Социальная структура и социальное неравенство

Концепция социального контроля Бергера

Социальный контроль

Цикличность моды

Искусственное создание потребностей (не выражает потребности, а формирует)

Тотальность моды

Перекрёстность моды

Мода в политике:

- как определенная конъюнктура (спрос);

- как культурная инсценировка (может быть при создании имиджа).

Восприятие человека становится массовым, формируется новое идейное поле. В современном обществе возникает спрос на определенные варианты поведения. Стили поведения политиков – для манипуляции общественным мнением.

Мода в современном обществе создает «социальный заказ». Мода – механизм социализации индивида, приобщение к сообществу, манере поведения, к культуре/субкультуре. Мода обеспечивает стабильность. Влияние моды на массовую психологию – формирование массового сознания – виртуальное заражение – общность вторичных масс.

Мода заменяет мораль. Плюрализм моды – возможность выбора в рамках модного ряда. Мы находимся в социальном поле – определенная стилистика. Если в кругу людей с такой же стилистикой – комфортнее.

Соц. контроль – интегративная система, позволяющая воздействовать на конкретных соц. субъектов и ориентировать их деятельность. Мех-змы, регулирующие соц. деятельность человека.

«Фундамент» соц. контроля:

1) наличие единой культуры и ценностей

2) система соц-ции и воспитания (установление системы релевантностей)

3) специфика человеческой телесности

4) наличие институтов

В состав соц. контроля входят:

1) Соц. нормы

2) Привычки

3) Власть

Соц. нормы:

- крупномасштабные

- микромасштабные

- жёсткие

- неформальные (традиции, обычаи, привычки)

- права

- обязанности

по содержанию

- правовые

- моральные

- сатирич

- рел

5 концентрических кругов:

1) Внешний – уровень гос. власти

2) Нормы морально-нравственные и традиционности

3) Нормы ур-ня контракта (професс. деят-ть)

4) Ур-нь общественного мнения (требования носят неформальный х-р)

5) Уровень личного общения

Формы контроля соц. поведения: внешний, внутренний.

С одной стороны, социальная структурасистема отношений, организующих общество в единое целое, то, что держит общество воедино, не давая ему рассыпаться на отдельные элементы - группы-агрегаты или изолированных индивидуумов. С другой стороны, социальная структура - это совокупность статусов, групп, слоев или классов, организованная в иерархическом порядке, то есть не равных в том, что касается доступа к ресурсам, которыми обладает социальная система. Определения, в которых не учитывается момент иерархической организации социальной структуры, следует считать недостаточно полными, поскольку они пренебрегают фактом социального неравенства.

Социальная структура:

1) структура общества в целом;

2) организация акторов в институционально упорядоченные отношения; важнейшими структурными переменными являются позиция, роль, статус;

3) совокупность статусов, групп, слоев, классов, организованная в иерархическом порядке, т.е. не равных в том, что касается доступа к ресурсам, которыми обладает социальная система. => социальное неравенство. Если неравенство закреплено институционально, стало базисным принципом классификации людей, то можно говорить о социальном неравенстве. Неравенство появляется, когда оно осознано и становится предметом дискурса.

Архаическое общество – неравенство – часть естественного порядка мира.

Традиционное общество – неравенство – божественный порядок.

Современное общество – неравенство – вертикальная классификация.

Тенденции:

Ø Изменение организации индивидуальных биографий: жизненные планы напоминают карьерные. Но ориентированы на личностную реализацию в различных сферах.

Ø Изменение жизненных циклов, появление новых возрастных статусов: послеюношеская стадия (длительное образование), послеродительская (empty nest); длительная пенсионная стадия;

Ø Плюрализация форм семейной жизни;

Ø Ускоренный распад традиционных жизненных форм; и зменчивость и творчество становятся знаком качества хорошей жизни

Все это есть конец социального расслоения (четыре тезиса У.Бека):

Ø Резкое улучшение социального положения большинства ведет к детрадиционализации сословно окрашенных «классификационных положений»;

Ø Материальное благосостояние индивида рассматривается как индивидуальное достижение, даже если это продукт общественной эволюции;

Ø Диверсификация и индивидуализация жизненных положений и жизненных путей, что связано с резким скачком соц. мобильности в 60-70-х гг.;

Ø Распад соц. классов и слоев

Перспективы; признаки надвигающегося постклассового общества по Беку:

Ø Социальное неравенство выступает исключительно в статистической форме;

Ø Соц. мобильность теряет побудительную силу; индивид принимает всю ответственность, не полагаясь на систему;

Ø Политическая жизнь приобретает «пунктирную форму» (деятельность блоков и коалиций), т.е. основывается на ситуациях, а не на привязке к классам;

Ø Новые неравенства приобретают новое знание и новую важность, основываясь на аскриптивных признаках

В постмодернизме неравенство не рассматривается негативно. Оно трактуется как инакость, непохожесь, как индивидуализация и плюрализация жизненных и культурных стилей (это связано с увеличением уровня дохода, более широкому доступу к образованию и т. д.).

Традиция и консерватизм.

Конкретный человеческий опыт никогда не бывает только современным. Будучи только современным, смысл опыту придает традиция, на кот. делает упор консервативная идеология, существующая в рамках модерна. Консерватизм всегда оказывается мировоззрением антимодернистской реакции. В этом заключается содержательное единство всех видов консерватизма, возникающих в самых различных политических и социальных контекстах, хотя каждый конкретный консерватизм - это функция особой, часто уникальной идейной и политической ситуации. Мировоззренческое ядро консерватизма - это идея конкретности, воплощенной в опыте традиции.

Природа консервативной конкретности проявляется в понятии собственности, отличающемся от обычного современного буржуазного понимания этого явления. Два типа собственности, предполагающих разные формы связи собственности с ее хозяином. Традиционный тип - это 'настоящая собственность'; предполагал наличие ' живой' взаимной связи между собственностью и ее хозяином. Абстрактный тип, где собственность связана с ее хозяином не иначе, как условиями договора. В первом случае собственность и ее владелец представляют собой как бы члены одного тела, и разорвать их отношения полностью по существу невозможно. Земля давала ее хозяину определенные привилегии, например право голоса в разных государственных собраниях, право охоты. В обратной связи отношение собственности не только было неистребимо, т.е. сохранялось вопреки юридическим актам о смене собственника, но оно и не могло возникнуть 'произвольно', посредством юридического акта там, где до этого его не существовало (потомственный дворянин, покупая имение у неродовитого человека, не мог перенести на него 'настоящей' собственности только на том основании, что он сам принадлежит к старому дворянству).

1. архаичное время. наделение земли личностными характеристиками и изымание ее из коммерческого оборота (вергельд – уплата земли за убийство, но не всякой земли, а например, земли, доставшейся по наследству.)

2. феодальные времена: земля не являлась объектом свободного отчуждения. Владение землей наряду с правами налагало множество обязанностей, в частности по ее хозяйственному использованию; владелец земли вообще считался не собственником (posessor), а 'держателем' (tenant), поскольку земля вручалась ему господином на определенных условиях, выполнение которых было обязательным; земельное владение всегда было непосредственно связано с личностью владельца.

Разрыв между бытием и имением обозначался по мере развития денежной экономики. Деньги, выступая в качестве универсального выражения любой ценности, тем самым релятивизировали все ценности. Позднейшая 'абстрактная' собственность, которую противопоставлялась 'настоящей' собственности, родилась именно из денег, ставших всеобщими посредниками. Деньги разорвали естественные связи между вещами так же, как и естественные, 'настоящие' связи между вещами и личностями. 'Владение' оторвалось от 'бытия'. – Разрушение социальных иерархий, увеличение степени человеческой свободы, изменение природы морального долженствования. Отношения собственности утратили прежнюю конкретность и полноту эмоциональной связанности вещи и владельца и абстрагировались в форме юридических норм. Вещи обрели способность без труда менять владельцев, расставание вещи и владельца уже не означает ущерба для его, владельца, личности, если потеря возмещена деньгами. Еще раз повторим: возникновение всеобщего эквивалента обезличило собственность.

Марксизм. Понятие отчуждения. Отчуждение рабочего от продукта его труда есть отчуждение вещи от владельца. В капиталистическом производстве эта зависимость исчезает. Виной тому массовое, фабричное производство, взаимозаменяемость работников, деньги, выступающие для рабочего эквивалентом затраченных им сил и умений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: