Понятие и классификация международных правонарушений.
Основанием международно-правовой ответственности является международное право-
нарушение. В Статьях международное правонарушение определяется как поведение госу-
дарства, состоящее в действии или бездействии, присваиваемом государству по междуна-
родному праву и являющееся нарушением международно-правового обязательства государ-
ства (ст. 2). Следовательно, элементами международно-противоправного деяния являются: а)
поведение, которое согласно международному праву присваивается данному субъекту меж-
дународного права, т.е. считается им совершенным (субъективный элемент); б) поведение,
представляющее собой нарушение данным субъектом лежащего на нем обязательства по
международному праву (объективный элемент). В числе элементов международно-
противоправного деяния вина не указана.
Отсюда вытекает специфика международного правонарушения в отличие от уголовного
преступления: а) нет явно выраженного элемента вины (государство не может осуществлять
противоправные действия, не осознавая свое поведение); б) не обязательно наличие ущерба,
поскольку любое нарушение права другого субъекта означает причинение ущерба его за-
конным интересам и уже в силу этого нет оснований выделять причинение ущерба в особый
элемент. Например, нарушение многосторонних обязательств по защите прав человека не
причиняет никакого материального ущерба, не посягает на честь и достоинство участников.
Статьи об ответственности основаны на концепции объективной ответственности, в соот-
ветствии с которой ответственность наступает в результате самого факта нарушения нормы,
независимо от вины или причинения конкретного ущерба.
В гл. III Статей в общих чертах излагаются условия, при которых поведение, присваивае-
мое государству, представляет собой нарушение его международно-правового обязательства.
Такое нарушение имеет место, когда деяние данного государства не соответствует тому, что
требует от него соответствующее обязательство, независимо от его происхождения и харак-
тера (ст.12). Содержание такого поведения может быть различным: им может являться дей-
ствие или бездействие, им может являться принятие закона или конкретного административ-
ного или другого решения, а также окончательного судебного решения.
В международной практике возникает вопрос об определении начала противоправного де-
яния и его продолжительности. В случае если деяние не носит длящегося характера, то пра-
вонарушение происходит в момент его совершения. Если же деяние носит длящийся харак-
тер, то нарушение длятся в течение всего периода, во время которого это деяние продолжа-
ется и остается не соответствующим международному обязательству.
Нарушение международного обязательства, состоящее из составного деяния, может при-
знаваться в качестве такового при объединении всех действий, каждое из которых составляет
определенный этап нарушения (ст.15). Особенность составного деяния заключается в том,
что момент его совершения не совпадает с моментом совершения первого из серии действий
или бездействия. Лишь в результате последующего поведения первое действие или бездей-
ствие становится началом противоправного деяния.
Проект Статей предусматривает возможность ответственности государства в связи с дея-
нием другого государства, которое непосредственно нарушило обязательство (гл.IV). Это
может иметь место в таких формах как: 1) помощь и содействие в совершении международ-
но-противоправного деяния, 2) руководство и контроль, 3) принуждение другого государ-
ства.
Концепция деления международных правонарушений государств была разработана в тру-
дах советских ученых (Тункин, Левин, Колосов, Василенко, Ушаков). Они считали, что пра-
вонарушения должны различаться по степени тяжести (социальной опасности). Концепция
международного преступления, равно как и тенденция к определению различных режимов
ответственности в зависимости от значения нарушенных обязательств, нашла поддержку в
ООН при обсуждении докладов Комиссии международного права. Кодифицируя нормы об
ответственности государств, Комиссия определила международное преступление как «меж-
дународно-противоправное деяние, возникающее в результате нарушения государством
международного обязательства, столь основополагающего для обеспечения жизненно важ-
ных интересов международного сообщества, что его нарушение рассматривается как пре-
ступление международным сообществом в целом». Все иные нарушения международных
обязательств являлись международными правонарушениями (деликтами).
Вопрос о классификации международных правонарушений был предметом оживленной
дискуссии в Комиссии международного права. Некоторые ее члены возражали против ис-
пользования самого термина «преступление» в отношении государств, считая, что это ведет
к криминализации поведения государств, что противоречит природе международного права.
В стремлении к общему согласию Комиссия международного права в 2000 г. приняла реше-
ние исключить ст.19 и отказаться от термина «преступление», заменив его компромиссной
формулировкой «Серьезные нарушения обязательств, вытекающих из императивных норм
общего международного права» (гл. III Статей), которая в принципе отражает ту же идею,
что и «международное преступление». Нарушение такого обязательства является серьезным,
если оно сопряжено с грубым или систематическим невыполнением обязательства ответ-
ственным государством.
Термин «преступление» сохранился в ряде документов, разработанных Комиссией.
Например, в ст. 1 проекта Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества,
принятого Комиссией в 1996 году говорится о том, что преступления (по международному
праву), определяемые настоящим Кодексом, являются преступлениями против мира и без-
опасности человечества.
Международно-правовая ответственность, которую влечет за собой международно-
противоправное деяние, порождает юридические последствия, о которых речь идет в ч. II
Статей. Несущая ответственность сторона должна в первую очередь прекратить противо-
правное деяние, а в случае необходимости представить надлежащие заверения и гарантии
неповторения подобных деяний (ст.30).
В зависимости от форм возмещения вреда в современном международном праве различа-
ют виды ответственности: материальную и нематериальную или политическую.
В международно-правовой литературе различно трактуются формы международной от-
ветственности и соответствующая терминология. При обобщении мнений обнаруживается,
что большинство авторов традиционно относят к формам нематериальной ответственности
ресторации, реторсии, сатисфакции и санкции, а к формам материальной ответственности –
реституции, субституции и репарации; другие – выносят за рамки форм ответственности
санкции, рассматривая их в качестве мер чистого принуждения, которые служат средством,
обеспечивающим пресечение международных правонарушений, восстановление междуна-
родного правопорядка и призванным, в конечном счете, принудить государство-нарушителя
выполнить обязанности, вытекающие из его ответственности.
Ст. 34 Статей к формам возмещения (любого) вреда, причиненного международно-
противоправным деянием, относит реституцию, компенсацию и сатисфакцию.