Предмет и задачи педагогики
Введение в педагогику
Профилактика и преодоление девиантного поведения.
1) Первичная профилактика включает в себя:
a. Совершенствование сферы социальных отношений.
b. Устранение социальных факторов, способствующих девиантному поведению.
c. Воспитание социально-ориентированной личности.
2) Определение факторов риска и выделение групп профилактического учета, раннее и активное выявление лиц с нервно-психическими нарушениями и педагогической запущенностью.
3) Третичная профилактика включает в себя медицинскую коррекцию психических расстройств и психологическую коррекцию трудновоспитуемости.
1) Предмет и задачи педагогики
2) История развития педагогики
3) Система педагогических наук и связь педагогики с другими науками.
Термин педагогики употребляется в следующих значениях:
1) Бытовое значение
2) Практическое значение – связано с передачей опыта от старшего поколения к младшему.
3) Педагогика понимается как наука и отрасль гуманитарного знания
|
|
4) Педагогика представляет собой учебную дисциплину
Педагогика – это наука об образовании, обучении и воспитании.
Предметом педагогики являются закономерные связи между воспитанием и развитием личности, а также социальные и методические основы воспитания как специально организованного педагогического процесса.
Обучение – деятельность педагога, целью которой является формирование у обучаемых умений, знаний и навыков, а также развитие способностей.
Воспитание – это систематический и целенаправленно построенный процесс педагогических воздействий на индивида с целью формирования и развития его личности.
Задачи педагогики:
1) Теоретические
a. Изучение, теоретическое осмысление и обобщение передового педагогического опыта.
b. Выявление состояния педагогического процесса, успешности и эффективности деятельности педагогов и обучаемых.
c. Экспериментальные исследования педагогической деятельности и построение на их основе моделей развития этой деятельности.
2) Технологические (практические)
a. Проективные задачи – связанные с разработкой методических материалов, учебных планов, программ, учебников, рекомендаций.
b. Преобразовательные задачи – направлены на внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику.
c. Корректировочный уровень – предполагает оценку влияния научных исследований на практику обучения и воспитания.
Основой европейской системы воспитания явилась греческая философия. Древнегреческая философия характеризуется возникновением двух основных направлений – материализм (бытие первично, сознание вторично, Демокрит, 5 век до н.э.) и идеалистическая философия (сознание первично, Платон)
|
|
Демокрит сравнивал внутреннюю природу человека в внешней природой мироздания. Утверждал, что внутренняя природа человека формируется в результате воспитания. Поэтому приобретение знаний и развитие способностей Демокрит рассматривал как результат интеллектуальных упражнений и специальных методов развития мышления.
Главным методом обучения, который использовал Сократ была беседа. А основним приемом в этой беседе был прием пропедевтики. Наиболее известный ученик Сократа, Платон, считал целью обучения и воспитания постижение абсолютной идеи, реализация которой в мыслях и чувствах человека порождает воспринимаемый человеком реальный мир. Платон основал одну из первых научных школ, получивших название Академия.
Развивая педагогические идеи Платона и Сократа, Аристотель выделил в процессе воспитания три основных направления – нравственное воспитание, физическое воспитание, умственное.
Аристотель основал школу, получившую название Лекей (Лицей).
В средние века обучение и воспитание оказались сосредоточенными в руках церкви.
В позднем средневековье стали возникать, на ряду с монастырскими, городские школы.
В 13 веке на основе наиболее крупных монастырских и городских школ в Европе возникли первые университеты. Самым первым явился Парижский университет в 1200 году (вырос из богословской школы Сорбоны). В 1206 году возник Оксфордский. В 1224 году – неополитанский. В 1231 кембриджский.
В россии перваое высшее учебное заведение – савяно-греко-латинская акадения быа открыта 1 в Киеве, а поздже филиал в могилеве. В 1755 году при активном участии Ломоносова был открыт Мостковский уиверситет, притнем основаны 2 гимназии – дворянский и разночинская.
В 1654 была издана книга выдающегося чешского педагога Яна Амоса Каменского «Великая дидактика», в которой впервые были изложены основные принципы обучения, и систематически описана классно-урочная система обучения.
Классно-урочная система обучения. ЕЕ суть, как специфической формы организации учебной работы состоит в том, что учащиеся одного и того же возраста распределяются по классам, занятия с ними проводятся поурочно по заранее составленного расписания Причем все учащиеся одного класса работают над одни и тем же учебным материалом.
Основные критерии вузовской лекции:
1) Посещаемость лекций студентами
2) Конспектирование лекций
3) Содержательность лекции – оптимальное сочетание научности и популярности
4) Проблемные вопросы, стимулирующие мышление студентов
5) Аргументированность и доказательность основных положений лекции
6) Связь лекции с профилем подготовки специалистов.
7) План лекции, четкость и последовательность изложения материала
8) Манера чтения лекции
9) Отношение преподавателя к студентам
10) Контакт с аудиторией.