычного места проживания бе-

женца;

3) наиболее благоприятный режим в отношении права работы по найму, права на создание

и участие в ассоциациях неполитического характера;

4) наиболее благоприятный режим или, во всяком случае, не менее благоприятный, чем

тот, которым при тех же обстоятельствах пользуются иностранцы.

Наряду с закреплением общих прав беженцев, соответствующих общепризнанным стандар-

там прав человека, Конвенция устанавливает специальные права, обусловленные особым по-

ложением беженцев как лиц, которые в большинстве случаев утрачивают фактическую и пра-

вовую связь с государством либо не имеют документов, устанавливающих их личность, или

прибывают страну убежища незаконным путем. В частности, Конвенция налагает обязатель-

ства на государство предоставить беженцам, прибывшим на территорию государства законным

путем, свободу передвижения и свободу выбора места жительства в пределах территории

страны убежища и выдавать беженцам удостоверение личности, если они не обладают про-

ездными документами (ст. 21). Закрепляя принцип невысылки беженцев, законно прожива-

ющих на территории государства, за исключением соображений государственной безопасно-

сти, Конвенция предписывает государству предоставить таким беженцам достаточный срок

для выезда в другую безопасную страну.

Отдавая предпочтение правам беженцев, Конвенция закрепляет их обязанности в отноше-

нии страны проживания, заключающиеся в подчинении ее законам и распоряжениям, а также

мерам в отношении общественного порядка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: