Вопрос. Учебная мотивация является частным видом мотивации включенной в учебную деятельность

Вопрос.

Учебная мотивация является частным видом мотивации включенной в учебную деятельность. Побудителем учебной деятельности является система мотивов, которые включают в себя: познавательные потребности, цели, интересы, стремления, идеалы, мотивационные установки. Названная система мотивов образует учебную мотивацию. Учебная мотивация характеризуется устойчивостью и динамичностью. Доминирующие внутренние мотивы определяют устойчивость учебной мотивации, иерархию ее основных подструктур. Социальные мотивы обуславливают постоянную динамику, вступающих в новые отношения друг с другом побуждений.

Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических факторов (смотри вопрос «внутренняя структура учебной деятельности»).

Учебная деятельность является полимотивированной, т.к. активность обучаемого имеет различные источники. Виды источников активности:

  1. внутренние
    • познавательные потребности;
    • социальные потребности;
  2. внешние – определяются условиями жизнедеятельности обучаемого, к которым относятся:

· требования связанные с соблюдением социальных норм;

· ожидания – характеризуют отношение общества к учению как к норме поведения, которая принимается человеком и позволяет преодолевать трудности;

· возможности – объективные условия, которые необходимы для развертывания учебной деятельности (школа, учебники, библиотеки);

  1. личные – занимают особое место, к их числу относят: интересы, потребности, установки, эталоны, стереотипы, которые обуславливают стремление к самосовершенствованию, самоутверждению, самореализации.

Взаимодействие внутренних, внешних, личных источников учебной мотивации оказывает влияние на характер учебной деятельности и ее результаты. Отсутствие одного из источников приводит к переструктурированию системы учебных мотивов или их деформации.

Учебная мотивация характеризуется силой и устойчивостью учебных мотивов. Сила учебного мотива выступает показателем непреодолимого стремления учащегося и оценивается по степени и глубине осознания потребностей и самого мотива по его интенсивности. Сила мотива обусловлена физиологическими и психологическими факторами. Сила мотива определяется также эмоциями. Устойчивость учебного мотива оценивается по его наличию во всех основных видах учебно-познавательной деятельности, по сохранению его влияния на поведение в сложных условиях деятельности, по сохранению во времени.

Качество мотива обучения можно представить в виде содержательных и динамических характеристик. Содержательные характеристики: осознанность, самостоятельность, обобщенность, действенность, доминирование в общей структуре мотивов, степень распространенности на нескольких учебных предметах. Динамические характеристики: устойчивость, сила и выраженность, переключаемость с одного мотива на другой, эмоциональная окраска мотивов.

Функции мотивов:

  1. побуждающая – характеризует энергетику мотива, т.е. мотив вызывает и обуславливает активность учащегося;
  2. направляющая – отражает направленность энергии мотива на определенный объект, т.е. выбор и осуществление определенной линии поведения; эта функция тесно связана с устойчивостью мотива;
  3. регулирующая – мотив предопределяет характер поведения и деятельности, от чего зависит реализация в поведении и деятельности учащегося либо узколичных, либо общественно значимых потребностей; эта функция тесно связана с иерархией мотивов, регуляция состоит в том, какие мотивы оказываются наиболее значимыми и, как следствие, в наибольшей мере обуславливают поведение личности;

Ильин выделяет также функции:

  1. стимулирующую;
  2. управляющую;
  3. организующую;

Леонтьев:

  1. смыслообразующую;

Запорожец:

  1. контролирующую;

Обуховский:

  1. защитную;

Тихомиров:

  1. структурирующую.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: