Понятие устойчивости игры и равновесия по Нэшу
Основные понятия теории игр
Глава 6. Основы теории выбора оптимальной стратегии действий
В основе методов выбора оптимальной стратегии действий лежит теория игр. Игрой называется математическая модель действий двух или более сторон, каждая из которых стремится максимизировать свой выигрыш. Рассмотрим стандартную математическую модель — таблицу решений.
В1 | В2 | ... | Вm | |
А1 | F11 | F12 | ... | F1m |
А2 | F21 | F22 | .... | F2m |
... | ... | ... | .... | .... |
Аn | Fn1 | Fn2 | .... | Fnm |
В теории игр эта таблица интерпретируется следующим образом:
· А1.....Аn — 1-я играющая сторона;
· B1.....Bm — 2-я играющая сторона.
Значения Fij — выигрыш для стороны 1 и проигрыш для стороны 2. Сама таблица решений называется матрицей игры. Может оказаться, что матрица выигрыша для одной стороны не совпадает с матрицей проигрыша для другой стороны, тогда такая игра называется биматричной.
Если выигрыш одной стороны, всегда означает проигрыш другой, то такая игра называется антагонистической. Могут быть игры, в которых обе стороны в выигрыше — неантагонистические игры. Так как выигрыши у разных сторон различны, то неантагонистические игры являются биматричными.
|
|
Выбор одной из альтернатив A1, A2,..., An называется стратегией первого игрока. Выбор одной из альтернатив B1, B2,...,Bm называется стратегией второго игрока. В совокупности обе стратегии называются стратегией игры.
Значение выигрыша и проигрыша в результате игры называется значением игры.
Если сумма выигрыша одного игрока и проигрыша другого постоянна, то игра называется игрой с постоянной суммой. Если постоянная сумма равна нулю, то это игра с нулевой суммой.
Рассмотрим игру на примере. Пусть:
· 1 игрок — предприятие “Заря”;
· 2 игрок — предприятие “Луч”.
Заря выпускает цветные и серебристые птички (ЦП, СП), а Луч — цветные и серебристые рыбки (ЦР, СР).
Цены на игрушки одинаковы, сбыт постоянен и равен 1000 шт. Заря выпускает игрушки, не зная, что выпускает Луч, а Луч знает, что выпускает Заря. Тогда у Зари могут быть только две стратегии (ЦП или СП), а у Луча — четыре. Например, в ответ на ЦП выпускать ЦР, и на СП — ЦР (первая стратегия), в ответ на ЦП выпускать ЦР, а на СП — СР (вторая стратегия) и т. д. Тогда матрица игры будет похожа на таблицу решений.
Стратегии Стратегии Луча
Зари 1 2 3 4
ЦП->ЦР ЦП->ЦР ЦП->СР ЦП->СР
СП->ЦР СП->СР СП->ЦР СП->СР
1 ЦП ЦП->ЦР ЦП->ЦР ЦП->СР ЦП->СР
40:60 40:60 90:10 90:10
2 СП СП->ЦР СП->СР СП->ЦР СП->СР
70:30 20:80 70:30 20:80
Так как при постоянном сбыте 1000 шт. количество игрушек, проданных Зарей, однозначно определяет количество игрушек, проданных Лучем, то, чтобы упростить матрицу игры, перепишем ее в другом виде:
|
|
ЦП | ||||
СП |
Цифры указывают выигрыш Зари и одновременно проигрыш Луча.
Нужно выбрать оптимальную стратегию игры и найти значение игры.