Идентификация товаров для переработки на таможенной территории

Как отмечалось, использование товаров в соответствии с процедурой переработки подразумевает осуществление с ними операций, направленных на образование, как правило, новых для целей таможенного регулирования товаров-продуктов переработки. При этом в зависимости от степени переработки, которой подвергаются товары, они могут полностью утрачивать свои индивидуальные характеристики и быть трудно узнаваемыми в продуктах их переработки. В связи с этим обстоятельством в качестве следующего общего условия помещения товаров под процедуры переработки ТК ТС устанавливает возможность идентификации таможенными органами иностранных товаров в продуктах их переработки. Понятие " идентификация товаров для переработки в товарной продукции" определяется как " способы установления факта, что операциям по переработке подвергались именно товары для переработки в целях получения товарной продукции". Для данной цели в ТК ТС разрешено использовать следующие способы идентификации товаров в продуктах их переработки:

1) проставление декларантом, лицом, осуществляющим переработку, или должностными лицами таможенных органов печатей, штампов, цифровой и другой маркировки на исходные иностранные товары;

2) подробное описание, фотографирование, изображение в масштабе иностранных товаров;

3) сопоставление предварительно отобранных проб, образцов иностранных товаров и продуктов их переработки;

4) использование имеющейся маркировки товаров, в т.ч. в виде серийных номеров;

5) иные способы, которые могут быть применены исходя из характера товаров и совершаемых операций по переработке товаров, в том числе путем исследования представленных подробных сведений об использовании иностранных товаров в технологическом процессе совершения операции по переработке товаров, а также о технологии производства продуктов переработки или путем осуществления таможенного контроля во время совершения операций по переработке товаров.

Как видно, перечень способов идентификации, закрепленный ТК ТС, включает не только способы, действительно позволяющие определить иностранные товары в продуктах их переработки (1-4), но и способы, применяемые с целью удостоверения того, что в приведенных случаях идентификация необязательна (5).

Такой подход, при котором идентификация не требуется, соответствует положению рекомендуемого правила 7 гл. 1 Специального приложения F Киотской конвенции, в соответствии с которым возможность идентификации импортируемых товаров в компенсирующих продуктах не должна рассматриваться как необходимое условие переработки на таможенной территории, если идентификация товаров может проводиться посредством представления данных о затраченных продуктах и процессе изготовления компенсирующих продуктов или посредством таможенного контроля во время проведения операций по переработке.

Таможенный орган устанавливает приемлемость способа идентификации ввезенных товаров в продуктах переработки с учетом характера товаров и предполагаемых к совершению операций по переработке.

По запросу заявителя и с согласия таможенного органа идентификация для таможенных целей может быть обеспечена путем исследования представленных подробных сведений о сырье, материалах и комплектующих, которые используются в производстве, а также о технологии производства продуктов переработки или путем осуществления таможенного контроля во время совершения операций по переработке товаров.

Способы, изложенные в последнем абзаце, находят редкое применение, в то же время потребность в их использовании возрастает с расширением кооперационных связей в производстве, особенно высокотехнологической продукции. В качестве примера можно использовать монтаж электрических проводников, так называемых жгутов, которые представляют собой различные кабели, стоимость которых может быть значительной, как и их протяженность в конечном изделии, например в самолете, морском судне. При использовании электрических проводников достаточно сложно проставить на них печати, штампы либо другую маркировку, а серийные номера на такой продукции отсутствуют.

В таких случаях таможенные органы исходят из того, что реализация такого способа идентификации, как представление в таможенный орган подробных сведений о сырье, материалах и комплектующих, используемых в производстве, возможна путем представления в таможенный орган:

1) документов, используемых для учета товаров, помещенных под таможенный режим переработки, на склад лица, непосредственно совершающего операции по переработке, содержащих сведения о поступлении на склад таких товаров с указанием номеров грузовых таможенных деклараций;

2) документов, подтверждающих передачу товаров в производственный цех организации-переработчика;

3) документов, содержащих сведения о принятии на бухгалтерский учет лицом, непосредственно совершающим операции по переработке, товаров, помещенных под процедуру переработки для изготовления продуктов переработки, указанных в документе об условиях переработки, и изготовленных продуктах переработки.

Кроме того, дополнительно следует учитывать, что в соответствии с положениями статьи 200 ТК ТС при помещении товаров под таможенную процедуру переработки на таможенной территории таможенными органами может быть потребовано предоставление обеспечения уплаты таможенных платежей.

В связи с тем, что возможность установления товаров для переработки в продуктах их переработки является одним из условий помещения товаров под процедуры переработки, таможенные органы наделены дискреционными полномочиями по оценке приемлемости предложенных способов идентификации с учетом характерных признаков товаров и совершаемых операций по переработке товаров (согласно стандартному правилу 7 гл. 2 Специального приложения F Киотской конвенции-с учетом " характера товаров, характера осуществляемых операций, а также важности затрагиваемых интересов"). В случае несогласия таможенный орган вправе самостоятельно определить способ идентификации товаров с учетом характерных признаков товаров и совершаемых операций по переработке.

Важным исключением из рассматриваемого условия помещения товаров под таможенные процедуры переработки является замена продуктов переработки эквивалентными товарами, допускаемая при наличии согласия таможенного органа в процедурах переработки на и вне таможенной территории.

Согласно ст. 248 ТК ТС для целей процедуры переработки на таможенной территории эквивалентными товарами являются товары Таможенного союза, которые совпадают с иностранными по своим описанию, качеству и техническим характеристикам. При осуществлении замены эквивалентные товары теряют статус товаров Таможенного союза и приобретают статус иностранных товаров, в то время как с иностранными товарами, замененными эквивалентными, происходит обратное. Продукты переработки, образовавшиеся в результате переработки эквивалентных товаров, рассматриваются в качестве продуктов переработки иностранных товаров.

Для интенсификации внешнеэкономической деятельности лиц Таможенного союза, экспортирующих свою продукцию за рубеж, в ч. 2 п. 2 ст. 248 ТК ТС предусматривается возможность замены ввозимых для гарантийного ремонта неисправных частей, узлов, агрегатов, входивших в состав товаров, которые ранее были вывезены под процедурой экспорта, на товары Таможенного союза, соответствующие требованиям, предъявляемым к эквивалентным товарам, вне зависимости от состояния их исправности и (или) изношенности.

В п. 5 указанной статьи содержится норма, установленная рекомендуемым правилом 26 гл. 1 Специального приложения F Киотской конвенции и также учитывающая экономические потребности лиц Таможенного союза,-если таможенным органом дано разрешение на замену, экспорт продуктов переработки, полученных из эквивалентных товаров, допускается до импорта иностранных товаров (" опережающая поставка").

В отношении порядка осуществления замены ТК ТС отсылает к законодательству государств-членов Таможенного союза. В Российской Федерации при переработке на таможенной территории применяются положения ст. 251 ФЗ " О таможенном регулировании в РФ" и Приказом ФТС России от 14.03.2011 г. № 532 " Об утверждении порядка осуществления таможенными органами действий, связанных с выдачей разрешения на переработку товаров на таможенной территории, а также порядок отзыва и порядок аннулирования разрешения на переработку товаров на таможенной территории".

В отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза и помещаемых под таможенную процедуру переработки на таможенной территории применяются все запреты и ограничения, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Процесс переработки товаров занимает важное место в содержании процедуры переработки, поэтому ТК ТС определяет перечень операций, которые возможны к выполнению. Операции, не включенные в перечень, исключают переработку, можно привести пример, когда переработка предполагалась в виде выполнения перевода документации с иностранного языка на русский, что явно не подпадает под приведенный в статье 241 ТК ТС перечень операций, который носит исчерпывающий характер.

Перечень операций и их характеристику можно представить в следующем виде:

Кроме того, ТК ТС выделяет ряд действий, которые могут носить хозяйственный характер, но не относятся к операциям по переработке:

1) операции по обеспечению сохранности товаров при подготовке их к продаже и транспортировке;

2) получение приплода, выращивание и откорм животных, птиц, рыб, а также выращивание ракообразных и моллюсков;

3) выращивание деревьев и растений;

4) копирование и размножение информации, аудио- и видеозаписей на любые виды носителей информации;

5) использование иностранных товаров как вспомогательных средств в технологическом процессе (оборудование, станки, приспособления и др.).

Помещение товаров под переработку требует соблюдения условий, перечисленных в статье 240 ТК ТС, к которым относятся предоставление документа об условиях переработки товаров, выданного уполномоченным органом государства-члена Таможенного союза и содержащего сведения, определенные статьей 244 ТК ТС. Следует отметить, что предоставление упомянутого документа не является обязательным во всех случаях. Если переработкой выступает ремонт, то в качестве рассматриваемого документа может являться таможенная декларация. Использование таможенной декларации является правом декларанта, но он может получить и документ об условиях переработки.

Срок процедуры переработки товаров на таможенной территории включает в себя срок, в течение которого иностранный товар используется на таможенной территории Таможенного союза. С 1 июля 2010 года максимальный срок переработки товаров на таможенной территории составляет 3 (три) года (п.1 ст.243 ТК ТС), но это не значит, что указанный срок будет устанавливаться во всех случаях. Срок переработки будет носить индивидуальный характер и будет зависеть от конкретных обстоятельств в пределах 3 лет. В случае если лицо, получившее разрешение на переработку, без нарушения требований и условий, установленных ТК ТС, не может завершить действие таможенной процедуры в установленный срок по причинам, не зависящим от него, первоначально определенный срок переработки товаров может быть продлен по его мотивированному заявлению в пределах максимального срока переработки товаров на таможенной территории.

Характерной особенностью является то, что сроки проведения операций по переработке товаров в каждом конкретном случае устанавливаются заявителем таможенной процедуры по согласованию с таможенным органом исходя из продолжительности процесса переработки товаров и времени, необходимого для распоряжения продуктами переработки.

Кроме того, Комиссия Таможенного союза может принять решение о более продолжительном сроке переработки для отдельных категорий товаров, как это, например, было установлено в свое время Правительством Российской Федерации в отношении продукции военного назначения.

Порядок установления и продления срока переработки определяется национальным законодательством, т.е. следует обращаться к нормативным правовым актам Федеральной таможенной службы.

Течение срока переработки товаров начинается со дня их помещения под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, а при ввозе товаров отдельными партиями-со дня помещения первой партии товаров.

В процессе нахождения товаров в таможенной процедуре переработки на таможенной территории с ввезенными товарами должны быть проведены операции по их переработке. Согласно ст. 241 ТК ТС, такие операции включают в себя:

- переработку или обработку товаров, при которой иностранные товары теряют свои индивидуальные характеристики;

- изготовление товаров, включая монтаж, сборку, разборку и подгонку;

- ремонт товаров, включая восстановление, замену составных частей;

- переработку товаров, которые содействуют производству товарной продукции или облегчают его, даже если эти товары полностью или частично потребляются в процессе переработки.

Необходимо иметь в виду, что срок переработки включает в себя две составляющие:

Срок переработки = Продолжительность производственного процесса + Время, необходимое для вывоза продуктов переработки и совершения таможенных операций, связанных с распоряжением отходами и остатками товаров.

Продолжительность производственного процесса зависит от времени, необходимого для выполнения технологических операций при переработке. Время, необходимое для вывоза продуктов переработки и совершения таможенных операций, связанных с распоряжением отходами и остатками товаров, включает в себя время, требуемое для организации транспортировки и декларирования отходов и остатков и выполнения иных таможенных операций.

В связи с установлением срока переработки возникает вопрос о начале исчисления этого срока. Статья 243 ТК Союза устанавливает, что течение срока начинается со дня помещения товаров под процедуру переработки, если декларирование проводится в отношении отдельных партий товаров, то срок исчисляется со дня помещения под процедуру переработки первой партии товара.

Как уже отмечалось выше, порядок совершения отдельных таможенных операций при использовании таможенной процедуры переработки на таможенной территории установлен Приказом ФТС РФ от 14.03.2011 № 532 " Об утверждении Порядка осуществления таможенными органами действий, связанных с выдачей разрешения на переработку товаров на таможенной территории, а также порядка отзыва и порядка аннулирования разрешения на переработку товаров на таможенной территории".

В соответствии с вышеуказанным приказом для получения разрешения таможни на передачу разрешения на переработку на таможенной территории другому российскому лицу заявитель процедуры обращается в таможню, выдавшую разрешение на переработку, с заявлением в произвольной письменной форме, в котором указывается наименование лица, принимающего разрешение на переработку.

К заявлению о передаче разрешения на переработку другому российскому лицу прикладываются:

  • отчет о выполнении требований и условий таможенной процедуры переработки на таможенной территории, установленных в главе 34 ТК ТС, за период, когда товары использовались в соответствии с таможенной процедурой переработки на таможенной территории;
  • заявление на использование таможенной процедуры переработки на таможенной территории лица, принимающего разрешение на переработку, в котором указываются его ОГРН, КПП, ИНН, место нахождения и почтовый адрес, название банков, расчетный и валютные счета, МФО (при необходимости), а также документы, подтверждающие эти сведения, телефон, телекс, факс;
  • гарантии соблюдения таможенной процедуры переработки на таможенной территории в виде обеспечения уплаты таможенных платежей, если соблюдение таможенной процедуры обеспечивалось гарантиями.

Решение о передаче разрешения на переработку другому российскому лицу оформляется в виде письма таможни в адрес заявителя режима по установленной форме (приложение 2). На основании письма должностное лицо таможни заполняет подпункт
"Передано" пункта 1 в двух экземплярах разрешения на переработку. Записи, внесенные в указанный подпункт, должны быть заверены печатью таможни.

В случае если в качестве заявления на переработку использовалась декларация на товары (далее-ДТ) с заявленной таможенной процедурой переработки, при принятии таможенным органом решения о передаче разрешения на переработку иному лицу оформляется путем проставления соответствующих отметок в ДТ.

При переработке на таможенной территории возможна эквивалентная компенсация, которая представляет собой возможность замены с разрешения таможенного органа ввезенных товаров эквивалентными товарами, под которыми понимаются товары Таможенного союза, совпадающие с иностранными товарами по своим описанию, качеству и техническим характеристикам.

Например, организацией предполагается осуществление переработки товаров. Для этих целей предполагается ввоз в Российскую Федерацию товара № 1 иностранного происхождения. В связи с наличием в России товара № 2 (например, имеющего статус находящегося в свободном обращении), идентичного по качеству и техническим характеристикам товару № 1, можно использовать товар № 2 в процессе переработки. После осуществления эквивалентной компенсации готовая продукция (продукт переработки), полученная в результате переработки товара № 2, являющегося эквивалентным товаром, вывозится с территории Российской Федерации. В этом случае для таможенных целей товар № 2 рассматривается как иностранный, а ввезенный товар № 1 приобретает статус, в котором товар № 2 был до его помещения под таможенную процедуру переработки на таможенной территории-в данном случае товар № 1 приобретает статус находящегося в свободно обращении.

Если эквивалентная компенсация разрешается, вывоз продуктов переработки допускается до ввоза товаров для переработки на таможенную территорию Таможенного союза при условии наличия разрешения на переработку. При этом для ввоза таких товаров таможенным органом устанавливаются сроки.

Следует отметить, что сложившаяся практика по использованию эквивалентной компенсации вызывает многочисленные вопросы, особенно к описанию, качеству и техническим характеристикам заменяемых товаров. На протяжении ряда лет эквивалентная компенсация из-за своеобразного понимания этого явления со стороны таможенных органов не применяется, несмотря на решение арбитражного суда.

Статья 248 ТК ТС, предусматривающая замену ввезенных товаров эквивалентными товарами, сняла часть вопросов положением, содержащимся в абзаце втором п. 2, согласно которому в случае ввоза для гарантийного ремонта в неисправном виде частей, узлов, агрегатов, входивших в состав товаров, ранее вывезенных в процедуре экспорта, которые по своему описанию, качеству и техническим характеристикам совпадают с ввезенными товарами, рассматриваются как эквивалентные товары без учета состояния их исправности и (или) изношенности.

Таким образом, при ввозе товаров для гарантийного ремонта состояние их исправности не учитывается, но ведь ремонт может быть и послегарантийным. Тогда состояние товара нужно учитывать? В таком случае мы вновь возвращается к той неопределенности, которая существует в настоящее время.

При дополнительном анализе указанного абзаца 2 возникают дополнительные вопросы в связи с неоднозначностью его толкования. В частности, в этом абзаце речь идет о ввозе частей, узлов, агрегатов, входивших в состав товаров, ранее вывезенных в соответствии с таможенной процедурой экспорта. Если, например, вывозился двигатель, то обратный ввоз относится только к составляющим такого двигателя. А можно ли ввезти двигатель? Другой вопрос относится к процедуре вывоза: если двигатель первоначально вывозился в процедуре экспорта, затем ввозился для ремонта, после чего вывезен после завершения процедуры переработки на таможенной территории и вновь вышел из строя, возможно ли применение абзаца 2, так как вывоз был не в процедуре экспорта?

Необходимо вновь вернуться к ремонту, который может быть гарантийным и послегарантийным. Гарантия устанавливается, как правило, на два года, в то же время, например, жизненный цикл самолета МиГ-29-40 лет. Если делаются попытки упростить выполнение таможенных формальностей в течение двух лет на срок гарантии, то как быть в отношении более чем 30 лет, когда к ремонту нужно будет обращаться неоднократно?

Анализ ст. 248 ТК Союза показывает, что споры с таможенными органами будут продолжены, поскольку спорные вопросы не сняты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: