76) У Сени и Сани в сетях сом с усами.
77) У осы не усы, не усища, а усики.
78) Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.
79) Осип охрип, Архип осип.
80) Не хочет косой косить косой, говорит, коса коса,
81) Сачок зацепился за сучок.
82) По семеро в сани уселися сами.
83) Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.
84) Свиристель свиристит свирелью.
85) Две реки: Вазуза с Гжатью, Вазуза с Гжатью.
86) Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
87) Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
88) Шли сорок мышей, нашли сорок грошей, две мыши поплоше нашли по два гроша.
89) Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.
90) Чешуя у щучки, щетинка у чушки.
91) Четверть четверика гороха без червоточинки.
92) Инцидент с интендантом.
93) Прецедент с претендентом.
94) Константин констатировал.
95) У ежа ежата, у ужа ужата.
96) Жутко жуку жить на суку.
97) Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
98) Тщетно тщится щука ущемить леща.
99) Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.
100) Яшма в замше замшела.
(Из книги: Козлянинова И. П. Произношение и дикция.—М„ 1977.)
2) Если язык у вас заплетается, читайте скороговорки сначала по слогам, особое внимание обращается на конечные слоги слов, которые при устной речи часто глотаются или звучат неотчетливо. После этого читайте скороговорки, делая небольшие остановки перед.каждым словом (предлоги, союзы и все слова, произносимые без ударения, сливайте в произношении вместе с теми словами, возле которых они стоят).
3) Выберите из списка (см, с. 79—82) короткие скороговорки. Повторите их несколько раз подряд, все убыстряя и убыстряя темп. (При этом не забывайте о ясности и четкости произношения звуков!) Убыстрять темп можно в таком порядке: 1 раз прочесть медленно, 2 раза подряд в 2 раза быстрее, 4 раза подряд в 4 раза быстрее, 8 раз подряд — в 8 раз быстрее.
4) Средние и длинные скороговорки прочитайте сначала медленно, затем быстрее. 2—3 слова из каждой скороговорки повторите несколько раз, все убыстряя и убыстряя темп. В день отрабатывайте 10—12 скороговорок.
5) Выберите 10—12 скороговорок и повторите их несколько раз, переставляя слова. Темп речи постепенно убыстряйте. Например: Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.— Из-под простокваши дала сыворотку мамаша Ромаше и т. д.
6) Выберите 2—3 скороговорки, близкие по смыслу, и произнесите их несколько раз, все убыстряя и убыстряя темп речи.
7) Данные ниже слова произнесите шепотом, но ясно и точно, так, чтобы их слышал человек, сидящий недалеко от вас в той же комнате.
Взяточничество, корреспонденция, предшествовавший, неистовствовать, вспомоществование, обусловливаемый, транспортируемая, катастрофический, переосвидетельствовать, взгромоздившееся, искренность, присутствие, усовершенствование, делопроизводство, университет, артиллерия, фельдшер, фельдмаршал, брошюра, Цюрих, Гельсингфорс.
Эти же слова произнесите немного громче, но так ясно и четко, чтобы их слышал человек, сидящий в другой комнате.
10. Произнося речь, разбивайте ее на небольшие сочетания слов, тесно связанные между собою, делая между ними небольшие остановки — паузы. Они бывают разные по длительности: короткие, средние, длинные (на письме обозначаются соответственно |, ||,). Во время средних и длинных пауз необходимо запасаться воздухом, вдыхая его через нос. Особенно легко делать вдох перед словами, начинающимися с гласных. Вдохнув, выдыхайте его экономно, стараясь всегда сохранить небольшой запас до нового вдыхания.
1) Попробуйте выполнить эти рекомендации по образцу:
Бык тупогуб, | тупогубенький бычок, | | (вдох) у быка бела | губа была тупа.
2) Так же поработайте над паузами и дыханием со скороговорками 21, 45, 89.
3) Прочитайте воспоминания современников о выступлениях Д. И. Менделеева (с. 72—73), С. М. Соловьева (с. 134—135), а также фрагмент речи Ф. Н. Плевако, содержащийся в воспоминаниях А. Ф. Кони (с. 109). Чем объясняются паузы в речах этих ораторов?
4) Послушайте сообщения своих сверстников, отметьте паузы. Подумайте, чем объясняются эти паузы (незнанием темы сообщения, волнением, поисками подходящего слова, стремлением подчеркнуть особый смысл сказанного, выразить определенное чувство).
5) Проанализируйте паузы в речи опытного выступающего. Что вам о нем известно (его занятия, взгляды, авторитетность)? Охарактеризуйте также его слушателей.
11. Учитесь выражать голосом чувства!
1) Произнесите по-разному этикетную формулу начала речи Дамы и господа! (Равнодушно, торжественно, выражая просьбу, иронию, радость и т. д.)
2) Подберите несколько этикетных формул начала речи, произнесите их перед вашими товарищами, вкладывая в эти формулы разные чувства. Пусть слушатели определят, какое чувство хотели вы выразить в этом обращении.
3) Во время выступления оратор услышал шум в аудитории. Придумайте фразу, с которой он обратится к слушателям, и произнесите ее по- разному: с гневом, с угрозой, с удивлением, порицанием, в виде просьбы, равнодушно, с обидой и т.д.
13. рассмотрите схему:
1) Какой материал главы не нашел отражения в схеме?
2) Прочитайте “Резюме” главы (см. с. 85). Сопоставьте его с памяткой “Как работать над голосом”. Чем они отличаются?
Как работать над голосом
1) Позаботьтесь о хорошей дикции—четком и ясном произношении слов, особенно их окончаний. Для этого выполните ряд упражнений:
а) произнесите слова по слогам;
б) произносите предложения, разделяя все самостоятельные слова паузами;
в) читайте скороговорки, убыстряя их темп в 2, 4, 8 раз.
2) Старайтесь избегать монотонности! Для этого один и тот же текст прочитайте:
а) меняя темп речи: быстро, средне, медленно;
б) меняя силу голоса: громко, нормально, тихо;
в) меняя высоту голоса: низким тоном, средним, высоким.
3) Учитесь выражать голосом чувства и переживания! Для этого одну и ту же фразу произнесите, вкладывая в нее разные чувства и выражая это голосом.