Комбинированные методы принятия решений

Метод деловой игры

Еще одним эффективным методом принятия решений в управлении являются деловые игры и их упрощенная разновидность — анализ конкретных управленческих ситуаций (кейсов).

Метод деловых игр относится к группе эвристических, но также может включать в себя элементы интуитивно-логического анализа и математических методов.

Деловая игра — упрощенная формализованная модель реальной управленческой ситуации. Создание игровой модели в реальности — достаточно сложная и дорогая задача, поэтому, как правило, используется для принятия решений стратегического характера. Примером деловой игры может служить Global Management Challenge.

https://www.globalmanager.ru/rules_gmc.php

Global Management Challenge (GMC) – крупнейшее в мире имитационная игра по стратегическому менеджменту. Она была основана в Португалии в 1980 и в настоящее время получило широкое распространение в 30 странах мира. Ежегодно за звание лучшей команды сражаются более 15 000 участников по всему миру. Россия присоединилась к этому проекту лишь в 2006 году.

В основе этой игры лежит сложная компьютерная модель, позволяющая имитировать процесс управления компанией в условиях глобальной конкуренции. Эта модель позволяетимитировать рыночную конкуренцию, моделирует текущую экономическую ситуацию, а также воспроизводит взаимодействие различных отделов компании (отделов маркетинг, финансов, управления персоналом, производственных подразделений, отдела продаж и инноваций).

Участниками игры являются действующие менеджеры среднего и высшего звена, кадровый резерв компаний, студенты бизнес-школ и университетов. Команды получают в управление виртуальные компании (международные корпорации) с одинаковыми стартовыми показателями. Их задача заключается обеспечении наивысшей цены акций своей компании в прямой конкуренции с другими командами в своей группе. GMC предоставляет участникам возможность разработать и опробовать стратегии выхода на рынки СНГ, ЕС и Интернет.

Участники принимают решения в сфере маркетинга, финансов, производства, логистики и сбыта, ценообразования, управления персоналом, прогнозируют спрос на глобальных рынках, определяют объем инвестиций в НИОКР, принимают решения по оптимизации рекламного бюджета, занимаются моделированием финансово-экономической деятельности компании.

Комбинированные методы принятия решений предполагают сочетание элементов интуитивно-логического анализа проблемы, базирующегося на изучении ретроспективных данных, а также внутренних и внешних связях объекта исследования, с количественной оценкой суждений и формализованной обработкой результатов. К данной группе методов относится метод анализа иерархии (МАИ).

Метод анализа иерархии является систематической процедурой иерархического представления элементов, определяющих суть проблемы. Метод состоит в декомпозиции проблемы на более простые составляющие и дальнейшей обработке последовательности суждений лица принимающего решения по парным сравнениям. В основе метода анализа иерархий лежат три принципа:

1. принцип декомпозиции,

2. принцип парных сравнений,

3. принцип синтеза приоритетов.

Принцип декомпозиции

В МАИ основная цель исследования и все факторы, в той или иной степени влияющие на достижение поставленной цели, распределяются по уровням. На первом уровне всегда находится одна вершина – цель проводимого исследования. Второй уровень иерархии составляют факторы, непосредственно влияющие на достижение поставленной цели. На последнем уровне определяются все возможные альтернативы достижения поставленной цели. Принцип декомпозиции можно представить в виде следующей схемы:

Критерий 3
Альтернатива 3
Альтернатива 2
Aльтернатива 1
Критерий 2
Цель
Критерий 1

Рис.1 – Декомпозиция задачи в иерархию.

Принцип парных сравнений

Принцип парных сравнений заключается в том, что все элементы задачи (факторы) сравнивается попарно по отношению к воздействию на общую характеристику, то есть определяется вес или интенсивность каждого элемента (фактора). Обозначим множество сравниваемых элементов: С1, С2 , С3 … Сn. Веса этих элементов обозначим, соответственно: V1, V2, V3 … Vn.

Результаты сравнения представляются в виде матрицы парных сравнений, которая имеет вид:

Таблица 5– Матрица парных сравнений

  C1 C2 Cn
C1 V1 /V1 V1 /V2 V1 /Vn
C2 V2 / V1 V2 /V2 V2 / Vn
Cn Vn / V1 Vn / V2 Vn / Vn

Если веса элементов V1, V2, V3 … Vn. заранее неизвестны, то сравнения производится с использованием субъективных суждений, оцениваемых по шкале относительной важности.

Таблица 6 - Шкала относительной важности

Интенсивность относительной важности Определение
  варианты не сравнимы
  равная важность
  умеренное превосходство одного над другим
  существенное или сильное превосходство
  значительное превосходство
  очень сильное превосходство
2,4,6,8 промежуточные решения между двумя соседними суждения

Принцип синтеза приоритетов

Принцип синтеза приоритетов заключается в разработке глобального критерия на основе системы локальных критериев. Локальные критерии определяются как векторы приоритетов каждой матрицы парных сравнений.

Собственный вектор матрицы обозначается А=(а1, а2, а3, …, аn),

где а1, а2, а3 … аn – значения компонент собственного вектора матрицы.

Расчет собственного вектора матрицы (А) выполняется в следующей последовательности:

1. определяем среднее геометрическое по каждой строке матрицы парных сравнений,

2. складываем элементы этого столбца,

3. делим каждый из элементов на полученную сумму.

В общем виде значения компонент собственного вектора матрицы могут быть представлены в следующем виде:

Итогом этих операций будет собственный вектор матрицы (А). Далее необходимо определить вектор приоритетов Х, который и будет показывать значимость сравниваемых элементов.

Х = (х1, х2, х3, …., хn),

где х1, х2, х3, …., хn – значения компонент вектора приоритетов

Компоненты вектора приоритетов могут быть определены по следующим формулам:

,, ….

гдеSa – сумма значений компонент собственного вектора матрицы.

Sa = a1 + a2 + …+ an,

Далее определяется согласованность проведенных оценок, путем определения отношения согласованности (ОС).

где ОС – отношение согласованности,

ИС – индекс согласованности,

СС – величина соответствующая средней случайной согласованности матрицы такого порядка, определяется по следующей таблице:

Таблица 7 - Средние согласованности случайных матриц.[2]

Размер матрицы Случайная согласованность
1,2  
  0,58
  0,9
  1,12
  1,24
  1,32
  1,41
  1,45
  1,49

Индекс согласованности может быть определен по следующей формуле:

,

где n – число сравниваемых элементов,

λmax – расчетная величина.

Для расчета λmax определяется сумма по каждому столбцу матрицы, которая умножается на соответствующую компоненту вектора приоритетов. Условно это можно представить в следующем виде:

∑1*х1 + ∑2*х2 + ∑3*х3 ++ ∑N*хn = λmax,

где ∑1, ∑2, ∑3, … ∑N – сумма элементов соответствующих столбцов матрицы. Полученные значения вектора приоритетов (Х) представляют собой систему локальных критериев, на основе которых рассчитывается глобальный приоритет альтернативы по каждому варианту.

,

Рjг (i) – приоритет j – ой альтернативы по i – ому критерию,

b (i) – приоритет или значимость i – ого критерия.

Область применения МАИ очень широка. Он может быть использован для решения задач:

стратегического менеджмента (при выборе стратегических альтернатив развития компании),

инвестиционного менеджмента (выбор приоритетных вариантов вложения средств),

для решения задач прогнозирования,

при выборе поставщиков оборудования, сырья и материалов,

при выбор кандидатов на вакантные должности,

для оценки конкурентной позиции компании и т.д.

Рассмотрим пример использования метода анализа иерархии для решения задачи оценки конкурентной позиции компании.

Пример:

Телекоммуникационная компания SIMKA предоставляет услуги сотовой связи на территории Сибирского федерального округа. На региональном рынке телекоммуникационных услуг работает еще 3 компании:

1. X-telecom,

2. Y-telecom,

3. Z-telecom.

Необходимо оценить конкурентную позицию компании SIMKA, разработать рекомендации по повышению уровня конкурентоспособности.

Решение:

Метод анализа иерархии предполагает поэтапное выполнение расчетов.

Приступая к оценке конкурентной позиции необходимо решить 2 задачи:

1. сформировать группу экспертов,

2. разработать систему критериев, по которым будет выполняться анализ.

Количество экспертов примем равным 7 человекам. Это независимые квалифицированные специалисты, имеющие опыт работы в данной сфере деятельности.

Оценку будем выполнять по следующим критериям:

1. гибкость тарифной политики (т.е. возможность выбора наиболее подходящего тарифного плана, их разнообразие, а также уровень тарифов на предлагаемые услуги),

2. качество разговорного тракта (слышимость, узнаваемость, разборчивость, надежность соединения, отсутствие разъединений после того, как соединение уже установлено),

3. зона покрытия (площадь обслуживаемой территории, соответствие фактической зоны обслуживания зоне представленной на карте),

4. сервисное обслуживание (отношение к клиентам, компетентность персонала, отсутствие очередей, трудностей с дозвоном в абонентскую службу),


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: