Типовые ситуации принятия решений
1 тип – стабильная ситуация
Характеризуется тем, что развитие рыночной конъюнктуры в целом соответствует прогнозу, спрос на услуги стабилен. В данной ситуации компаниям необходимо:
§ проводить постоянный мониторинг окружения,
§ контролировать изменение факторов внешней среды,
§ принимать решения по предотвращению наступления рисковых событий,
§ а также проводить мероприятия по поддержанию имиджа компании.
2 тип – нестабильная ситуация, требующая коррекции деятельности
Такая ситуация может возникнуть в результате неблагоприятного воздействия внешней среды (в первую очередь конкурентов), так и вследствие принятия неадекватных управленческих решений. Например, в компании, предоставляющей услуги ШПД, было принято решение о повышении уровня тарифов, в результате резко сократилось кол-во пользователей и объем трафика. В данной ситуации перед руководителем стоит задача вернуть деятельность организации в прежнее «русло», довести значения финансовых показателей до прежнего уровня.
Какие действия может предпринять менеджмент компании?
Проведение PR-акций, разработка нового тарифного плана, бесплатное предоставление дополнительных услуг (тех.обслуживание с выездом к клиенту домой), проведение акции по привлечению новых пользователей и т.п.)
3 тип – кризисная ситуация
Может возникнуть в результате форс-мажорных обстоятельств, неблагоприятных политических и макро-экономических воздействий.
В данной ситуации менеджмент компании должен проанализировать возможность выхода из сложившейся ситуации, оценить востребованность его продукции/услуг в новых условиях (при более низком уровне платежеспособности). Если прогноз неблагоприятный для компании, то необходимо принимать решение по изменению ассортимента продукции, номенклатуры предоставляемых услуг в соответствии с новыми условиями деятельности.
Методы, используемые менеджерами для принятия решений условно можно разделить на три группы:
количественные,
качественные (интуитивно-логические и эвристические) методы,
комбинированные.