Право убежища.
Правовой статус иностранцев в Республике Беларусь.
Правовое положение иностранцев в Республике Беларусь регулируется Конституцией
Республики Беларусь, рядом законодательных актов, включая Закон Республики Беларусь
«О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Бела-
русь», а также иными нормативными правовыми актами.
Согласно статье 11 Конституции Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополне-
ниями) «иностранные граждане и лица без гражданства на территории Беларуси пользуются
правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь,
если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами». Таким
образом, в нашей стране, как и в большинстве других государств мира, основным правовым
режимом иностранцев является национальный режим. В то же время, в необходимых случа-
ях этот режим дополнен специальным режимом.
Под правом убежища понимается суверенное право любого государства предоставить
|
|
возможность въезда и безопасного проживания на своей территории по просьбе ино-
странного гражданина либо лица без гражданства, преследуемого в другом государстве
по политическим, религиозным, научным и иным подобным мотивам. Институт права
убежища известен на всех этапах существования государств. Он был известен в древней-
ших государствах Востока, в Греции, Риме.
В зависимости от места предоставления убежища, оно называется религиозным – на
территории храма, дипломатическим – на территории дипломатического представитель-
ства, военного судна или военного самолета, территориальным – на территории ино-
странного государства.
Право убежища регулируется Декларацией о территориальном убежище, принятой ГА
ООН 14 декабря 1967 г.
Лица, получившие убежище, обладают особым правовым статусом, основные черты
которого таковы:
1) они не должны выдаваться и высылаться в страну, где смогут подвергнуться пре-
следованию;
2) они должны пользоваться основными правами и свободами человека в объеме не
меньшем, чем другие иностранцы, проживающие в данной стране;
3) им может быть разрешена политическая деятельность, однако они не вправе зани-
маться деятельностью, противоречащей целям и принципам ООН.
Международно-правовой механизм защиты прав беженцев является частью механизма
международной защиты прав человека и функционирует в двух направлениях: разработка
конвенций и деклараций, закрепляющих международные обязательства в области прав бе-
женцев, и контрольная деятельность международных органов за соблюдением государствами
|
|
международных обязательств по правам человека.
Вместе с тем, Международная защита прав беженцев имеет ряд особенностей в силу спе-
цифики статуса беженца. Во-первых, в признании и объеме статуса беженца определяющую
роль играет государство. Международные документы лишь ориентируют государство на
разработку законодательства в соответствии с конвенционными положениями либо конкре-
тизируют критерии и принципы, которыми государства должны руководствоваться (заклю-
чения, руководства Исполкома УВКБ ООН). Во-вторых, беженцы лишены защиты со сторо-
ны своего государства, что усиливает важность международной защиты их прав и обуслов-
ливает широту функций международных органов, оказывающих содействие и помощь бе-
женцам в решении социальных и экономических проблем, в отличие от полномочий между-
народных контрольных органов, ограничивающихся надзором за соблюдением государства-
ми международных обязательств.
Решающую роль в формировании современной системы защиты прав беженцев сыграла
Организация Объединенных Наций, на которую ее уставом была возложена функция по
осуществлению международного сотрудничества государств в «поощрении и развитии ува-
жения к правам человека и основным свободам для всех без различия расы, пола, языка и ре-
лигий». В 1946 г. на основании резолюции Генеральной Ассамблеи ООН был разработан и
принят Устав Международной организации по делам беженцев, ставшей специализирован-
ным учреждением ООН.
Резолюцией Генеральной Ассамблеи 319 (IV) от 3 декабря 1949 г. было создано Управле-
ние Верховного Комиссара ООН по делам беженцев. (Далее УВКБ). Согласно Уставу, одоб-
ренному резолюцией ГА ООН от 16 декабря 1950 г., УВКБ является вспомогательным орга-
ном Генеральной Ассамблеи и находится в подчиненном положении как Генеральной Ас-
самблее ООН, так и Экономического и Социального совета ООН (ЭКОСОС).
