Негатив
Методы манипулирования массами.
" Приклеивание или навешивание ярлыков " — (name calling): выбор оскорбительных эпитетов, метафор, названий, имен, так называемых "ярлыков", для обозначения, именования человека, организации, идеи, любого социального явления. Эти "ярлыки" вызывают эмоционально негативное отношение окружающих, и используются, чтобы опорочить личность, высказываемые идеи и предложения, организацию, социальную группу или предмет обсуждения в глазах аудитории. Предварительное придание стереотипа. Абдуктивная логика.
" Сияющие обобщения " или " блистательная неопределенность " — (glittering generality): замена названия, обозначения определенного социального явления, идеи, организации, социальной группы или конкретного человека более общим родовым именем, которое имеет положительную эмоциональную окраску и вызывает доброжелательное отношение окружающих. Он основан на эксплуатации положительных чувств и эмоций людей к определенным понятиям и словам, например, таким как "свобода", "демократия", "патриотизм", "содружество", "мир", "счастье", "любовь", "успех", "победа", "здоровье" и т.п..
" Перенос " или " трансфер " — (transfer): незаметное для большинства людей распространении авторитета и престижа того, что ими ценится и уважается на то, что ей преподносит источник коммуникации. Инициируются ассоциации, формируются ассоциативные связи преподносимого объекта с кем-либо или чем-либо, имеющим ценность и значимость у окружающих. Используется негативный "трансфер" посредством побуждения к ассоциациям с явно отрицательными понятиями и социально неодобряемыми явлениями, событиями, действиями, фактами, людьми и т.д. для дискредитации конкретных лиц, идей, ситуаций, социальных групп и организаций.
" Ссылка на авторитеты ", " свидетельства " или " свидетельствование " — (testimonial): приведение высказываний личностей, обладающих высоким авторитетом или же наоборот, таких, которые вызывают отрицательную реакцию у категории людей, на которых направляется манипулятивное воздействие. Используемые высказывания содержат оценочные суждения в отношении людей, идей, событий, программ, организаций и выражают их осуждение или одобрение. Использование имени авторитета (популярной личности) – определенная ширма для обоснования в идее (реклама).
" Свои ребята " или " игра в простонародность " — (plain folks: установление доверительных отношений с аудиторией, как с близкими по духу людьми на основании того, что коммуникатор, его идеи, предложения, высказывания хороши, так как принадлежат простому народу. Использование обращения к общественному мнению.
" Перетасовка " или " подтасовка карт " — (card stacking): отбор и тенденциозное преподнесение только положительных или только отрицательных фактов и доводов при одновременном замалчивании противоположных. Его основная цель – используя односторонний подбор и подачу фактов, свидетельств, доводов, показать привлекательность или, наоборот, неприемлемость какой-либо точки зрения, программы, идеи и т.п. В последнее время этот прием чаще используется в измененном виде под названием " потенцирование " или " акцентирование ".
" Общий вагон ", " общая платформа " или " фургон с оркестром " (band wagon): подбор суждений, высказываний, фраз, требующих единообразия в поведении, создающих впечатление, будто так делают все. Сообщение, например, может начинаться словами: "Все нормальные люди понимают, что…" или "ни один здравомыслящий человек не станет возражать, что…" и т.п. Целенаправленное формирование слухов, апелляция к нонконформизму. Имеет более узконаправленный характер. Типаж, с которым человек может с собой идентифицировать.
Ø Рекомендация
Ø Блестящая посредственность – формирование поведения, внешнего эффекта, имиджевых составляющих
***************************************************
Понятие и структура массового сознания.
Массовое сознание – специфич. форма коллект. сознания, присущая совр еменным типам общества, формирующееся под массивным воздействием СМИ и стереотипов масс. культуры.
Характеристики масс. сознания:
- склонность и противоречивость (изменчивость с одной стороны \ культурное ядро с др.)
- синкретизм (сочетание разнородных элементов)
- размытость и фрагментарность
- эмоциональность
- стереотипизированное, упрощённое восприятие действительности
С одной стороны – это консерватизм, с другой – радикализм масс. поведения.
Стр-ра массового сознания:
1. Неявное знание – определённые алгоритмы, которыми мы пользуемся в повседневной жизни (писать ручкой).
2. Обыденные житейские установки и знания – нек-рые рецепты, способы, которые резюмируют наш повседневный опыт.
3. Картина мира, основанная на данных, выходящих за рамки непосредственного опыта (полит. предсрассудки, например).
Основной фрагмент МС – повседневный опыт.
Эмоционально-образный характер, дотеоретический уровень. Всегда соц. обусловлено. Это изначально заданная схема.
2 основных значения МС:
- деперсонализированное сознание рядовых граждан развитого индустриального общ-ва, формирующееся под массивом воздействия СМИ и стереотипов массовой культуры
- обозначение одной из форм дотеоретического понимания, основанной на сходном жизненном опыте людей, включённых в однотипные структуры практической деятельности и занимающих одинаковый социальный статус.
Масс. сознание типологизируется по разным основаниям:
- общий запас знаний (культурное, техническое, политическое)
- пространственная распространенность (объем групп населения, охваченных МС, напр, групповое)
- устойчивость (типоральность)
- степень связанности (противоречивое / непротиворечивое)
- управляемость
- уровень развития
- характер выраженности
- специфика языковых средств
Основные макроформы масс. сознания:
- общественное мнение
- масс. настроение – характеристика эмоциональных отношений к тем или иным явлениям
Структура МС:
2 уровня
Ø Эмоционально-действенный
Ø Рациональный:
Блок соц ожиданий, блок мнений и настроений (обществ мнение), блок соц-политич ценностей
Элементы МС:
- практическое (мысленное построение, основанное на здравом смысле)
- теоретическое (ритуализированная форма)
Формирование МС:
- как самосущее, не зависящее от других форм;
- как определенная структура, связ-я с психич состоянием людей (зависимость от мифологии, идеологии и пр.)
Слухи как форма массового сознания.
· Эффекты, возникающие от взаимодействия людей
· Эффекты, когда информация распространяется под влиянием СМИ
· Эффекты двухступенчатой коммуникации
Слух – специфический вид информации (чаще недостоверный), передаваемый в устной форме и функционирующий в вербальной.
Особенности:
1) Передаётся как информация, соотв. действительности
2) Эмоционально окрашенная информация
3) Основа слуха – процесс социальной диффузии
Возникают как заполнение информационной недостаточностью.
Виды слухов (по Рождерсу):
Слухи-желания – сильная эмоциональн. заинтересованность по поводу ожиданий аудитории. Соц-психологич функция («все будет хорошо», компенсация недостатков жизни), создает завышенные соц желания (управление массами). Возможна негативная реакция, если желания не удовлетворяются.
Слух-пугало – несут негативное эмоц. настороение, пугают, возникают в кризисные моменты. Узкий набор тем, по кот. развиваются (воен. переворот, репрессии). Могут создаваться целенаправленно.
Агрессивный слух – не просто говорит о том, что будет плохо, но и о том, что ещё можно успеть сделать, чтобы этому противостоять. Крайний вариант слуха-пугало, выражает агрессивную направленность на соц. группу; ярлык; не предполагает аргументов.
Нелепый слух – не имеет отношения к реальности. Может быть 1, 2, 3, главное в нем иррациональность, соответствует масс. сознанию, возникает в переломные этапы.
Условия возникновения:
1)Соц. интерес
2) Неудовлетворённые соц. потребности, тревожность и эмоц. неуверенность в общ-ве
3) Ненадёжная информация формальных источников
Ссылка на закрытый источник.
Тенденции циркуляции:
- сглаживание (отсечение ненужных элементов)
- заострение эмоц. элементов (яркие детали)
- адаптация слухов к аудитории (лексика, масштабы) / комбинация сгл. и застр.
Профилактика слухов: поддерживание позитивного имиджа
Сплетня – информация для удовлетворения праздного любопытства. Информация по узкому поводу, связанная с немногочисленными людьми, более детальна, менее очерчена, менее эмоциональна, передаётся в узком кругу лиц.
