План лекции. - пользоваться указанной литературой

Задания для СРС

Студент должен уметь

- пользоваться указанной литературой;

- уметь аргументировать свою позицию, активно используя такие понятия, как «метафизика», «эйдос», «форма» и др.

- вникать в суть аргументов сторонников иной позиции

В конце семинарского занятия студентам необходимо сформулировать выводы по теме, решить вопрос о преемственности двух систем: Платона и Аристотеля, четко знать, в чем суть критики Аристотеля мира идей Платона.

& Литература

Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Античность и средневековье. – СПб.: Пневма, 2001. – С. 133-241.

Богомолов А.С. Античная философия. – М.: Просвещение, 1985. – С.108-125.

Введение в философию. Ч. 1. Под ред. Фролова И.Т. – М., 1989. – С. 108 – 112.

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М., 1979. – С. 102-150.

Чанышев А.Н. Курс лекций Древней и средневековой философии. – М., 1991.

Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности. – М.: Фаир-Пресс, 2001. – С.75-125.

??? Вопросы контроля теоретических знаний

Репродуктивный уровень:

1. Приведите примечательные факты биографии Платона.

2. Какое воздействие оказала на судьбу и мировоззрение Платона казнь Сократа?

Репродуктивно-практический уровень:

1. Сформулируйте основные положения платоновской метафизики.

2. Расскажите об особенностях аристотелевского типа философствования.

3. Как ответил Аристотель на упреки в отклонении от теории учителя Платона? Проведите сопоставительный анализ платоновской и аристотелевской онтологии.

4. Проведите сравнительный анализ социально-философских теорий Платона и Аристотеля.

Творческий уровень:

1. Подготовьте доклад «Метафизика Платона и Аристотеля».

2. Какие основания позволяют считать Платона основателем метафизики? Какие функции отводит Платон миру идей, миру вещей и Демиургу?В чем смысл «символа пещеры» и «мифа о крылатой колеснице»?

3. Какую роль в своей метафизике Аристотель отводит космическому и надкосмическому Уму (Нусу)? Как соотносятся Нус и человеческий ум? Является ли любовь между Умом и миром взаимной?

Уровень репродуктивной деятельности:

1. Мир идей и мир вещей Платона. «Символ пещеры».

2. Метафизика Аристотеля. Почему Аристотеля называют философом действительности? Посмотрите фильм «Матрица» и найдите метафизический смысл замысел сценария.

Уровень репродуктивно-прaктической деятельности:

1. Пронализируйте соотношение души и тела в философии Платона. Как Платон понимает. бессмертие души.

2. Сопоставьте платоновское познание как «припоминание», «воспоминание» душой того, что она созерцала в идеальном мире до материального воплощения и понимание познания Аристотелем.

Уровень критически-творческой деятельности:

1. Взяв в качестве ориентира вопросы: а) Добродетели души и устройство идеального государства по принципу справедливости. б) Платон о философии и роли философа в государстве. в) Аристотель о государстве, напишите реферат «Платон и Аристотель о государстве».

: Тесты

Закрытые задания с выбором одного правильного ответа:

1. Надпись, начертанная при входе в Платоновскую Академию:

А) «Гость! Тебе здесь будет хорошо!»

B) «Не геометр да не войдет!»

C) «Повторение – мать учения и прибежище ослов!»

2. Древнегреческий философ, положивший в основу теории познания утверждение, что «знание – это припоминание того, что душа когда-то узнала, а потом забыла»:

A) Демокрит

B) Сократ

C) Платон

D) Аристотель

3. Метемпсихоз - это:

А) искусство диалога

В) признание возможности переселения душ

С) признание материальной сущности души

D) идея вечного возвращения

Е) психическое заболевание

4. Мир, согласно Платону, постигаемый органами чувств:

A) Интеллигибельный

В) Сенсибильный

С) Подсознательный

D) Бессознательный

Е) Метафизический

5. Основа всех состояний бытия по Аристотелю:

А) Материя

В) Первоматерия

С) Атомы

D) Форма

Е) Идеи

6. Платоновское понимание «кажущегося бытия»?

A) Атомы

B) Космос

C) Чувственно воспринимаемые вещи.

