ОРГАНИЗМА ПРИ ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКИМИ
ДИАГНОСТИКА ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ
Диагностика – это процесс распознавания и оценки индивидуальных биологических и социальных особенностей человека, истолкование и обобщение полученных данных о здоровье и заболевании.
Чтобы занятия физическими упражнениями не вредили здоровью, необходимо проводить регулярный контроль состояния организма. Это задача не только преподавателей, тренеров, но и самих занимающихся. Основные виды диагностики: врачебный контроль, педагогический контроль и самоконтроль.
12.1 ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ
Врачебный контроль – это комплексное медицинское обследование физического развития и функциональной подготовленности занимающихся физическими упражнениями. Он дает возможность своевременно выявлять отклонения в состоянии здоровья, а также планировать тренировочные нагрузки без ущерба для здоровья занимающихся.
Основная форма врачебного контроля – врачебное обследование. Все студенты должны проходить врачебное обследование в начале учебного года. Врачебное обследование подразделяется на: первичное, повторное и дополнительное. Первичное обследование проводится, чтобы решить вопрос о допуске к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом. Повторное врачебное обследование проводится, чтобы убедиться, насколько соответствует объем и интенсивность нагрузки состоянию здоровья, а также для того, чтобы корректировать учебно-тренировочный процесс. Дополнительные врачебные обследования проводятся для того, чтобы решить вопрос о возможности приступить к тренировкам после перенесенных заболеваний или травм, при неблагоприятных субъективных ощущениях, а также перед соревнованиями по направлению преподавателя физического воспитания или тренера.
|
|
Основное предназначение медицинского осмотра в том, чтобы определить состояние здоровья студентов и распределить их по группам:основной, подготовительной, специальной. В объем медицинского обследования входит:
1. Анамнез (опрос).
2. Наружный осмотр.
3. Антропометрические измерения.
4. Обследование нервной, дыхательной, сердечно-сосудистой системы.
5. Проведение функциональных проб с дозированной физической нагрузкой.
Одной из главных задач врачебного контроля является определение физического развития. Критериями физического развития помимо антропометрических показателей являются также особенности телосложения. Под телосложением понимают размеры, формы, пропорции и особенности взаимного расположения частей тела.
Физическое развитие во многом определяет конституция человека. Выделяют три типа сложения тела: астенический, нормостенический и гиперстенический.
|
|
Астенический тип характеризуется длинными и тонкими конечностями, узкими плечами, длинной и тонкой шеей, длинной, узкой и плоской грудной клеткой, слабо развитыми мышцами.
Люди нормостенического типа имеют пропорционально развитые основные формы тела: правильное соотношение продольных и поперечных размеров, коническую или цилиндрическую форму грудной клетки, умеренное развитие костной системы, мышечной и жировой ткани.
Признаками гиперстенического типа являются: короткие конечности, массивная костная система, короткая и толстая шея, широкая, короткая грудная клетка, хорошо развитая мускулатура.
Для характеристики пропорциональности физического развития применяют метод антропометрических индексов. Индекс – это величина соотношения двух или нескольких антропометрических признаков, например: веса с ростом, со спирометрией, с динамометрией.
Рассмотрим наиболее часто применяемые антропометрические индексы.
Весо-ростовой индекс,т.е., отношение массы тела (г) к длине тела (см). В норме частное деление должно равняться 350-400 г/см для мужчин и 325-375 г/см для женщин. Этот показатель говорит о наличии или отсутствии «лишнего» веса.
Росто-весовой показатель вычисляется по формуле:
Рост (см) – 100 = масса (кг).
Результат показывает нормальную для человека данного роста массу тела. Это наиболее простой и общедоступный показатель. Однако вычитание цифры 100 применимо лишь для оценки росто-весового показателя взрослых людей низкого роста (155-165 см). При росте 165-175 см надо вычитать не 100, а 105 единиц, при росте 175-185 см – 110 единиц. Например, при росте 173 см масса должна быть равна 68 кг (173-105=68).
Жизненный показательопределяется делением ЖЕЛ на массу тела. Частное от деления ниже 65-70 см3/кг у мужчин и 55-60 см3/кг у женщин свидетельствует о недостаточной жизненной емкости легких или об избыточном весе.
Силовой индекс – это отношение силы кисти более сильной руки (кг) к массе тела. В среднем силовой индекс у мужчин равен 0,70–0,75, у женщин – 0,50–0,60.
Индекс (Эрисмана) пропорциональности развития грудной клетки– это разница между окружностью грудной клетки (в паузе) и половиной длины тела. Если разница равна 5–6 см для мужчин и 3-4 см для женщин или превышает названные цифры, это указывает на хорошее развитие грудной клетки.
Функциональное состояние и тренированность студентов можно определить с помощью функциональных проб. Для оценки состояния дыхательной и сердечно-сосудистой систем и способности внутренней среды организма насыщаться кислородом применяют пробу Штанге и пробу Генчи.
Проба Штанге (задержка дыхания на вдохе). После 5-7 минут отдыха сидя сделайте полный вдох и выдох, затем снова вдох (примерно на 80–90 % от максимального) и задержите дыхание. Время отмечается от момента задержки до ее прекращения. Продолжительность задержки дыхания зависит не только от состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем, но и от волевых усилий человека, поэтому различают время чистой задержки и волевой компонент. Начало последнего фиксируется по первому сокращению диафрагмы (колебанию брюшной стенки). У здоровых людей и подростков в возрасте 6–18 лет длительность задержки дыхания на вдохе колеблется в пределах 16–55 секунд. Здоровые взрослые, нетренированные лица задерживают дыхание на вдохе в течение 40–50 секунд, а тренированные спортсмены – от 1 до 2-2,5 минут. С нарастанием тренированности время задержки дыхания возрастает, а при утомлении – снижается.
Проба Генчи (задержка дыхания на выдохе). После полного выдоха и вдоха снова выдыхают и задерживают дыхание. Здоровые нетренированные люди могут задержать дыхание на 20–30 секунд, тренированные – на 90 секунд и более. При заболеваниях органов кровообращения, дыхания, после инфекционных и других заболеваний, после перенапряжения и переутомления, в результате которых ухудшается общее функциональное состояние организма, продолжительность задержки дыхания на вдохе и на выдохе уменьшается.
|
|
Клиноортостатическая проба (проба "лежа, стоя"). Она проводится так: после 3-5-минутного отдыха в положении лежа сосчитать пульс в течение целой минуты, затем медленно встать и через минуту снова сосчитать пульс. У здорового, хорошо тренированного человека разница между пульсом лежа и стоя бывает примерно 6-8 ударов, у менее тренированных – 10-14 ударов. Учащение пульса больше, чем на 20 ударов в минуту, может указывать на сниженную работоспособность сердца или на неудовлетворительное состояние регуляции сердечно-сосудистой системы со стороны ЦНС. Такое учащение может быть одним из признаков переутомления, перетренированности, а также состояния "предболезни".
Одномоментная функциональная проба с приседанием. Занимающийся отдыхает стоя с основной стойке 3 мин. На 4-й минуте подсчитывается ЧСС за 15 с, с пересчетом на 1 мин (исходная частота). Далее выполняется 20 глубоких приседаний в течение 40 с, с подниманием рук вперед, разводом коленей в стороны, с сохранением туловища в вертикальном положении. Сразу после приседаний вновь подсчитывается частота пульса в течение первых 15 с с пересчетом на 1 мин. Увеличение ЧСС после приседаний определяется сравнительно с исходной в процентах.
Оценка для мужчин и женщин: отлично – 20 и менее, хорошо – 21-40, удовлетворительно – 41-65, плохо – 66-75, очень плохо – 76 и более.
В практике врачебного контроля применяется, как правило, комбинированная проба: 20 приседаний в течение 30 с, 15 - секундный бег на месте в быстром темпе (180 шагов в мин). Эта проба позволяет судить о приспособительных реакциях сердечно-сосудистой системы организма к скоростной работе и работе на выносливость.
12.2 ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ
|
|
Педагогический контроль – планомерный процесс получения информации о физическом состоянии занимающихся физическими упражнениями. Проводится для того, чтобы проверить насколько соответствует педагогическое воздействие эффективности учебно-тренировочных занятий.
Задачи педагогического контроля:
- оценить эффективность применяемых средств и методов тренировки;
- выполнить план тренировки;
- выявить динамику развития и подготовленности занимающихся.
Содержание педагогического контроля: контроль за посещаемостью занятий; контроль за тренировочными нагрузками; контроль за состоянием занимающихся; контроль за техникой упражнений; учет результатов тренировки.
Виды педагогического контроля.
1. Поэтапный – оценивать состояние спортивно-технической и тактической подготовки занимающихся на конкретном этапе.
2. Текущий – определять повседневные изменения в подготовке занимающихся.
3. Оперативный – экспресс-оценка того состояния, в котором находится занимающийся в данный момент.
Главное в педагогическом контроле – оценить психофизическое состояние занимающихся физическими упражнениями.
Специалисты различают три типа состояний:
1. Перманентные – сохраняющиеся в течение длительного периода времени (состояние спортивной формы организма, уровня его тренированности);
2. Текущие – с изменениями в процессе одного или нескольких занятий (состояние повышенной или пониженной работоспособности);
3. Оперативные – изменяющиеся под влиянием конкретных физических упражнений (утомление после однократного пробегания дистанции или повышение работоспособности после разминки и т.п.).
К методам педагогического контроля относятся: анкетирование занимающихся и тренеров-преподавателей; анализ рабочей документации учебно-тренировочного процесса; педагогические наблюдения во время занятий, регистрация функциональных и других показателей, характеризующих деятельность занимающегося физическими упражнениями непосредственно на занятиях; тестирование различных сторон подготовленности.
12.3 САМОКОНТРОЛЬ
Самоконтроль – регулярные наблюдения за состоянием своего здоровья, физическим развитием и физической подготовкой и их изменениями под влиянием регулярных занятий упражнениями и спортом.
Задачи самоконтроля:
1. Расширить знания о физическом развитии.
2. Приобрести навыки в оценивании психофизической подготовки.
3. Ознакомиться с простейшими доступными методиками самоконтроля. Определить уровень физического развития, тренированности и здоровья, чтобы корректировать нагрузку при занятиях физической культурой и спортом.
Самоконтроль позволяет своевременно выявить неблагоприятные воздействия физических упражнений на организм. Основные методики самоконтроля: инструментальные, визуальные.
Чтобы самоконтроль был эффективным, необходимо иметь представление об энергетических затратах организма при нервно-психических и мышечных напряжениях, возникающих при выполнении учебной деятельности в сочетании с систематической нагрузкой. Важно знать временные интервалы отдыха и восстановления умственной и физической работоспособности, а также приемы, средства и методы, с помощью которых можно эффективно восстанавливать функциональные возможности организма.
Показатели, которые используют для самоконтроля, условно делят на субъективные и объективные.
К субъективным показателям относят: самочувствие, сон, аппетит, болевые ощущения, настроение, желание тренироваться и др.
Самочувствие является субъективной оценкой состояния организма, оно является важным показателем влияния физических упражнений и спортивных тренировок. Самочувствие отмечается хорошее, удовлетворительное или плохое. При плохом самочувствии фиксируется характер необычных ощущений.
Сон. Отмечается продолжительность и глубина сна, его нарушения (трудное засыпание, беспокойный сон, бессонница, недосыпание и др.). Если выполненная нагрузка не превысила ваших функциональных возможностей, то вы быстро уснете, сон будет крепким и освежающим, а пробуждение – быстрым и приятным. На протяжении дня у вас будет хорошее самочувствие и настроение, бодрость и желание тренироваться. Если выполненная работа оказалась для вашего организма чрезмерной, сон будет прерывистый, с тяжелыми сновидениями. На протяжении дня вас могут преследовать вялость и сонливость, раздражительность и вспыльчивость. При таких симптомах необходимо внести коррективы в планы занятий: для восстановления организма увеличить интервал отдыха перед следующим занятием и уменьшить нагрузку на последующих занятиях.
Аппетит отмечается хороший, удовлетворительный, пониженный, плохой. Различные отклонения в состоянии здоровья быстро отражаются на аппетите, поэтому его ухудшение, как правило, является результатом переутомления или заболевания.
Болевые ощущения: боли в мышцах, головные боли, боли в правом или левом боку и в области сердца могут наступать при нарушениях режима дня, при общем утомлении организма, при форсировании тренировочных нагрузок и т.п. Боли в мышцах у начинающих спортсменов явление закономерное на первом этапе тренировочных занятий. Во всех случаях продолжительных болевых ощущений в мышцах и других болевых ощущений следует обратиться к врачу.
К объективным показателям относят: ЧСС в покое, вес (масса тела), рост, жизненная емкость легких (ЖЕЛ), частота дыхания, артериальное давление, динамометрия, контрольные нормативы и др.
Для ведения самоконтроля используется дневник, куда заносятся субъективные и объективные показатели с ежедневной (утром и вечером) оценкой и регистрацией уровня набора контрольных показателей. Оценка каждого показателя производится в баллах, по ежедневной сумме которых определяется соответствие реального и модельного движения к цели.