Можно ли с помощью голоса выражать различные чувства

Пословицы, посвященные речи

За твоим языком не поспеешь босиком.

У него слово слову костыль подает.

Говорит, что клеит.

Оратор, свободно владеющий своим голосом, т. е. умеющий легко изменять его темп, громкость, высоту, обладающий хоро­шей дикцией, может выразить голосом различные чувства и пе­реживания. Так, слушатели, присутствовавшие на лекции Петра Францевича Лесгафта, вспоминают, что его голос, то возвы­шаясь, то падая, великолепно передавал и пафос, и укоризну, и насмешку, и сарказм, и настойчивость. Ученые насчитывают свыше 20 интонаций, выражающих различные чувства: угрозы, радости, восхищения, негодования, злобы, удивления, страха, со­мнения и т. д. Оратор должен стремиться выразить голосом то чувство, которое соответствует содержанию его речи. О веселом надо говорить радостным голосом, о грустном — печальным и т. д.

Настроение выступающего может не соответствовать матери­алу речи. Иногда это проявляется в голосе. Ученые доказывают, что слушатели не усваивают до 30—40% интересующей их ин­формации, если интонация оратора не соответствует содержа­нию его речи. Поэтому выступающий должен уметь сдерживать себя, овладеть своими чувствами, думать в момент произнесения речи только о ней и своих слушателях, а не о посторонних вещах. Если оратор погружается в содержание речи и забывает обо всем другом, голос его будет звучать хорошо и верно, отражая те чувства, которые он хотел бы передать своей аудитории.

ПРАКТИКУМ1

1. Развивайте высоту голоса! 1) Прочитайте фрагмент из “Слова о полку Игореве” — обращение кня-

_______________________

1 При составлении заданий автор опирается на рекомендации В. И. Черны­шева, содержащиеся в его работе “Азбука выразительного чтения”, и И. П. Козляниновой (см.: “Произношение и дикция”).

зя Игоря к дружине перед началом его похода на половцев. (Сначала низким тоном, потом средним, затем высоким.)

Братья и дружина! Лучше в битве пасть, чем в полон сдать­ся. А сядем, братья, на своих борзых коней, поглядим на синий Дон! Хочу копье преломить у степи половецкой с вами, русичи! Хочу голову свою сложить либо испить шеломом из Дону.

2) Прочитайте начало “златого слова” Киевского князя Святослава из “Слова о полку Игореве” (в переводе В. А. Жуковского), меняя высоту голоса.


низкий тон средний тон

средний тон низкий тон

О сыновья мои, Игорь и Всеволод!

Рано вы стали мечами разить Половецкую землю,

А себе искать славы!

Не с честию вы победили,

С нечестием пролили кровь неверную!

Ваше храброе сердце в жестоком булате заковано

И в буйстве закалено!

То ль сотворили вы моей серебряной седине!

Уже не вижу могущества моего сильного,

Богатого, многовойного брата Ярослава,

С его черниговскими племенами,

С монгутами, татринами и шельбирами,

С топчаками, ревутами и ольберами.

Они без щитов, с кинжалами засапожными,

Кликом полки побеждали,

Звеня славою прадедов;

Вы же рекли: “Мы одни постоим за себя, Славу передню сами похитим, Заднюю славу сами поделим!”


2. Развивайте силу голоса!

1) Прочитайте первый текст из упр. 1 сначала тихо (но отчетливо про­износя все слова), потом громче, затем громко.

2) Прочитайте второй текст из упр. 1, меняя громкость голоса. Первый фрагмент текста произнесите тихо, второй — громче, третий — громко, затем следующий фрагмент — тише и последний тихо.

3) У вас чересчур тихий голос. Прочитайте громко какой-нибудь текст на открытом воздухе, или в большом помещении, или среди шума, ста­раясь перекрыть шум своим голосом. Повторите это упражнение не­сколько раз.

3. Чтобы речь не была монотонной, учитесь постепенно и плавно повышать и понижать голос; делать его то громким, то тихим.

1) Прочитайте фрагмент из “златого слова” Киевского князя Святосла­ва, меняя высоту тона на каждой строке (низкий, выше, еще выше, сред­ний, высокий, и, наоборот, высокий, средний, ниже, еще ниже, низкий).

Где же ты, великий князь Всеволод?

Иль не помыслишь прилететь издалеча

Отцовский златой престол защитить?

Силен ты веслами Волгу разбрызгать,

А Дон шеломами вычерпать.

2) Перечитайте текст еще раз, меняя громкость голоса так же, как вы меняли его высоту.

3) Если вы затрудняетесь в постепенном повышении и понижении голо­са, пусть вам поможет рояль, пианино или аккордеон. Найдите такую низкую ноту, которую вы легко берете голосом. Первая строчка данного ниже фрагмента из “златого слова” Святослава читается в эту ноту, вторая — на полтона выше, третья — еще на полтона выше и т. д. (Вы нажимаете подряд белые и черные клавиши.) Так повышается голос на октаву (12 полутонов—12 строк). После этого с каждой следующей строчкой голос понижается на полтона.

А вы, бесстрашные, Рюрик с Давидом, Не ваши ль позлащенные шеломы

в крови плавали?

Не ваша ль храбрая дружина рыкает,

Словно как туры, калеными саблями ранены

в поле незнаемом?

Вступите, вступите в стремя златое

За честь сего времени, за Русскую землю,

За раны Игоря, буйного Святославича!

Ты, галицкий князь Осмомысл Ярослав,

Высоко ты сидишь на престоле своем

златокованом!

Подпер Угорские горы полками железными,

Заступил ты путь королю,

Затворил Дунаю вороты,

Бремена через облаки мечешь,

Рядишь суды до Дуная,

Гроза твоя по землям течет,

Ворота отворяешь ты Киеву,

Стреляешь в султанов с златого престола отцовска

через далекие земли.

Стреляй же, князь, в Кончака, неверного кощея,

за Русскую землю,

За раны Игоря, буйного Святославича!

4. Следите за темпом речи! (Оратор говорит примерно 100—120 слов в минуту.) Определите свой темп речи. Для этого возьмите стихо­творение или прозаический отрывок, который вы знаете наизусть, от­метьте фрагмент, состоящий из 100—120 слов. Если вы прочитали его наизусть за минуту, темп вашей речи нормален; если прочитали быст­рее — вам надо следить за собой, чтобы говорить медленнее; если не уложились в минуту — поработайте над тем, чтобы речь была более бы­строй.

5. Учитесь постепенно ускорять и замедлять свою речь! Прочитайте наизусть какое-либо стихотворение или отрывок из прозы;

определите, за сколько минут вы его читаете. Постарайтесь ускорить, а затем замедлить темп чтения на полминуты, одну, две минуты.

6. Замедляя и убыстряя темп произношения отдельных слов, словосоче­таний, предложений в потоке речи, можно передавать смысловые акценты.

1) Прочитайте первые предложения заданий в упр. 1, 2, 3, 4, 5. В них разрядкой выделены слова, на которые надо обратить внимание. Прочитайте еще раз эти предложения вслух, замедляя темп чтения на этих словах. Тем самым вы их выделяете как наиболее значимые.

2) Найдите во.фрагменте упр. 1,2) три последние строки. Прочитайте их, причем слова автора в более быстром темпе, чем прямую речь. (Так в устной речи отделяют непосредственно прямую речь, как более значимую часть предложения, от слов автора.)

7. Смысловые акценты можно передавать, одновременно меняя темп ре­чи и высоту голоса.

Просмотрите задания к упр. 1, 1), 2); 2, 1); 3 1), 3); 4; 6, 2). В них есть словосочетания и предложения, заключенные в скобки. Они представля­ют собой пояснительные замечания. Перечитайте текст за­даний, произнося то, что взято в скобки, быстрее, чем остальной текст, и понизив голос.

Так же произносятся вводные слова. Прочитайте любой текст с вводными словами, произнося их пониженным голосом и в более бы­стром темпе.

8. Смысловые акценты можно передать, меняя силу голоса! Выделите более громким голосом обращения, стоящие в начале текста (см. упр. 1—оба фрагмента).

9. Учитесь говорить ясно и отчетливо!

1) Читайте ежедневно по 10—12 скороговорок (медленно, четко выгова­ривая все звуки). При произношении гласных больше открывайте рот, при произношении согласных—старательно двигайте теми органами речи, при помощи которых эти звуки образуются. Автор книги “Произношение и дикция” И. П. Козлянинова рекоменду.ет, читая скороговорки, “определить в них смысловую направленность, на-фантазировать очень простые и конкретные жизненные ситуации”, при которых возможно их произнесение. Утомление при этом снижается!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: