С, 3, Ш, Ж, Ч, Щ, Ц

76) У Сени и Сани в сетях сом с усами.

77) У осы не усы, не усища, а усики.

78) Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.

79) Осип охрип, Архип осип.

80) Не хочет косой косить косой, говорит, коса коса,

81) Сачок зацепился за сучок.

82) По семеро в сани уселися сами.

83) Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.

84) Свиристель свиристит свирелью.

85) Две реки: Вазуза с Гжатью, Вазуза с Гжатью.

86) Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

87) Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

88) Шли сорок мышей, нашли сорок грошей, две мыши по­плоше нашли по два гроша.

89) Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мы­ши, что поплоше, шумливо шарят гроши.

90) Чешуя у щучки, щетинка у чушки.

91) Четверть четверика гороха без червоточинки.

92) Инцидент с интендантом.

93) Прецедент с претендентом.

94) Константин констатировал.

95) У ежа ежата, у ужа ужата.

96) Жутко жуку жить на суку.

97) Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.

98) Тщетно тщится щука ущемить леща.

99) Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.

100) Яшма в замше замшела.

(Из книги: Козлянинова И. П. Произношение и дикция.—М„ 1977.)

2) Если язык у вас заплетается, читайте скороговорки сна­чала по слогам, особое внимание обращается на конечные слоги слов, которые при устной речи часто глотаются или зву­чат неотчетливо. После этого читайте скороговорки, делая не­большие остановки перед.каждым словом (предлоги, союзы и все слова, произносимые без ударения, сливайте в про­изношении вместе с теми словами, возле которых они стоят).

3) Выберите из списка (см, с. 79—82) короткие скороговорки. Повто­рите их несколько раз подряд, все убыстряя и убыстряя темп. (При этом не забывайте о ясности и четкости произношения зву­ков!) Убыстрять темп можно в таком порядке: 1 раз прочесть медленно, 2 раза подряд в 2 раза быстрее, 4 раза подряд в 4 ра­за быстрее, 8 раз подряд — в 8 раз быстрее.

4) Средние и длинные скороговорки прочитайте сначала медлен­но, затем быстрее. 2—3 слова из каждой скороговорки повторите несколько раз, все убыстряя и убыстряя темп. В день отрабаты­вайте 10—12 скороговорок.

5) Выберите 10—12 скороговорок и повторите их несколько раз, переставляя слова. Темп речи постепенно убыстряйте. Например: Ма­маша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.— Из-под просток­ваши дала сыворотку мамаша Ромаше и т. д.

6) Выберите 2—3 скороговорки, близкие по смыслу, и произне­сите их несколько раз, все убыстряя и убыстряя темп речи.

7) Данные ниже слова произнесите шепотом, но ясно и точно, так, чтобы их слышал человек, сидящий недалеко от вас в той же комнате.

Взяточничество, корреспонденция, предшествовавший, неис­товствовать, вспомоществование, обусловливаемый, транспорти­руемая, катастрофический, переосвидетельствовать, взгромоз­дившееся, искренность, присутствие, усовершенствование, дело­производство, университет, артиллерия, фельдшер, фельдмар­шал, брошюра, Цюрих, Гельсингфорс.

Эти же слова произнесите немного громче, но так ясно и четко, чтобы их слышал человек, сидящий в другой комнате.

10. Произнося речь, разбивайте ее на небольшие сочетания слов, тесно связанные между собою, делая между ними небольшие остановки — паузы. Они бывают разные по длительности: короткие, средние, длин­ные (на письме обозначаются соответственно |, ||,). Во время сред­них и длинных пауз необходимо запасаться воздухом, вдыхая его через нос. Особенно легко делать вдох перед словами, начинающимися с глас­ных. Вдохнув, выдыхайте его экономно, стараясь всегда сохранить не­большой запас до нового вдыхания.

1) Попробуйте выполнить эти рекомендации по образцу:

Бык тупогуб, | тупогубенький бычок, | | (вдох) у быка бела | губа была тупа.

2) Так же поработайте над паузами и дыханием со скороговорками 21, 45, 89.

3) Прочитайте воспоминания современников о выступлениях Д. И. Мен­делеева (с. 72—73), С. М. Соловьева (с. 134—135), а также фрагмент ре­чи Ф. Н. Плевако, содержащийся в воспоминаниях А. Ф. Кони (с. 109). Чем объясняются паузы в речах этих ораторов?

4) Послушайте сообщения своих сверстников, отметьте паузы. Поду­майте, чем объясняются эти паузы (незнанием темы сообщения, волне­нием, поисками подходящего слова, стремлением подчеркнуть особый смысл сказанного, выразить определенное чувство).

5) Проанализируйте паузы в речи опытного выступающего. Что вам о нем известно (его занятия, взгляды, авторитетность)? Оха­рактеризуйте также его слушателей.

11. Учитесь выражать голосом чувства!

1) Произнесите по-разному этикетную формулу начала речи Да­мы и господа! (Равнодушно, торжественно, выражая просьбу, иронию, радость и т. д.)

2) Подберите несколько этикетных формул начала речи, произнесите их перед вашими товарищами, вкладывая в эти формулы разные чувства. Пусть слушатели определят, какое чувство хотели вы выразить в этом обращении.

3) Во время выступления оратор услышал шум в аудитории. Придумайте фразу, с которой он обратится к слушателям, и произнесите ее по- разному: с гневом, с угрозой, с удивлением, порицанием, в виде просьбы, равнодушно, с обидой и т.д.

13. рассмотрите схему:

1) Какой материал главы не нашел отражения в схеме?


2) Прочитайте “Резюме” главы (см. с. 85). Сопоставьте его с па­мяткой “Как работать над голосом”. Чем они отличаются?

Как работать над голосом

1) Позаботьтесь о хорошей дикции—четком и ясном произ­ношении слов, особенно их окончаний. Для этого выполните ряд упражнений:

а) произнесите слова по слогам;

б) произносите предложения, разделяя все самостоятельные слова паузами;

в) читайте скороговорки, убыстряя их темп в 2, 4, 8 раз.

2) Старайтесь избегать монотонности! Для этого один и тот же текст прочитайте:

а) меняя темп речи: быстро, средне, медленно;

б) меняя силу голоса: громко, нормально, тихо;

в) меняя высоту голоса: низким тоном, средним, высоким.

3) Учитесь выражать голосом чувства и переживания! Для этого одну и ту же фразу произнесите, вкладывая в нее разные чувст­ва и выражая это голосом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: