Примеры конкретных исследований

Перечисление этих целей практически совпадает с обозначением в качестве предмета внимания исследователя основных структурных компонентов коммуникативной ситуации: с помощью анализа того, «что говорится», выяснить, «кто говорит» и «кому говорит».

Но возможен и другой разрез целей, с точки зрения того, какой характер носит исследование – фундаментальный или прикладной, стратегический или тактический. При многочисленности этих определений мы выбираем в этом противопоставлении только один смысл: по одну сторону остаются задачи анализа содержания деятельности какого-либо источника, которые можно обозначить как «изучать, чтобы знать, констатировать», а по другую «изучать, чтобы изменять, корректировать».

Границы между этими задачами, как и между выражающими их характеристиками, условны, подвижны, но разговор о них в рамках данной работы представляется крайне важным.

Действительно, в ходе того ретроспективного обзора исторической практики контент-анализа в социологии средств массовой коммуникации, который мы предприняли, мы старались перечислить возможности, какими обладает этот метод для социологического изучения функционирования прессы. Мы показали, что это реальный инсрумент, с помощью которого мы можем обогатить наши знания о социуме, т.е. решить собственно социологические задачи.

Кроме того, информация о применении этого метода говорит нам, что с его помощью мы можем рассмотреть изучаемый объект, так сказать, изнутри, например, использовать его для сравнения источников, для типологизации какого-либо источника, для вклада в историю прессы, для вклада в теорию прессы.

Мы также показали, что этот метод полезен для реальной сегодняшней деятельности конкретного органа информации: выявление тенденций помогает рациональному формированию представления о деятельности редакционного коллектива. Осмысление процесса функционирования средств массовой коммуникации полезно специалисту в этой сфере деятельности.

Иногда такого рода исследования приобретают прикладной характер, когда, например, в роли заказчика выступают разработчики рекламных кампаний, интересующиеся характеристиками рекламных потоков для определения своей содержательной ниши, или разработчики рекламных кампаний для политических лидеров в ситуации предвыборных гонок.

Во всех этих случаях особое значение приобретает сам инструментарий, само исследование как научная процедура получения нового знания. Это и станет содержанием следующего раздела.

В. Олешко приводит пример исследования публикаций информационных жанров за март 1995 г. в газетах трех типов: общенациональной массовой «Комсомольская правда», общенациональной качественной «Независимая газета» и областной общественно-политической газеты «Уральский рабочий».

Информационный поток в СМИ можно разделить на три разных, с точки зрения потребителей, класса:

– навязываемые (пропаганда, PR, реклама)

– предпочитаемые (запрашиваемые, систематически потребляемые «среднестатистическим» представителем реальной аудитории

– требуемые (сообщения, характеризуемые специфическим, прагматически обусловленным интересом конкретных групп как реальной, так и потенциальной аудитории конкретного СМИ).

В результате подсчета было выявлено количественное соотношение выделенных типов информации:

Тип информ. Сообщений «навязываемые» «предпочитаемые» «требуемые»
«Комсомольская правда» 32 % 56 % 12 %
«Независимая газета» 8 % 34 % 58 %
«Уральский рабочий» 41 % 33 % 26 %

Как видим, представлены все три типа. Проведенный дополнительно к этому анализ аудитории показал, что предпочтения аудитории центральных СМИ и региональных существенно различаются. У 90 % аудитории местных СМИ интересы определяются сугубо утилитарными предпочтениями лишь тех или иных социальных групп. В то время как у аудитории центральных СМИ и теле- и радиоканалов наблюдаются «требования» интеллектуального развития, их запросы определяются также психологическими, сугубо коммуникативными и т.п. свойствами личности. (В. Олешко, стр. 202-203.)

Одно из самых показательных исследований коммуникатора, имевшее практическое значение – исследование Г.Лассвелла и Н.Лейтеса содержания газеты «Истинный американец» во время второй мировой войны. Задача стояла как никогда остро – исследовать намерения редакции. Исследование послужило главным аргументом обвинения этой газеты в профашистской ориентации и способствовало запрещению этой газеты. В качестве единиц анализа были взяты утверждения (суждения) гитлеровской пропаганды (предварительно был проведён контент-анализ союзнической – Германии и Японии – пропаганды, чтобы выйти на её главные тезисы в отношении США и их союзников) и по страницам газеты за определённый период подсчитывалось, утверждала или опровергала эти заявления подсудимая газета.

  Суждения Газета
утверждала опровергала
(число случаев)
1. Госаппарат США пропитан коррупцией    
2. Внешняя политика США антихристианская    
3. Президент Рузвельт – нежелательное лицо    
4. Германия справедлива и мужественна    
5. Политика Японии морально оправдана    
6. Япония – могущественная страна    
7. Германия могущественна    
8. Америка слаба    
9. США и их союзники находятся под контролем коммунистов    
10. США и их союзники находятся под контролем евреев    
11. В администрации США много шпионов    

Пример кода для контент-анализа

Код для анализа содержания прессы

Проект: «Предвыборная гонка на страницах региональной прессы»

Г. Воронеж


1.1 Жанры

1.1. хроникальная заметка до 50 строк

1.2. заметка до 80 строк

1.3. интервью

1.4. репортаж

1.5. зарисовка

1.6. корреспонденция

1.7. статья

1.8. очерк

1.9. отчет о работе

1.10. открытое письмо

1.11. обращение к избирателям

1.12. другое

2.1 Объем материала

2.1. до 50 строк

2.2. до 80 строк

2.3. до 150 строк

2.4. до 300 строк

2.5. полоса

2.6. разворот

2.7. тематический номер

2.8. другое

3. Интенция

3.1. все плохо

3.2. все хорошо, но есть проблемы

3.3. все ужасно

3.4. другое

4. Обещания

4.1. все будет хорошо

4.2. все будет прекрасно

4.3. будет еще хуже

4.4. другое

5. Сфера отражения:

5.1.социальная сфера

5.2. культура

5.3. экономика[21]

5.4. образование

5.5. спорт

5.6.здравоохранение

5.7. наука

5.8. ЖКХ

5.9. криминал

5.10. другое

6. Структура выступления:

6.1. наличие программных заявлений

6.2. факты биографии кандидата

6.3. факты из личной жизни

6.4. апелляция (к чувству долга, патриотизма, совести и пр.), призыв

6.5. ответы на вопросы избирателей

6.6. сообщение о встрече с избирателями

6.7. рассказ о посещении избирателей на дому или на производстве

6.8. сведения о доходах кандидата

6.9. другое

7. Оценка конкурентов:

7.1. Присутствуют положительные отзывы

7.2. только негативный отзыв

7.3. нейтральное отношение к конкурентам

7.4. наличие экспрессивной лексики

7.5. другое

8. Агитация, призыв (выписать на карточку)

9. Партийная принадлежность:

9.1. Аграрная партия России

9.2. Гражданская сила

9.3. Демократическая партия России

9.4. КПРФ

9.5. СПС

9.6. Партия социальной справедливости

9.10. ЛДПР

9.11. Справедливая Россия

9.12. Патриоты России

9.13. Единая Россия

9.14. Яблоко

10. Субъект отражения (записать в карточку)

11. Привлечение авторитетной личности (записать в карточку)

12. Есть отметка: «Оплачено из…» или «На правах рекламы.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: