Лекции 7-9. И.А. Гончаров. Роман «Обломов» идейно-художественное своеобразие. И.И.Обломов как предтеча героев Достоевского и Толстого

Страницы жизни и творчества.

Жизнь И. А. Гончарова не столь уж наполнена яркими событиями. Многие годы он отдал государственной службе, в конце концов, получив очень высокий чин действительного статского советника (что соответствовало военному чину генерал-майора). Рано войдя в литературную петербургскую среду, он был знаком практически со всеми крупными писателями России. Со многими из них его связывали дружеские, а порой и очень сложные Отношения (например, с И. С. Тургеневым). Часто путешествовал за границу. Очень усердно работал над своими литературными произведениями. Из-под его пера, помимо известных романов, вышло множество статей, очерков, а также писем к разным известным и не очень известным лицам.

Родился Иван Александрович 6 июня 1812года, 6 июня в семье симбирского купца Александра Ивановича Гончарова и жены его Авдотьи Матвеевны, в 1819 умер отец писателя.

1820 — лето 1822 Пребывание Ивана Гончарова в частном заволжском пансионе священника Ф. С. Троицкого, расположенном в селе Репьевка в имении кн. Е. П. Хованской.

1822 -1830 учился в Московском коммерческом училище.

1831, сдал приемные экзамены в Московский университет, допущен к слушанию профессорских лекций на словесном (филологическом) отделении.

1832, 27 сентября А. С. Пушкин посещает Московский университет и присутствует на лекциях профессоров И. И. Давыдова и М. Т. Каченовского. Гончаров вместе с другими студентами был свидетелем горячего спора между Пушкиным и Каченовским о подлинности «Слова о полку Иго-реве».

В начале октября 1832 года выходит в свет № 15 журнала «Телескоп», в котором опубликовано первое произведение Гончарова — перевод двух глав из пятой книги романа Евгения Сю «Атар-Гюль».

1834, 5 июля Гончаров получает свидетельство об окончании словесного отделения Московского университета. После окончания университета возвращается из Москвы в Симбирск и до 1835 года служит секретарем канцелярии симбирского губернатора. В мае 1835 года приезжает в Петербург где начинает службу в Департаменте внешней торговли министерства финансов в качестве переводчика.

С 1838 по 1842 год в различных журналах выходят в свет повести «Лихая болестъ», «Счастливая ошибка» и очерк «Иван Савич Поджабрин».

1844 Задуман роман «Обыкновенная история».

1846. Знакомится с В. Г. Белинским, в кружке которого в марте-апреле читает Гончаров первую часть «Обыкновенной истории».

1847. Вышел из печати третий номер журнала «Современник», в котором опубликована первая часть романа «Обыкновенная история». 8 апреля Вышел из печати четвертый номер «Современника», в котором опубликована вторая часть романа «Обыкновенная история». В этом же году вышло из печати отдельное издание «Обыкновенной истории».

1849 Вышел из печати «Литературный сборник с иллюстрациями», изданный журналом «Современник», в котором опубликован «Сон Обломова. Эпизод из неоконченного романа».

1850 Написана первая часть романа «Обломов». >

1851 Смерть матери, Авдотьи Матвеев-11 апреля ны, в Симбирске. 14 ноября Произведен за выслугу лет в коллежские асессоры.

1852-9 сентября, Высочайшее соизволение на командирование столоначальника Департамента внешней торговли министерства финансов коллежского асессора Гончарова к исполнению должности секретаря при адмирале Е. В. Путятине, отправляющемся на фрегате «Паллада» в экспедицию для обозрения североамериканских колоний.

25 сентября Фрегат «Паллада» вышел из Средней гавани на Кронштадтский рейд.

1852, осень— лето 1854 Кругосветное путешествие на фрегате «Паллада».

17 июля 1855 года выходят из печати многие путевые очерки Гончарова, написанные во время экспедиции.

24 ноября 1855 года был на вечере у И. С. Тургенева, познакомился с Л. Н. Толстым.

4 декабря Л. Н. Толстой записывает в своем дневнике: «Читаю прелестную «Обыкновенную историю».

Весна Выходит второе издание романа «Обыкновенная история» и отдельное издание путевых очерков «Фрегат «Паллада».