Обязанности Верховного комиссара по международной защите беженцев реализуются в
рамках функций (компетенции) УВКБ ООН, детально регламентируемых Уставом, которые
условно можно объединить в пять групп:
— участие в правотворческом процессе по защите беженцев: содействие заключению и ра-
тификации международных конвенций, заключение специальных соглашений с государства-
ми, направленных на облегчение положения беженцев и сокращение их числа (п. 8 а, b);
— оказание помощи беженцам: содействие допуску беженцев на территории различных
государств, получение ими разрешения для перевоза имущества, особенно необходимого для
их расселения, содействие правительственным и частным лицам и организациям в доброволь-
ной репатриации беженцев, ассимиляции их в странах убежища, а также непосредственная
деятельность по репатриации и расселению по определению Генеральной Ассамблеи (п. 8 с—
е, п. 9);
— надзорная функция: получение от правительства информации относительно беженцев на
территории государства и законодательства в этой области (п. 8 f));
— финансовые функции: получение добровольных общественных и частных средств для
оказания помощи беженцам и распределение их между частными и, если это необходимо, гос-
ударственными учреждениями, которые, по мнению Верховного комиссара, «являются наибо-
лее квалифицированными для оказания такой помощи» (п. 10);
установление и развитие сотрудничества с заинтересованными государствами и межправи-
тельственными организациями, а также с частными организациями по вопросам беженцев и
координации "усилии тех из них, которые занимаются попечительством в отношении бежен-
цев. Причем в Уставе подчеркивается, что деятельность Верховного комиссара аполитична и
|
|
носит «гуманитарный и социальный характер».
В настоящее время в сфере деятельности УВКБ ООН помимо беженцев находятся не-
сколько категорий вынужденных переселенцев.
1) Лица, перемещенные внутри страны (внутренне перемещенные лица).
2) переселенные лица - переселенные из страны первого убежища в третьи безопасные
страны; другие лица, чье положение сравнимо с беженцами, с положением беженцев, но они
не подпадают под критерии беженца, закрепленные в Уставе УВКБ ООН (например, жертвы
вооруженных конфликтов, беспорядков в стране проживания, лица, которым угрожают пыт-
ки или смертная казнь в стране проживания, жертвы экологических катастроф).
Таким образом, в современных условиях мандат УВКБ ООН распространяется на широ-
кий круг лиц, определяющих состав вынужденной миграции.
Существенную помощь беженцам оказывают и такие органы и организации, как Детский
фонд ООН (ЮНИСЕФ) – социальное обеспечение детей-беженцев; Всемирная организация
здравоохранения (ВОЗ) – медицинская помощь при чрезвычайных обстоятельствах; Органи-
зация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) – обра-
зовательные программы; Международная организация труда (МОТ) – профессиональное
обучение; Всемирная продовольственная программа (ВПП) – обеспечение беженцев продо-
вольствием.
Однако механизм международной защиты прав беженцев был бы неэффективным без раз-
работки универсальной конвенции, детально регламентирущей статус беженца. Такая кон-
венция была принята 2 июня 1951 г. на международной конференции в Женеве.
В определении понятия «беженец», по Конвенции, подчеркивалась преемственность с
предшествующими соглашениями и Уставами МОБ и УВКБ. Идентичность выражалась во
временных ограничениях, традиционных критериях. В соответствии со статьей 1 А 2) под бе-
женцами понимались те лица, которые в результате событий, происшедших до 1 января 1951
г. в Европе, и в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по призна-
|
|
ку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе
или политических убеждений находятся вне страны своей гражданской принадлежности и не
могут пользоваться защитой этой страны или не желают пользоваться такой защитой вслед-
ствие таких опасений, или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего
прежнего обычного местожительства, в результате подобных событий, не могут или не жела-
ют вернуться в нее вследствие таких опасений.
Конвенция 1951 г. не только дала развернутое определение понятия «беженец», но и впер-
вые в полном объеме регламентировала права и обязанности беженцев на территории страны
убежища.
Конвенция устанавливает четыре правовых режима для беженцев:
1) национальный режим;
2) режим, аналогичный режиму для граждан государства обычного места проживания бе-
женца;
3) наиболее благоприятный режим в отношении права работы по найму, права на создание
и участие в ассоциациях неполитического характера;
4) наиболее благоприятный режим или, во всяком случае, не менее благоприятный, чем
тот, которым при тех же обстоятельствах пользуются иностранцы.
Наряду с закреплением общих прав беженцев, соответствующих общепризнанным стандар-
там прав человека, Конвенция устанавливает специальные права, обусловленные особым по-
ложением беженцев как лиц, которые в большинстве случаев утрачивают фактическую и пра-
вовую связь с государством либо не имеют документов, устанавливающих их личность, или
прибывают страну убежища незаконным путем. В частности, Конвенция налагает обязатель-
ства на государство предоставить беженцам, прибывшим на территорию государства законным
путем, свободу передвижения и свободу выбора места жительства в пределах территории
страны убежища и выдавать беженцам удостоверение личности, если они не обладают про-
ездными документами (ст. 21). Закрепляя принцип невысылки беженцев, законно прожива-
ющих на территории государства, за исключением соображений государственной безопасно-
сти, Конвенция предписывает государству предоставить таким беженцам достаточный срок
для выезда в другую безопасную страну.
Отдавая предпочтение правам беженцев, Конвенция закрепляет их обязанности в отноше-
нии страны проживания, заключающиеся в подчинении ее законам и распоряжениям, а также
мерам в отношении общественного порядка.