Таким образом, ни один из рассмотренных критериев не является абсолютным, пригодным на все случаи жизни. В то же время каждый из них имеет свою область, в которой он выглядит наиболее обоснованным. Более того, нередко мы, принимая конкретные решения, комбинируем два или более из этих критериев.
Принцип справедливости
Принцип справедливости, как он понимается в биомедицинской этике, его можно сформулировать примерно так: каждый должен получать то, что ему причитается. «Каждый» при этом может относиться либо к отдельному человеку, либо к группе людей, выделяемых по тому или иному основанию
В отличие от рассмотренных ранее принципов данный принцип предназначен для ориентировки в таких ситуациях, когда наши оценки, решения и действия затрагивают не кого-то одного, а разных людей или разные социальные группы.
В рамках принципа справедливости нас будет интересовать, прежде всего, то, что у Аристотеля получило название «распределительной справедливости». Основная трудность, с которой приходится иметь дело при распределении ограниченного ресурса, состоит в определении того, какая его доля должна по справедливости причитаться каждому, кто в нем заинтересован. Для решения этой задачи приходится обращаться к тем или иным критериям справедливости.
|
|
Каковы же материальные критерии справедливости?
Первым и, видимо, наиболее простым для понимания является критерий равенства: «каждый должен получить по равной доле». Проблема, однако, в том, что часто кому-то распределяемый ресурс (пусть это будет, скажем, некоторое лекарство или место в специализированной больнице) может быть вовсе не нужен, тогда как другому он жизненно необходим, а доля, получаемая им при равном распределении, для него недостаточна. Значит, такое распределение не принесет блага ни первому, ни второму.
Учитывая это, будет целесообразным обратиться к другому критерию - критерию потребности. Причем удовлетворение не всяких, а только разумных потребностей. Говорят об удовлетворении в первую очередь фундаментальных, жизненно важных потребностей. Потребность в пище и питье более фундаментальна, чем потребность в развлечениях.
Есть множество других критериев (по вкладу, по заслугам, по механизмам рыночного обмена).
Принцип справедливости, подобно каждому из рассмотренных ранее принципов, имеет не абсолютную, но лишь относительную силу — он действует prima facie.
В биоэтике подход, основанный на четырех принципах, был хорошо принят и приобрел всеобщую популярность. Эти принципы легко запомнить, они буквально стали мантрой в современной этике, которую постоянно проговаривают студенты-медики и врачи за рубежом. Однако каждый, кто в реальной практике был вынужден пользоваться этими принципами для решения проблем практической медицины, хорошо знает об ограниченности такого подхода.
|
|
И все же книга Бьючемпа и Чайлдресса оказала огромное влияние на формирование этой области знания и воспринимается многими как библия по биоэтике. Бьючемп и Чайлдресс пришли к выводу, что единственный способ прийти к консенсусу в разнородном западном обществе - это найти наименьший общий нравственный знаменатель, с которым бы согласились все. Они основывают свой подход на концепции, которую окрестили «всеобщей нравственностью».
Был предложен и совсем другой подход.
Австралийский профессор Макса Чарлзуэрт продолжил сузить четыре принципа «общей нравственности» Бьючемпа и Чайлдресса к одному главному принципу: уважение автономии со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Правовой институт договора заключает в себе более половины действующих гражданско-правовых норм, что позволяет науке, несмотря на отсутствие в законе соответствующего термина назвать его договорным правом, которое рассматривается как важнейшая часть обязательственного права.
Входящие в состав договорного права нормы в зависимости от уровня осуществляемого ими регулирования (родового или видового, соответственно-общего или специального) дифференцируются на две категории: на общие и специальные.
К числу первых относятся нормы, в которых сформулированы общие требования закона относительно содержания договора, порядка его заключения, формы и т.д.
Что же касается специальных норм, а они составляют основную массу в рассматриваемом гражданско-правовом институте, то их назначение сводится к регулированию отдельных видов обязательств и иных гражданских правоотношений, возникающих на основании договора.
В настоящей лекции мы рассмотрим общие нормы договорного права, к которым будем неоднократно возвращаться при изучении обязательственной части гражданского права.
Поэтому целями лекции являются изучение общих положений о договоре, ознакомление с классификацией договоров, рассмотрение формы и содержания договора, порядка его заключения, изменения и расторжения.