7 июня – 8 октября 1855 года Поездка за границу. Побывал в Варшаве, Мариенбаде, где работал над романом «Обломов», Потом через Кельн отправляется в Париж, где встречается с И. С. Тургеневым, В. П. Боткиным и А. А. Фетом, которым читает роман «Обломов». Сентябрь Окончание романа «Обломов».

21 декабря 1855 – 1858 год - является преподавателем наследнику Николаю Александровичу русского языка и словесности (отказался сам).

1859, 14 января Вышел из печати первый номер «Отечественных записок», в котором началась публикация романа «Обломов», продолжавшаяся до четвертого номера.

1860, 1 февраля Приказом министра народного просвещения, согласно прошению, уволен со службы.

24 ноября избран вместе с И. С. Тургеневым членом-корреспондентом Российской академии наук по отделению языка и словесности.

1862, 29 сентября Определен на службу в министерство внутренних дел на должность главного редактора газеты «Северная почта».

1863, 21 июня Высочайшим приказом по министерству внутренних дел назначен членом Совета министра внутренних дел по делам книгопечатания с производством в действительные статские советники.

1864, 19 августа Во время большого пожара в Симбирске сгорел дом Гончаровых.

25 июня 1864 года Встреча в Баден-Бадене с Ф. М. Достоевским. Вместе играют на вокзале в рулетку.

1868, 28 марта читает у гр. А. К. Толстого роман «Обрыв»,

1869, 1 января—1 мая вышли из печати пять номеров «Вестника Европы», в которых опубликован роман «Обрыв». 10 мая Гончарова посещает П. М. Третьяков, выразивший желание приобрести для своей галереи его портрет. 9 августа Вышел из печати второй том «Портретной галереи русских деятелей», в котором помещена биография Гончарова.

1870, 19 февраля Вышло из печати отдельное издание романа «Обрыв». 1872, 1 марта Вышел из печати третий номер «Вестника Европы», в котором опубликована статья Гончарова «Мильон терзаний» о «Горе от ума».

1873, осень Преподает русскую словесность детям великого князя Константина Николаевича в Мраморном дворце.

1883, 22 мая Гончаров написал духовное завещание, в котором распорядился своими денежными сбережениями и имуществом.

7 декабря Вышло из печати Полное собрание сочинений И. А. Гончарова в 8 томах.

1885, 19 января Избран почетным членом Общества любителей российской словесности при Московском университете. 1888, 28 января И. Е. Репиным сделан карандашный портрет Гончарова. 1889, 30 сентября Вышла из печати книга «Двадцать биографий образцовых русских писателей», в которой помещен биографический очерк И. А. Гончарова.

1891, 15 сентября Смерть И. А. Гончарова.

19 сентября Похороны писателя на Новом Никольском кладбище Александро-Невской лавры. 1956, 27 августа в связи с ликвидацией Нового Никольского кладбища Александро-Невской лавры прах Гончарова был перенесен на Литераторские мостки Волкова кладбища и захоронен поблизости от могил Д. В. Григоровича и И. С. Тургенева.

Гончаров и традиции пушкинской прозы.

Известно, что Гончаров наизусть знал практически всего Пушкина, беспрестанно цитируя его в своих письмах, статьях, очерках, романах. Это неоднократно отмечали современники писателя.

Пушкин представлял собою для Гончарова не только поэтический, но и личностный, человеческий феномен. Возможно, именно под влиянием поэзии Пушкина Гончаров начинает уже после переводов прозы Э. Сю писать стихи. В рукописном альманахе Майковых "Подснежник" он помещает стихотворения "Отрывок из письма к другу", "Тоска и радость", "Романс", "Утраченный покой" в 1835-1836 гг. Известно, что часть этих стихотворений Гончаров процитировал в своем первом романе как стихи Александра Адуева. Факт этот имеет прямое отношение к нашей теме, давая ключ к объяснению своеобразия "пушкинских" настроений Гончарова в середине 30-х годов. Стихи Гончарова насыщены романтическими штампами. Здесь и "страдалец с пасмурным челом", и "робкие уста", и "чувств возвышенных чета", "смерти страшный след" и. т. п. Сами по себе они довольно слабы, носят явно подражательный характер, но в данном случае важен не уровень мастерства, а направленность гончаровских стихотворений. В чем же дело? Как смог Гончаров одновременно говорить о глубоком влиянии Пушкина на свой поэтический мир, - и писать настолько романтические стихи?

Для Гончарова в середине 30-х гг. Пушкин важен и интересен прежде всего в своем романтическом выражении. Стихотворения Гончарова, помещенные в "Подснежнике", говорят об увлечении именно "романтическим" Пушкиным и романтической поэзией в целом. Но уже повесть "Лихая болесть", также увидевшая свет в "Подснежнике" (1838), свидетельствует об огромной поэтической работе, проделанной Гончаровым, о его стремлении уйти от романтических шаблонов. П. Николаев заметил, что пушкинское влияние мы находим "в романах Гончарова, может быть сильнее всего именно в "Обрыве". Но в первых литературных опытах вряд ли это обнаруживается". Но на самом деле ранняя проза Гончарова обнаруживает явственные следы пушкинского влияния. Не только пародирование романтизма, но и простота повествования, отличают гончаровские "Лихую болесть" и "Счастливую ошибку" от романтической прозы 30-х гг., свидетельствует о серьезных уроках автора "Повестей Белкина". «Четкие характеристики героев, тонкая авторская ирония, точность и прозрачность фразы… в этих произведениях Гончарова можно отметить воздействие "Повестей Белкина" Пушкина" (Л.М.Лотман)..

Пушкин учит Гончарова уходить от ложноромантической напыщенности тона, воспринимать жизнь в ее простоте, освобожденной от каких бы то ни было "увлечений", приводящих к сложным крайностям.

Автор "Лихой болести", впрочем, нащупывает свою манеру повествования, которая будет впоследствии развита в романах.

Речь идет прежде всего о способах психологической обрисовки характеров, а также о специфическом гончаровском юморе, окрашивающем все повествование в неповторимые тона. Гончаров с самого начала не претендовал на создание лаконичной "пушкинской" прозы. В каждой фразе он высказывался как наблюдатель нравов, иногда резонер и всегда - как иронически-проницательный человек.

Первые повести Гончаров не вспоминает, считая их, очевидно, ученическими уроками. И прежде всего - у Пушкина: "Лермонтов и Гоголь не были соответственно моими учителями: я уже сам созревал тогда! Только когда Белинский регулировал весь тогдашний хаос вкусов, эстетических и других понятий и прочее; тогда и мой взгляд на этих героев пера стал определеннее и строже. Явилась сознательная критика, а чувство к Пушкину оставалось то же".

Итак, Лермонтов и Гоголь влияют на Гончарова тогда, когда он "уже созревал…". Пушкин дал образцы литературной нормы. Отсюда и острое восприятие пушкинской гибели: "Я помню известие о его кончине… надо всем господствовал он. И в моей скромной чиновничьей комнате, на полочке, на первом месте стояли его сочинения, где все было изучено, где всякая строчка была прочувствована, продумана… И вдруг пришли и сказали, что он убит, что его больше нет… это было в департаменте. Я вышел в коридор и горько-горько, не владея собою, отвернувшись к стенке и закрывая лицо руками, заплакал… Тоска ножом резала сердце, и слезы лились в то время, когда все еще не хотелось верить, что его уже нет, что Пушкина нет! Я не мог понять, чтобы тот, пред кем я склонял мысленно колени, лежал без дыхания. И я плакал горько и неутешно, как плачут при получении известия о смерти любимой женщины. Нет, это неверно - о смерти матери. Да! Матери…"

Имя Пушкина сопровождает Гончарова в течение всей его жизни. Пушкин для него - не только начало всех начал, но и главный критерий. О чем бы ни зашла речь, - Гончаров склонен обращаться к авторитету Пушкина. Оттого почти в каждом гончаровском произведении, в каждой статье, письме можно встретить имя его любимого писателя. Без преувеличения можно сказать, что автор "Евгения Онегина" был для него всем, и что без Пушкина мы не имели бы Гончарова. Все упоминания великого поэта носят у Гончарова не просто восторженный характер, - они значительны в своей содержательности и даже особого рода категоричности, как, например, в "Необыкновенной истории", где романист писал: "Я давно перестал читать русские романы и повести: выучив наизусть Пушкина, Лермонтова, Гоголя, конечно, я не мог удовлетворяться вполне даже Тургеневым, Достоевским, потом Писемским…".

