Развитие связной речи у детей является одной из главных задач педагогов дошкольных образовательных учреждений. «Программой воспитания в детском саду» предусмотрена система специальных занятий по обучению детей рассказыванию.
Речевые нарушения у детей при общем недоразвитии речи (ОНР) носят системный характер. Помимо дефектного произношения имеет место недоразвитие лексико-грамматического строя речи. Связная речь у детей с ОНР самостоятельно не формируется. Необходима четко спланированная систематическая коррекционная работа логопеда, предполагающая проведение специальных коррекционно-развивающих занятий по осознанному формированию у детей связной речи.
Предлагаемое пособие входит в комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников». Комплект включает в себя:
· конспекты фронтальных занятий I, II, III периодов обучения;
· три индивидуальных альбома для детей «Говорим правильно. Упражнения по обучению грамоте»;
· три тетради взаимосвязи работы логопеда и
воспитателя;
· конспекты занятий по развитию связной речи и
демонстрационный материал к ним.
В данном пособии вниманию педагогов предлагается перспективный тематический план и 32 конспекта занятий по развитию связной речи у детей с ОНР в подготовительной к школе логопедической группе. Конспекты занятий рассчитаны на три периода обучения. Каждую неделю, начиная с третьей недели сентября, проводится по одному занятию.
На занятиях, составленных с учетом основных дидактических принципов, используются следующие виды работы:
- составление описательного рассказа с опорой на схему;
- пересказ русских народных сказок с элементами драматизации, рассказов с помощью опорных сигналов и без опоры;
- составление рассказа по опорным словам, по серии сюжетных картин и по серии сюжетных картин с одним закрытым фрагментом, по сюжетной картине с образцом-рассказом логопеда и без него;
- придумывание предшествующих и последующих событий рассказа, пересказ рассказа с изменением главных действующих лиц и добавлением
последующих событий, составление рассказа из коллективного и личного опыта;
- составление рассказа на заданную тему.
В процессе целенаправленного обучения дети с ОНР постепенно овладевают необходимыми речевыми умениями и навыками для составления пересказов и самостоятельных монологических высказываний, что является основой для развития связной речи и овладения знаниями в период начального обучения в школе.
Перспективный тематический план занятий по развитию связной речи у детей 6-7 лет с ОНР
I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)
недели | Темы | № зан. |
Сентябрь | ||
1,2 | Обследование речи детей | |
Рассказывание по теме «Осень» | ||
Составление описательного рассказа о дереве с использованием схемы описания | ||
Октябрь | ||
Пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь» с элементами драматизации | ||
Пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Косточка» с помощью сюжетных картин | ||
Составление описательного рассказа о пчеле с опорой на схему | ||
Пересказ рассказа И.С. Соколова-Микитова «Улетают журавли» с помощью опорных сигналов | ||
Ноябрь | ||
Пересказ рассказа В. Катаева «Грибы» с помощью сюжетных картин | ||
Составление рассказа «Неудачная охота» по серии сюжетных картин | ||
Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» | ||
Составление описательного рассказа с опорой на схему |
Перспективный тематический план занятий II период обучения (декабрь, январь, февраль)
недели | Темы | № зан. |
Декабрь | ||
Составление рассказа «Зимние забавы» по сюжетной картине (образец — рассказ логопеда) | ||
Составление рассказа «Кормушка» по серии сюжетных картин | ||
Составление рассказа «Как изготавливают мебель» по опорным словам | ||
Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль» (с элементами драматизации) | ||
Январь | ||
1-2 | Каникулы | |
Пересказ рассказа Б.С. Житкова «Как слон спас хозяина от тигра» | ||
Составление рассказа по сюжетной картине «Семья» | ||
Февраль | ||
Пересказ сказки «Две косы» | ||
Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» | ||
Составление рассказа «Собака — санитар» по серии сюжетных картин | ||
Составление рассказа «Все хорошо, что хорошо кончается» по сюжетной картине с придумыванием предшествующих и последующих событий |
III период обучения (март, апрель, май)
недели | Темы | № зан. |
Март | ||
Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания» | ||
Составление рассказа «Поздравляем маму» по сюжетной картине с придумыванием предшествующих и последующих событий | ||
Составление рассказа «Скворечник» по серии сюжетных картин | ||
Пересказ рассказа Г.А. Скребицкого «Весна» с придумыванием последующих событий | ||
Апрель | ||
Пересказ рассказа С.А. Баруздина «Страна, где мы живем» с изменением главных действующих лиц и добавлением последующих событий | ||
Составление рассказа «Кто кормит нас вкусно и полезно» (из коллективного опыта) | ||
Составление рассказа «Дом, в котором я живу» (из личного опыта) | ||
Пересказ рассказа В.А. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой» с придумыванием предшествующих событий | ||
Май | ||
Составление рассказа «Человек» по серии картин | ||
Составление рассказа «Щенок» по серии сюжетных картин | ||
Составление рассказа по серии сюжетных картин (с одним закрытым фрагментом) | ||
Составление рассказа «Как я проведу лето» (на заданную тему) |