Представляется целесообразным использовать более широкое понятие «позиция государства», означающее разработанные государством установки в отношении решения международных проблем, обусловленных интересами, потребностями и целями государства с учетом интересов и целей других субъектов международного права. Воля государства — это способность к выработке и реализации соответствующей позиции.
Следует отметить, что трактовка международного права как выражения общей воли, направленной на установление в договорах или обычной практике государства обязательных правил поведения, не согласовывалась с понятием государственного суверенитета, определявшегося как независимость в осуществлении внешней и внутренней политики. Попыткой устранить указанное противоречие была разработанная еще в XIX в. немецким юристом Г. Еллинеком теория самоограничения (автолимитации), согласно которой государство может ограничивать свою свободу (суверенитет) решениями своей собственной воли. Теория самоограничения суверенитета была признана в западной доктрине в XX в. (Ф. Джессеп, К. Игл-тон, Д. Боул). Так, американский юрист Ф. Джессеп утверждал, что суверенитет «в его старом значении беспредельной свободы национальной воли, не ограниченной правом, несовместим с принципами интереса общения или взаимозависимости». Называя государственный суверенитет «зыбучим песком», он рассматривал различные ограничения суверенитета как нормальные и отнюдь не постыдные.
|
|
Крайним выражением теории ограничения суверенитета является теория отказа от государственного суверенитета как несовместимого с международными обязательствами, наиболее последовательным сторонником которой является американский юрист-международник Г. Кельзен. Будучи основателем нормативистской школы права, он считал, что любое право как совокупность приказов-норм представляет лишь юридическую ценность и более никакую. Рассматривая государство как систему норм и правопорядков, он заявлял, что существует лишь суверенитет единого мирового универсального правопорядка, включающего международный и национальный пра-вопорядки, при доминирующей роли первого как вышестоящего правопорядка. Впервые выступили с критикой теории ограниченного суверенитета белорусские юристы В.А. Круталевич и М.М. Аваков, которые указывали, что сторонники теории ограниченного суверенитета не учитывают того, что содержание суверенитета означает не только права, но и обязанности государств уважать суверенные права других государств - участников международных отношений. По справедливому замечанию В.А. Василенко, пропорциональное распределение прав и обязанностей по добровольному соглашению сторон между участниками договора служит обеспечению интересов сторон и, следовательно, укрепляет, а не ограничивает суверенитет.
|
|
Современной модификацией позитивистской теории является школа «политически ориентированной юриспруденции», особенно распространенная в американской доктрине международного права. Ее представители (Г. Моргентау, М. Макду-гал, С. Джоунс) считают, что международное право не совокупность норм, а конструктивный процесс, состоящий из властных решений, реализуемых самими акторами в соответствии с теми ценностями, которые они желают защищать и поддерживать. Причем, по мнению С. Джоуна и Дж. Розена, если участники этого процесса не приходят к согласию относительно ценностей, которые должны быть реализованы в международной системе, приоритет отдается внешней политике того государства, чьи национальные интересы ближе всего к цели достижения «человеческого достоинства».
Очевидно, что указанная теория отрицает существование общепризнанных принципов и норм международного права, подчеркивает доминирующую роль усмотрения государства в реализации норм международного права, легализует тем самым противоправную практику государств, осуществляемую под предлогом защиты жизненно важных интересов и человеческого достоинства. Примером такой практики являются военные действия НАТО против Югославии в 1999 г. и военная акция США против Ирака в 2003 г.
Обобщая позитивные аспекты вышеизложенных доктринальных подходов, касающихся юридической природы международного права, приведем его определение.
Международное право - это система принципов и норм, выражающих общечеловеческие ценности, выработанных в процессе согласования позиций государств и иных субъектов международного права, направленных на установление их сотрудничества во всех областях международных отношений и обеспечиваемых государствами и созданными ими международными органами.
2. Эволюция международного права в условиях глобализации международных отношений.
Как было показано выше, международное право и международные отношения тесно взаимосвязаны. Международное право правовыми методами воздействует на международные отношения, регламентируя и прогнозируя их развитие, и одновременно кардинально меняется под влиянием международных отношений. Об этом свидетельствует процесс формирования и развития современного международного права, начавшийся после Второй мировой войны.
Новый этап эволюции современного международного права взаимосвязан с глобализацией международных отношений.
По определению российского профессора И.И. Лукашука, глобализация — это «всемирный процесс, взаимосвязывающий национальные социально-экономические образования в единую мировую экономическую и общественную систему».
Отсюда следует, что основным компонентом глобализации являются интеграционные процессы, происходящие в политической, экономической, социальной, информационной сферах, с одной стороны. И разрешение круга глобальных проблем, включающих обеспечение мира и безопасности, проблемы народонаселения, продовольственные, экологические, энергетические, борьбу с транснациональной организованной преступностью, международным терроризмом, с другой стороны. При всей разнохарактерности указанных процессов их объединяет одно - они требуют усиления и углубления взаимозависимости государств.
Взаимозависимость имеет национальный и интернациональный аспекты. Национальный аспект обусловлен национальными интересами государств, заставляющих их участвовать в отношениях взаимозависимости, чтобы иметь рынки сбыта, доступ к энергоресурсам. К тому же следует учитывать, что современная реальность такова, что ни одно государство не только не сможет защитить свои национальные интересы, если не будет участвовать в международном сотрудничестве, но даже недостаточный уровень такого сотрудничества «наносит ущерб национальным интересам этого государства».
|
|
Интернациональный аспект выражается в осознании того, что глобальные проблемы носят транснациональный характер, связаны с выживанием человечества, поэтому требуют безотлагательного решения, возможного только в результате тесного, скоординированного сотрудничества государств.
Таким образом, процесс глобализации, нацеленный на создание единого экономического, информационного и правового пространства, требует тщательной регламентации, возможной только в рамках международного права, которое в силу своей универсальности, методов регулирования (координации сотрудничества государств, согласования позиций с целью выработки, взаимоприемлемых решений) наиболее отвечает сущности интеграции.
Вместе с тем процесс глобализации не только сопровождается усилением роли международного права как регулятора интеграционных процессов, но и способствует качественному изменению последнего.
2. Особенности международного права.
Международное право представляет собой компонент автономной системы, объединяющий институты и отрасли международного права. Комплекс норм одинаковой целевой направленности, касающихся конкретного объекта правового регулирования, образует институт международного права (например, институт признания, институт правопреемства, институт международно-правовой ответственности государств).
Отрасль международного права — это совокупность международно-правовых норм, объединенных единым предметом регулирования, и регламентирующих отношения субъектов международного права в определенной сфере сотрудничества.
|
|
В систему отраслей международного права входят:
- право международных договоров;
- право международных организаций;
- право внешних сношений, международное морское право;
- международное воздушное право;
- международное космическое право;
- международное экологическое право;
- международное уголовное право;
право прав человека;
- право международной безопасности; международное экономическое право;
- международное гуманитарное право.
Функция международного права развития наиболее ярко проявляется в деятельности таких универсальных международных организаций, как ООН, ВТО, МБРР, и состоит в предоставлении преференций, инвестиций, долгосрочных и краткосрочных кредитов развивающимся и особенно слаборазвитым странам.
В частности, в Декларации тысячелетия ООН, утвержденной резолюцией 55/2 Генеральной Ассамблеи от 8 сентября 2000 г.1 в качестве одного из приоритетов XXI в. была названа солидарность, что означает справедливое распределение издержек и бремени при решении глобальных проблем в соответствии «с фундаментальными принципами равенства и социальной справедливости». При этом те, кто страдает и находится «в наименее благоприятном положении, заслуживают помощь со стороны тех, кто находится в наиболее благоприятном положении». Поэтому в Декларации предлагается предпринять усилия, которые бы на глобальном уровне включали политику и меры, отвечающие потребностям развивающихся стран и стран с переходной экономикой, и разрабатывались и осуществлялись при их активном участии (раздел I, п. 5). Эти меры направлены на искоренение нищеты и списание всей официальной задолженности на двустороннем уровне, на беспошлинный доступ всех экспортных товаров наименее развитых стран на рынки развитых стран, на оказание более щедрой помощи в целях развития тем странам, которые пытаются использовать свои ресурсы для искоренения нищеты (раздел III, п. 15).
Следует отметить, что функционирование международного права развития вызвало появление нового направления - коммерческой функции, находящейся в настоящее время на начальной стадии и направленной на перераспределение ресурсов в пользу слаборазвитых стран.
План лекции:
Введение
1. Возникновение международного права и периодизация его истории.
2. Международное право рабовладельческого строя (до 5-го века).
3. Международное право средних веков (5-й – 16 в.в.).
4. Международное право в эпоху буржуазных революций (17-й – 19-й в.в.).
5. Развитие международного права в первой половине 20в.
6. Наука международного права и её эволюция.
Заключение.
Список литературных источников (в конце мат.).
Ключевые слова (в конце мат.).
ЦЕЛЬ ЛЕКЦИИ:
1. Возникновение международного права и периодизация его истори.
История возникновения и развития международного права является частью исторического развития общества. Однако, как справедливо отмечал профессор И.И. Лукашук, «несмотря на все свое значение, история международного права пока еще не привлекла к себе должного внимания науки. В ней множество белых пятен».
Отсюда, вопрос о времени появления международного права и его периодизации значительно разнятся.
Существует несколько точек зрения по вопросу о времени появления международного права.
1. Международное право возникло вместе с возникновением государств, когда государства для регулирования своих взаимоотношений стали создавать правовые нормы.
При этом, некоторые ученые начало зарождения международного права связывают с возникновением христианства. (Например, французский ученый Ш. де Вишер).
2. Международное право возникло в средние века, когда
государства осознали необходимость создания общих для них норм международного права и стали им подчиняться. (На олимпиаде в Лондоне ярко показана поступь развития промышленности, которая в корне изменила…)
3. Международное право появилось в новое время, когда
были образованы крупные централизованные суверенные государства и сформировались политические союзы государств, а работа «отца» науки международного права Гуго Гроция в начале XVII в. положила начало формированию науки междуна-
юдного права.