D) Мировую душу

E) Идеи

7. Античный философ, предпринявший попытку систематизировать умозаключения:

A) Пифагор

B) Демокрит

C) Платон

D) Сократ

E) Аристотель

8. Представителем объективного идеализма из нижеперечисленных философов является:

A) Пифагор D) Сократ

B) Демокрит E) Фалес

C) Платон

9. Античный философ, считавший, что государством должны править философы:

А) Пифагор D) Сократ

В) Фалес Е) Аристотель

С) Платон

10.Выделите правильное философское высказывание:

A) Идеализм – это стремление обосновать значение идеалов в жизни.

В) Идеализм – это признание идей, сознания за первичное, определяющее

материальное.

С) Идеализм – это туманные, далекие от жизни рассуждения, попытка забыть о прозе жизни.

D) Идеализм – это реалистические представления о жизни.

Открытое задание со свободно конструированным ответом:

Дополните:

1. Слова Аристотеля: «Хотя Платон и истина мне д о роги, священный долг велит мне отдать предпочтение...»

2. Ставшую крылатой фразу: «Платон мне друг, но…!»

3. Слова Аристотеля: «Все науки более необходимы, нежели …, но лучше ее нет ни одной»:

Задания на установление соответствия:

1. Установите соответствие между именами и школами:

Школы: Философы:

1. Материализм A) Сократ

2. Идеализм B) Платон

C) Левкипп

D) Демокрит

Е) Пифагор

Ответы: 1-___________; 2-_____________.

2. Установите соответствие между именами и произведениями:

1. Платон А) «Метафизика»

2. Аристотель В) «Пир»

С) «Федр»

D) «Апология Сократа»

Е) «Политика»

Ответы: 1-___________; 2-_____________.

4 Тема: Патристика – единство ветхозаветной мудрости и греческой философии

Цель: показать процесс становления христианской философии, сложное единство языческой философии и ветхозаветной мудрости.

1. О преемственности средневековой и античной философии. Апологетика.

2. Патристика. Учение Аврелия Августина.

3. Боэций – последний римлянин и первый схоласт.

Основные понятия по теме: апологетика, патристика, сакральность, креационизм, теоцентризм, эсхатология, схоластика.

На раннем этапе развития христианской философии в Западной Европе большую роль в формировании ее основ сыграли представители эллинистического этапа развития греческой философии, обеспечившие тесную преемственность средневековой и античной философии. К их числу относятся Ориген, Плотин, Боэций, Иоанн Дамаскин. На первом этапе средневековой философии, названном этапом патристики, происходит разработка и оформление основного содержания христианской теологии на основе религиозного учения Иисуса Христа и философской системы Платона.

Подобно тому, как античную философию образовали две ветви: греческая и римская, так и патристика, наследовавшая и отрицавшая их одновременно, была представлена «отцами церкви» греческого и римского происхождения и миропонимания. Те и другие развивали свои взгляды первоначально в форме христианской апологетики, которая определяется как раздел богословия, в котором сформулированы основные доказательства истинности основных религиозных представлений. Термин «апологетика» происходит от греческого слова «апология», что значит «заступничество», «оправдание».

Апологетика особенно актуальна была в период до 325 г., когда неоднократно имели место массовые гонения на христиан. В это время христианство выступает как «соблазн для иудеев, безумие для эллинов и недозволенная религия для правительства». Иными словами, христианство трудными путями прокладывало себе путь, и только в 313 году император Константин по политическим соображениям разрешил проповедовать христианство на территории Римской империи, и объявил ее государственной религией.

В период патристики богословам необходимо было обосновать основные догматы христианской церкви, что было и сделано в дальнейшем. Термин «патристика» происходит от латинского «pater» - отец. Патристикой называется религиозно-философское учение крупнейших философов и богословов периода раннего христианства и прежде всего так называемых Отцов церкви, чьи учения сыграли доминирующую роль в формировании христианской ортодоксальной теологии. Догматы христианского вероучения утверждались и отшлифовывались в ожесточенной полемике как в философско-религиозных сочинениях, так и в дебатах на многочисленных соборах, в том числе Вселенских.

Библейская ветхозаветная мудрость была воспринята «отцами церкви» как нечто такое, что не только превзошло античную философию, но и в корне изменило всю систему ее понятий, представлений и особенно ценностей, оказавшихся якобы несовершенными и преходящими. Философские учения античности о сущем и познании, о человеке, его душе и смысле жизни, о природе и всем мироздании, взгляды на общество и государство, на войну и мир, прошлое, настоящее и будущее и т.п. были не просто переосмыслены христианством. Все это стало трактоваться в духе нового вероучения таким образом, что общепринятые философские понятия оказались либо полностью отвергнутыми, либо они меняли свое светское содержание на сакральное (лат. sacri – священный, относящийся к религиозному культу и ритуалу).