В статье "Лучше поздно, чем никогда" Гончаров сделал важное признание:"…От Пушкина и Гоголя в русской литературе теперь еще пока никуда не уйдешь. Школа пушкино-гоголевская продолжается доселе, и все мы, беллетристы, только разрабатываем завещанный ими материал. … Пушкин - отец, родоначальник русского искусства, как Ломоносов - отец науки в России. В Пушкине кроются все семена и зачатки, из которых развились потом все роды и виды искусства во всех наших художниках… Пушкин, говорю, был наш учитель – и я воспитался, так сказать, его поэзиею. "

Пушкин был советником Гончарова не только в вопросах литературного мастерства. Исключительный повод для обращения к жизни и личности Пушкина находит Гончаров при написании статьи о нарушениях авторской воли. В статье "Нарушение воли" Гончаров восстает против обычая бесцеремонного вторжения в личную жизнь писателя после его смерти путем издания его писем. Автор статьи, как становится известно из неизданной переписки с А.Ф. Кони, даже советуется с известными русскими юристами о правовой стороне дела. И в качестве примера - Пушкин. Он приходит к выводу, что И.С. Тургенев, издавший письма Пушкина к жене, совершил бестактность, предав огласке строки, которые были написаны поэтом лишь одному адресату: "Что, если бы он мог предвидеть, что нежные, иногда ревнивые излияния его сердца будут вынесены на свет, перенесены из секретного письма на книжный прилавок и станут предметом любопытства всех и каждого?. В то же время, если… он не выразил своей воли, то, кажется, есть средство, без насилия последней, удовлетворить поклонников таланта и приобрести вклад в литературу из крупиц, падающих от богатой трапезы такого таланта, как Пушкин. Это - печатать не все сплошь да рядом, целиком, а со строгим, добросовестным выбором того, что ценно, веско, что имеет общий интерес, значение, как мысль, как авторитетный взгляд писателя на те или другие вопросы науки, искусства, общественной жизни и.т.д., словом, что достойно дополняет его сочинения".

Не менее интересная ссылка на Пушкина содержится и в рассуждениях Гончарова о детской литературе. В письме к В.Н. и Е.П. Майковым от 9 августа (1860) он замечает: "… А наши: Пушкин, Лермонтов, Гоголь - писали ли для детей? нет, не слыхать. Словом, это - если не невозможно, то очень трудно, и я полагаю, что писать для детей собственно нельзя, а можно помещать в журнал детский что-нибудь уже готовое, что написано и лежит в портфеле, путешествие, рассказ, история – все, что годится и для взрослых и что не имеет в себе ничего, что бы только могло повредить детскому уму и воображению" (VIII, 302). Романист исходит из того, что "для детей литература уже готова и… ее надо выбирать из взрослой литературы" (там же). Любопытно, что Гончаров, судя по приведенным словам о Пушкине, не считал пушкинские сказки произведениями, написанными специально для детей.

До седых волос сохранил Гончаров неизменную любовь к Пушкину – поэту и человеку. Однажды он сказал: " Я… жаркий и неизменный поклонник Александра Сергеевича. Он с детства был моим идолом, и только он один".

Трилогия «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв».

Романы, которые автор считал единым целым, как итог осмысления писателем путей развития русского общества.

Основа гончаровских романов - это рассказ человека о печальной закономерности его несовершенной жизни. Это повествование о постепенной утрате лучших свойств молодой души - искренности, высоких помыслов, честной и глубокой любви, дружеского, открытого отношения к людям… В "Обыкновенной истории", "Обломове", "Обрыве" Гончаров мечтает о человеческом совершенстве и изображает господствующую в реальности дисгармонию.

В одном из писем к С.А. Никитенко Гончаров разъясняет свою сокровенную мысль: "Скажу Вам, наконец, вот что, чего никому не говорил: с той самой минуты, когда я начал писать для печати.., у меня был один артистический идеал: это - изображение честной, доброй, симпатичной натуры, в высшей степени идеалиста, всю жизнь борющегося, ищущего правды, встречающего ложь на каждом шагу, обманывающего и, наконец, окончательно впадающего в апатию и бессилие от сознания слабости своей и чужой, то есть вообще человеческой натуры".Тема утраты лучших молодых чувств и стремлений, тема охлаждения к жизни, когда человек в результате "ума холодных наблюдений и сердца горестных замет" приходит к скепсису, апатии, - эта тема слишком широко и слишком полно представлена в мировой литературе, чтобы связывать разработку ее у Гончарова только с Пушкиным, с его поэзией. Но сам факт обращения к Пушкину в плане этой проблемы - вряд ли можно поставить под сомнение. Ведь уже в "Обыкновенной истории" Гончаров беспрестанно цитирует Пушкина, причем явно выделяется тема нравственно-душевного охлаждения, разочарования. В частности, Александр Адуев обращается к пушкинским строкам: "Я пережил свои страданья, Я разлюбил свои мечты…" Тема эта многообразно развита Пушкиным в лирике первой половины 20-х годов. Пушкин писал об этом и в прозе: "В лучшее время жизни сердце, еще не охлажденное опытом, доступно для прекрасного. Оно легковесно и нежно. Мало-помалу вечные противоречия рождают в нем сомнения, чувство [мучительное, но] непродолжительное. Оно исчезает, уничтожив навсегда лучшие надежды и поэтические предрассудки души" (XI, 30).

Трилогия «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв».

Все три романа («Обыкновенная история», 1847, «Обломов», 1859, «Обрыв», 1869) Гончаров рассматривает как цикл, о чем пишет в своей статье «Лучше поздно, чем никогда».

Три романа посвящены соответственно трем десятилетиям русской жизни: «Обыкновенная история» — сороковым годам, «Обломов» — пятидесятым, «Обрыв» — шестидесятым. При этом 1840-е и 1860-е — «буря», а «Обломов» (1850-е) — затишье, или «сон», как пишет автор. Почему «трилогия»? Сюжеты и герои трех романов разные, но проблематика во многом сходная. Существенно, что противопоставляются два социально-психологических типа — мечтатель и прагматик.

«Обыкновенная история» вышла в свет в 1847 году и стала первым крупным произведением Гончарова. В романе тонко передан конфликт между реализмом и романтизмом жизни, типичный для всей эпохи и всего запоздалого русского феодализма.

Столкновение усадебного мечтательного романтизма с городским буржуазным практицизмом как основная коллизия романа. Критическое отношение автора к крайностям как «усадебного» романтизма», так и буржуазно-практицистического уклада.

Второе детище Гончарова - роман «Обломов», написанный в 1859 году. Произведение создавалось на протяжении 10 лет, но когда, наконец, было опубликовано, о нем заговорила вся российская интеллигенция. Гончарову удалось показать социальное явление, характерное для России, и осмыслить его философски. Слово «обломовщина» стало нарицательным, объединив под собой ключевые черты русского национального характера.

Роман «Обрыв» особенности изображения русской пореформенной жизни Гончаровым. Тема искусства в романе. «Обрыв» стал последним крупным произведением Ивана Александровича.

«Где же тут человек?». «Обломов» как центральная часть трилогии.

Роман «Обломов» как самое значительное произведение Гончарова. Проблема характера и среды, жизненных обстоятельств; роль Гончарова в разработке этой проблемы в масштабах русской литературы. Антикрепостнический пафос романа. Характеры (Обломов, Штольц, Ольга), их значение в художественном мире романа; трагизм характера Обломова. Обломов как предтеча героев Достоевского и Толстого. Критика о злободневности романа.

Проблема названия, композиция и система образов произведения. Внешняя и внутренняя жизнь человека, приемы изображения внутреннего мира. Психологизм Гончарова. Обломов и Штольц. Особенности русского менталитета. Роль фольклорных образов в художественном мире романа. Психологизм романа «Обломов», Илья Ильич как предтеча героев Достоевского и Толстого.

Обломов и Ольга Ильинская, что есть «настоящая любовь» по Гончарову. Обломов и Агафья Матвеевна, роль 4 части в композиции романа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: