Сексуальное поведение в подростковом и юношеском возрасте носит экспериментальный характер. Сейчас правила и нормы управления своей сексуальностью размыты.
Скрытые мотивы сексуального поведения подростков и молодежи:
1) Секс как наказание кого-либо. «Назло»
2) Как средство благодарности или оплаты.
3) Как средство управления поведением партнера. Желание связать партнера обязательствами.
4) Как способ повышения самооценки.
5) Избавление от одиночества и т.д.
Задача определения собственного способа проживания жизни заканчивается браком если один за партнеров не научился не научился интимности, не овладел нормами полоролевого поведения и не овладел нормами собственной сексуальности – в этом случае альтернативное поведение в жизни(одиночество).
Психология любви.
Психологу необходимо знать о существующих закономерностях в облати эмоциональных отношений.
Симпатия – влияет физическая привлекательность, социально демографические характеристики (статус, образование, профессия, интеллект – слишком большая выраженность положительных характеристик снижает привлекательность человека в глазах окружающих) и особенности поведения человека в общении. Однозначных стандартов красоты нет, и в качестве наиболее симпатичного не самого красивого человека из присутствующих, а равного себе по красоте.
|
|
Стернбег выделял 3 компонента любви:
1) Интимность - симпатия
2) Страсть - страстная любовь
3) Обязательства – придуманная любовь – наличие обязательств только у одной стороны
Романтическая любовь – интимность +страсть
Любовь дружба – интимность + обязательства
Слепое влечение – страсть + обязательства
Совершенная любовь – интимность + страсть + симпатия
Кемпер выделяет следующие виды любви Основания – фактор власти(возможность заставить что то делать, наказывать) и фактор статуса(желание идти на встречу):
1) романтическая любовь – статус=власть по отношению друг к другу, а самое страшное наказание – потеря любви.
2) Братская любовь – статус > власть, Не могут наказывать друг друга, каждый готов идти на встречу, нет ревности и принуждения.
3) Харизматическая любовь – 1 - статус = власть, а 2 - власть.
4) Измена – 1 – статус+власть, а 2 – власть.(примером может служить ситуация супружеской измены, когда для партнера вступившего в новые отношения супруг еще обладает властью, но уже не вызывает желания идти навстречу – теряет статус.)
5) Безответная любовь – 1- статус+власть, а 2-ничего.
6) Поклонение – 1 статус, а 2 – ничего
7) Детско-родительская любовь – 1- статус>власть(ребенок), а 2 – власть>статус(родитель).
|
|
Эрих Фромм «Искусство любви» выделяет зрелую и не зрелую любовь.
Не зрелая любовь – влюбленность – кратковременное переживание, очень сильное, но не прочное, может перейти в зрелую любовь.
Незрелая любовь часто выступает в виде симбиоза в активной или пассивной форме (мазохизм). Человек избавляется от одиночества становясь неотъемлемой частью другого, он отдает свою свободу, чтоб другой руководил.
Активная форма – господство и садизм – человек освобождается от одиночества, делая другого человека частью себя. В одном человеке могут сочетаться оба вида.
Зрелая любовь – предполагает сохранение целостности человека. Два человека разделяют жизнь, но сохраняют индивидуальность. Возможность избавиться от чувства одиночества и сохранить себя. Зрелая любовь – готовность давать, а не получать. Любовь – искусство, чтоб избежать неудач любви нужно овладеть теорией и практикой любви.
Теория любви – состоит в том, что самая глубокая потребность человека – потребность вырваться из плена одиночества. Человек обладающий зрелой любовью всегда выполняет 3 функции по отношению к любимому человеку: забота (заинтересованность в благополучии человека), ответственность (быть готовым ответить на запрос другого человека), уважение (умение видеть индивидуальность человека и заинтересованность в том, чтобы человек шел по своему пути).
Практика любви – требует: дисциплины и терпения (человек не прекращает учиться любви, несмотря на неблагоприятные обстоятельства), сосредоточенность (умение быть одному, не испытывать страха и тревоги), предельная заинтересованность (умение слушать и слышать партнера), умение быть здесь и сейчас (умение жить настоящим), способность чувствовать самого себя(доверие себе, чувствам, эмоциям, ощущениям).