Функции сплетен:
Ø информационно-познавательная (дополнения к офиц., псевдоинформация)
Ø развлекательно-игровая
Ø проекцион-компенсаторная (способ самовыражения; сплетня несет отпечаток личности рассказчика)
Ø соц. контроль (контроль массы над элитой сплетня как способ воздействие; выражение общественного мнения)
Ø тактическая (оружие соц. борьбы)
Ø аффелятивно-интеграционная (сплетня требует собеседника)
Позитивные эффекты:
1) релаксация
2) ф-ция соц. регулирования
3) самовоспроизводство (поддержание существующих человеческих сообществ в динамическом режиме)
***конспект***
Изначально слух – недостоверная инфа, потом он может подтвердиться либо не подтверд-ся фактами.
Аудитория воздействия слуха – соавторы слуха (снежный ком).
Источники слуха – интерпретатор, сторонники и критики слуха.
Способы возникновения:
- могут целенаправленно создаваться
- спонтанные слухи
31. Ритуал и ритуализация
Ритуал – стандартная устойчивая последовательность действий, имеющая церемониальный х-р. Лишь формальная процедура; ценности и смыслы, приписываемые рит. действию, не являются поистине ценностями индивида.
Г.Зиммель: большая часть повседневной жизни человека состоит из действий ритуального характера, мало или вовсе не связанных с субстанцией волнения и забот.
Любая игра пуста в том смысле, что ходы в этой игре мотивируютя правилами игры, а не реальными жизненными проблемами участников. Св. общ. – чистая игровая форма, форма полностью ритуализированного общения. Она в жизни встречается редко, как и совершенно неритуализированные формы. Реальные жизненные взаимодействия всегда в той или иной степени ритуализованы. И чем образованнее человек, тем большую роль в его жизни играет ритуал. Феномен такта есть феномен ритуализации повседневности.
Ритуализм можно понимать в 3-х смыслах:
Ø Принцип межиндивидуальных повседневных взаимодействий. Напр., опыты Гарфинкеля, направленные на изучение типичных форм поведения в определенных ситуациях, определенных фоновых ожиданий, - представляют собой ритуалы.
Ø Форма адаптивного поведения (Мертон). Человек чувствует себя защищенным, соблюдая определенные установленные правила. Ритуализм – один из пяти выделенных Мертоном форм адаптации индивидов к культурным и социальным требованиям общества для достижения успеха.
Ø Ценностная характеристика личности или групп. Систематическое следование правилам и нормам, которые традиционны по своему происхождению и характеру, но не соответствуют потребностям реальной жизни. Порождаются интересами власти, косностью, нет импульсов к изменению.
Практически все социальные институты формируются на основе ритуализованных форм поведения. Т. е. ритуалы изначально происходят из самой жизни, они действительно необходимы, но затем они отвердевают и превращаются в застывшую форму – социальный институт (по Зиммелю).
Мертон: ритуализм – тип индивидуальной адаптации, когда индивид отвергает культурно определ. цели по причине неспособности их достижения, но продолжает исполнять институциональные правила и нормы, предназначенные для достижения этих целей.
Конформизм – принятие целей и правил их достижения.
Инновация – принятие целей, но отвержение правил достижения.
Ритризм – отвергание и цели и средства.
Бунт – отвержение цели и средства, замена их альтернативными.
Ритуализация определ. систем деятельности, отрыв их от энергетического жизенного субстрата как форма образования соц. институтов.
Зиммель: Содержание – то, что наличествует в индивидах в виде их влечений, целей, интересов, стремлений, переживаний. Содержания всегда конкретны и по сути дела не социальны, содержание – это материя, … социального, которая находит упорядоченное общественное выражение через форму.
Формы, котрые отвердевают и превращаются в ритуалы, когда-то имели очевидную практическую жизненную целесообразность. Будучи рит-ми, эти формы лишаются цели, становятся не связанными с непосредственностью жизни. Они начинают оказывать воздействие на жизнь, определяя и формируя по-своему материю жизни, её содержание.
В. Фукс?: Р. – соц. регулируемая, коллективно осуществляемая последовательность действий, которые не порождают новой предметности, а перерабатывают символы и ведут к символическому изменению ситуации.
- магические
- религиозные
Ритуал – 1) определенные установленные действия, которые совершаются с целью влиять на действительность, имеют символический неэмпирический характер, и, как правило, социально санкционированы; 2) обряд, магический или религиозный, который является стилизованным и символическим действием и выполняется для достижения определенных целей в земной жизни или загробной (Берндты); 3) определенные типы действий, служащие цели выражения веры или приверженности определенным символическим системам (Дуглас).
Церемония – детализированная последовательность действий, включающая в себя последовательность ритуалов.
Ритуализация – 1) принцип межиндивидуальных повседневных взаимоотношений; 2) форма адаптивного поведения, когда индивид отвергает цель по причине ее недостижимости, но продолжает выполнять ритуалы достижения этой цели; 3) систематическое следование правилам и нормам, которые традиционны по своему происхождению и характеру, но не соответствуют потребностям реальной жизни.
/
Э. Дюркгейм произвел попытку произвел попытку проанализировать функции ритуалов как единого системно организованного целого (исследование религиозной жизни туземцев Австралии). Ритуалы (Дюркгейм):
Ø отрицательные: разделение священного и профанного (система запретов);
Ø положительные: приближение верующего к священному миру (совместное поедание тотемного животного, жертвоприношение).
Он разделил их на отрицательные (систему запретов) и положительные (напр. совместное поедание тотемного животного, жертвоприношения). Выделял также следующие типы ритуалов:
1. Имитационные (подражательные), напр. «охота».
2. Комменоративные (воспроизведение прошедшего: День Победы)
3. Искупительные (совершаются с целью искупления или смягчения последствий проступка).
Также ритуалы делятся по различным основаниям. Выделяют:
· Магические (они индивидуальные)
· Религиозные (они коллективные)
По функциям:
· Кризисные – совершаются как ответ на острую проблему, требующую немедленного разрешения (танец дождя, обращение главы государства к народу в случае бедствия).
· Календарные – совершаются регулярно по мере наступления повторяющихся регулярных природных явлений.
· Р. интенсификации – характерны для различных видов ритуалов; интенсификация взаимодействия и повышение уровня сплоченности, противостоять нарушению равновесия групповой жизни.
· Р. родства. Складываются как отношения, формирующиеся на основе функциональных связей. (напр. крестные).
· Р. перехода. (прохождение стадий жизненного пути, напр. инициация).
Также делят р. по критериям массовости, организованности и т.д. И. Гофман выделяет диффузные формы ритуального поведения:
Ø Р. избежания (предписывают ограничения в поведении, предназначенные для поддержания социальной дистанции). Они ограничивают степень вовлеченности индивидов в социальное отношение, помогают сохранять некоторый уровень формальности и определенную степень индивидуальной автономии для его участников.
Ø Р. презентации (служат цели поощрения и поддержания взаимодействия). Тоже предписываемые модели уважительного поведения, но служащие цели поощрения и активизации взаимодействия. Если ритуалы избежания предписывают, чего не надо делать по отношению к партнеру, чтобы не ущемить его свободу и индивидуальность, то ритуалы презентации предписывают способы вовлечения партнера во взаимодействие путем выказывания знаков уважения. Это, по Гофману, '...приветствия, приглашения, комплименты, мелкие услуги'
У Конфуция ритуал – форма закрепления определённых свойств власти.
32. Символ и символизация
Символ – произвольный знак, вызывающий одинаковую социальную реакцию, то, что указывает на что-то другое или замещает его. Значение формируется в процессе обучения и взаимного согласия людей, использующих его в процессе коммуникации. Знак замещает что-то другое, чаще абстрактную идею.
Сегодня снижается роль ритуалов и опустошаются символы. Появляются мифологические символы, которые является чем-то качественно другим, чем символизируемые ими вещи. Мифологический символ не имеет не обозначаемого, не обозначающего. Он не играет роль знака чего-то другого.
Символизируемое отделилось от символизирующего, материальность символа не соотносится с материей жизни и становится результатом условности, конвенции. Символы образуют свою собственную относительно замкнутую систему, нисколько не воздействуя на процессы жизни (изменение процесса взросления молодёжи).
Разрушение стабильных ритуализированных структур ведёт к росту человеческой свободы в пространстве, времени и соц. измерении.
С тчк. зрения симв. интеракц. межиндивид. взаимодействие организуется как рез-т постоянной собственной человеч. интеракц. деят-ти. Человеческое взаимод. осуществляется как постоянный процесс интерпретаций, их взаимных согласований, в ходе которых вырабатывается общее видение и оценка предметов и явлений.