Значение финала романа

Второе и окончательное - на страницах романа - возвращение Евгения в родительский дом выглядит бегством героя: бегством от самого себя, от собственной души, оказавшейся живой преградой на стремлении Базарова отрицать все, кроме материального мира. Базаров оказался гораздо больше убогой схемы своей теории. И именно в силу неоднозначности, глубины и сложности натуры, он не может легко расстаться с прежними убеждениями. Чем глубже, чем умнее человек, тем тяжелее для него проходят периоды переоценки ценностей.

Попробуем пофантазировать: не умри Базаров, как могла бы сложиться его жизнь? Возвращение к Одинцовой невозможно. Что обретет Базаров взамен нигилизма? Нет в реальной жизни занятия, достойного Базарова. Сама смерть героя глубоко символична. Он гибнет бессмысленно, даже не исполняя свой врачебный долг, а лишь практикуясь: "Они его почему-хо вскрывать собирались, а я давно в этом не упражнялся." Тургенев дает Базарову время осознать, что он обречен, принять неиз-бежность близкой смерти. Он ставит своего героя в страшные условия: молодой, полный сил медик, готовившийся жить долго, свершать вели-кие дела, должен умереть - и никакая медицина ему не поможет, она только лишает его последнего прибежища непосвященных: надежды на чудо.

Зачем потребовалась автору такая смерть героя? Чтобы выявить в нем всю силу, всю мощь личности. Несумевший реализовать себя в жизни, Базаров должен перед лицом смерти совершить все, на что способен; в считанные дни проявить себя полностью, до конца. Ни в какой жизненной ситуации не смог бы Базаров проявить себя так, как перед лицом смерти.И Евгений мужественно взглянул ей в лицо. Не дрогнул. До последнего мгновения вел себя достойно - и Тургенев искренне восхищается сейчас своим героем, в этот момент автор твердо знает, что любит его. Нелепая, бессмысленная смерть не озлобляет Базарова. Напротив, в нем высвобождаются от последнего нигилистического гнета его луч-шие человеческие черты. Пусть неуклюже, неумело, но искренне пытается он утешить родителей; не показать своих страданий; не помешать им искать утешение в религии. Он открывает, что истинная ценность мира - вне каких бы то ни было отвлеченных теорий, что высшие законы для человека - законы нравственности. Его прощание с Анной Сергеевной - одна из прекраснейших страниц романа. "И ведь тоже думал – обломаю дел много, не умру: куда! Задача есть, ведь я гигант! А теперь вся задача гиганта - как бы умереть прилично. Хотя никому до этого дела нет....Все равно; вилять хвостом не стану." Так принял Базаров свое обновление мира, так - во всем величии и высшей простоте - открылась ему в последние часы жизнь.

Но гибелью Базарова роман не кончается. Тургенев писал роман не о Базарове как таковом. Его интересовала жизнь в ее современном и всевременном проявлениях, влияние нигилиста Базарова на современную Россию и воздействие нигилизма на самого героя. Поэтому и пишет он эпилог, не сообщающий читателю ничего нового, но несущий идею всеобъемлющую: жизнь продолжается, над ней не властны никакие теории. И какие бы люди ни приходили в мир, как бы страстно ни желали они перевернуть жизнь, как бы ни отрицали духовное начало, они уходят, исчезают - а остается то, что вечно: любовь, дети, земля, небо и безутешные двое у могилы сына.

Последняя фраза романа знаменательна: "Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии "равнодушной" природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной..."


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: