Вопрос.
Развитие внутренней мотивации учения происходит как сдвиг внешнего мотива на цель учения. Каждый шаг этого процесса является сдвигом одного мотива на другой, более внутренний, более близкий к цели учения. Поэтому в мотивационном развитии учащегося следует учитывать зону ближайшего развития.
Маркова подчеркивает, что мотивы всех видов и уровней могут проходить в своем развитии следующие этапы:
- актуализация привычных мотивов;
- постановка на основе этих мотивов новых целей;
- положительное подкрепление мотива при реализации этих целей;
- появление на этой основе новых мотивов;
- соподчинение разных мотивов и построение их иерархии;
- появление у ряда мотивов новых качеств (самостоятельность, устойчивость и др.).
Фридман выделяет два основных пути формирования у учащихся нужной мотивации:
- снизу вверх – состоит в создании таких объективных условий и такой организации деятельности учащихся, которые ведут к формированию у них нужной мотивации;
- сверху вниз – заключается в усвоении воспитуемым предъявляемых ему в готовой форме побуждений, целей, идеалов, содержание направленности личности, которые по замыслу воспитателя должны у него сформироваться и которые сам воспитуемый должен постепенно превратить из внешне понимаемых во внутренне принятые и реально действующие. Такой путь связан с методами убеждения, внушения, примера и т.д. особую роль играет коллектив и социальная среда, в которой живет и действует ученик, взгляды и традиции и т.д.
Основой для изучения учебной мотивации служит целенаправленное наблюдение. Кроме наблюдения можно использовать анкеты, беседы сочинения. Можно использовать и некоторые методики более субъективного характера:
- «Составь расписание» - какие предметы вы хотели бы поставить в свое расписание на неделю;
- «Свободные задания» - задания для углубленных знаний, за которые не ставится отметка;
- «Прерывание процесса решения задач» - вернется ли учащийся самостоятельно к решению задачи, если «да» - внутренняя мотивация, если «нет» - внешняя;
- «Составление задач, вопросов».
Тема 2.5. Общая характеристика усвоения.
- Усвоение как сложное многогранное понятие
- Этапы (стадии) усвоения знаний
- Психологические характеристики усвоения
- Усвоение знаний
- Сущность умений и навыков
- Основные закономерности формирования навыков
Усвоение, представляющее собой сложное понятие, может трактоваться с разных позиций:
- Усвоение – это механизм, путь формирования человеком индивидуального опыта через приобретение социокультурного, общественно-исторического опыта как совокупности знаний, общественных способов действий (умений, навыков), а также нравственных норм и этических правил поведения. Такое усвоение осуществляется на протяжении всей жизни в результате наблюдения, обобщения опыта, принятия решений и собственных действий.
- Усвоение – это сложная интеллектуальная деятельность человека, которая включает все познавательные процессы, обеспечивающие прием, смысловую обработку, сохранение и воспроизведение принятого материала.
- Усвоение – это результат учения, учебной деятельности, по отношению к учебной деятельности усвоение выступает в качестве ее содержания, а также центральной части процесса обучения.
В самом общем виде, усвоение определяется как процесс приема, смысловой обработки, сохранения полученных знаний и применение их в новых ситуациях решения теоретических и практических задач.