Этот процесс в средневековую эпоху зашел так далеко, что учение Христа буквально перевернуло весь духовный мир и сам образ жизни миллионов людей, совершило подлинную социальную революцию. Патристика исходила из того, что божественная мудрость, выраженная в Библии, несомненно, превосходит мудрость, представленную греко-римской, как и всякой другой философией.

Таким образом, единство ветхозаветной мудрости и греческой философии было сложным и противоречивым. Видный представитель современной философии Мартин Хайдеггер в статье «Преодоление метафизики» писал: «...Христианская философия остается вещью еще более нелепой, чем идея квадратного круга. Квадрат в круге еще сходятся в том, что они пространственные фигуры, тогда как христианская вера и философия разделены пропастью. Даже если бы кто-то захотел сказать, что оба учат об истине, все равно то, что здесь называется истиной, совершенно различно. Что средневековые богословы по-своему, т.е. перетолковывая, изучают Платона и Аристотеля, это то же самое, как когда Карл Маркс использует для своего политического мировоззрения метафизику Гегеля».

Важнейшими проблемами философско-теологического характера, обсуждавшимися в патристике, были:

· Троичность Бога и соотношение между божественными ипостасями («споры о Троице»); · природа Христа – божественная, человеческая или богочеловеческая (христологическая проблема);
· соотношение свободы и благодати; · отношение веры и разума.

Патристику принято делить на восточную и западную. Учения западных Отцов церкви (и особенно Аврелия Августина) сыграли ведущую роль в развитии католической теологии и философии, а учения восточных – православной.

Заслуга святого Августина состоит в том, что он обосновал основной догмат христианского вероучения – креационизм – догмат о сотворении Богом мира из ничего. Волей Творца небытие было переведено в бытие. Также Августин представил оригинальную трактовку проблемы добра и зла: зла в онтологическом плане не существует, зло есть неполнота добра, а зло присутствует только в моральной сфере как грех, т.е. несоблюдение библейских заповедей. Истина есть Бог, путь к истине лежит через сердце верующего.

Философия истории Августина также своебразна: прогресс истории связан с дальнейшей христианизацией всего мира; в мире идет постоянная борьба между градом божьим и градом земным. В своей обнаженности эта борьба предстанет и разрешится за пределами человеческой истории. Августин – сторонник христианской эсхатологии, учения о конце истории. Именно там, за пределами истории и земного мира вообще, в ином измерении люди обретут состояние «невозможности грешить».

Взгляды Августина изложены в трудах «Исповедь» и «О Граде Божьем». Он был «самым крупным философом эпохи патристики и самым влиятельным теологом церкви вообще...». Его влияние выходило за рамки философии, догматики, теологии, мистики, распространяясь на социальную жизнь, церковную политику, право, одним словом, это был великий зодчий западной средневековой культуры.

В отличие от Августина последний светский римский философ Боэций (480-524) (Аниций Манлий Северин) известен тем, что менее всего попал под влияние победившего христианства, занимался логикой, остался верен традициям античной философии. Он развивал свои эклектические философские взгляды, сочетая их с переводами на латинский язык Аристотеля, Евклида. Благодаря его переводам, мы имеем в научном языке т.н. латинизмы - «дефиниция», «атрибут», «акциденция», «формальный», «натуральный», «интеллектуальный» и др. Боэций расширил и обогатил концептуальный аппарат философии.

Логика и концептуальный аппарат Боэция оказали существенное влияние на дальнейшее развитие средневековой философии, зрелый и высший этап которой, получил название схоластики, что означает «школьная философия». Боэций, находясь в тюрьме, перед казнью написал проникнутую идеей свободы работу «Утешение философией». Философия утешает и исцеляет, просвещая. Ее лекарствами являются знания и идеи, а методом лечения – логические рассуждения. В конце книги Философия (здесь появляется образ строгой и властной дамы - символ культуры, труда и дисциплины) советует людям отвернуться от пороков, заботиться о добродетели, устремить свой дух к праведным надеждам. Таково завещание античной философии последующим поколениям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: