Гражданское право, В 4-х т., т.2.Под редакцией Е.А Суханова, М., Волтерс Клувер, 2006, гл. 35, 36, 37. Введение

Таким образом, ни один из рассмотренных критериев не является абсолютным, пригодным на все случаи жизни. В то же время каждый из них имеет свою область, в которой он выглядит наиболее обоснованным. Более того, нередко мы, принимая конкретные решения, комбинируем два или более из этих критериев.

Принцип справедливости

Принцип справедливости, как он понимается в биоме­дицинской этике, его можно сформулировать примерно так: каждый должен получать то, что ему причитается. «Каждый» при этом может относиться либо к отдельному человеку, либо к группе людей, выделя­емых по тому или иному основанию

В отличие от рассмотренных ранее принци­пов данный принцип предназначен для ориентировки в таких ситуациях, когда наши оценки, решения и действия затрагивают не кого-то одного, а разных людей или разные социальные группы.

В рамках принципа справедливости нас будет интересовать, прежде всего, то, что у Ари­стотеля получило название «распределительной справедливости». Основная трудность, с которой приходится иметь дело при рас­пределении ограниченного ресурса, состоит в определении того, какая его доля должна по справедливости причитаться каждому, кто в нем заинтересован. Для решения этой задачи приходится обращаться к тем или иным критериям справедливости.

Каковы же материальные критерии справедливости?

Первым и, ви­димо, наиболее простым для понимания является критерий равенства: «каждый должен получить по равной доле». Проблема, однако, в том, что часто кому-то распределяемый ресурс (пусть это будет, ска­жем, некоторое лекарство или место в специализированной больнице) может быть вовсе не нужен, тогда как другому он жизненно необходим, а доля, получаемая им при равном распределении, для него недоста­точна. Значит, такое распределение не принесет блага ни первому, ни второму.

Учитывая это, будет целесообразным обратиться к другому крите­рию - критерию потребности. Причем удовлетворение не всяких, а только разумных потреб­ностей. Говорят об удовлетворении в пер­вую очередь фундаментальных, жизненно важных потребностей. Потребность в пище и питье более фундаментальна, чем потребность в развлечениях.

Есть множество других критериев (по вкладу, по заслугам, по механизмам рыночного обмена).

Принцип справедливости, подобно каждому из рассмотренных ра­нее принципов, имеет не абсолютную, но лишь относительную силу — он действует prima facie.

В биоэтике подход, основанный на четырех принципах, был хорошо принят и приобрел всеобщую популярность. Эти принципы легко запомнить, они буквально стали мантрой в современной этике, которую постоянно проговаривают студенты-медики и врачи за рубежом. Однако каждый, кто в реальной практике был вынужден пользоваться этими прин­ципами для решения проблем практической медицины, хорошо знает об ограниченности такого подхода.

И все же книга Бьючемпа и Чайлдресса оказала огромное влияние на формирование этой области знания и воспри­нимается многими как библия по биоэтике. Бьючемп и Чайлдресс пришли к выводу, что единственный способ прийти к консенсусу в разнородном западном обществе - это найти наименьший общий нравственный знаменатель, с которым бы согласились все. Они основывают свой подход на концепции, которую окрестили «всеобщей нравственностью».

Был пред­ложен и совсем другой подход.

Австралийский профессор Макса Чарлзуэрт продолжил сузить четыре принципа «общей нравственности» Бьючемпа и Чайлдресса к одному главно­му принципу: уважение автономии со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Правовой институт договора заключает в себе более половины дей­ствующих гражданско-правовых норм, что позволяет науке, несмотря на отсутствие в законе соответствующего термина назвать его договорным правом, которое рассматривается как важнейшая часть обязательственно­го права.

Входящие в состав договорного права нормы в зависимости от уров­ня осуществляемого ими регулирования (родового или видового, соответ­ственно-общего или специального) дифференцируются на две категории: на общие и специальные.

К числу первых относятся нормы, в которых сформулированы общие требования закона относительно содержания дого­вора, порядка его заключения, формы и т.д.

Что же касается специальных норм, а они составляют основную мас­су в рассматриваемом гражданско-правовом институте, то их назначение сводится к регулированию отдельных видов обязательств и иных граждан­ских правоотношений, возникающих на основании договора.

В настоящей лекции мы рассмотрим общие нормы договорного права, к которым будем неоднократно возвращаться при изучении обязательствен­ной части гражданского права.

Поэтому целями лекции являются изучение общих положений о дого­воре, ознакомление с классификацией договоров, рассмотрение формы и содержания договора, порядка его заключения, изменения и расторжения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: