Сущность современного международного права

По способу разработки норм. В национальном праве, в конституциях, законах, иных нормативных правовых актах (в Республике Беларусь — в декретах и указах Президента Рес­публики Беларусь), являющихся основными источниками на­ционального права, закрепляются органы, компетентные при­нимать указанные нормативные акты. Международное право отличается от внутреннего права как по источникам, так и по механизму принятия 1.международных договоров и международ­ных обычаев — основных источников международного права.

2.В международном праве отсутствует единый орган, при­нимающий международно-правовые акты. Государства как субъекты международного права сами разрабатывают и прини­мают международные договоры в лице уполномоченных пред­ставителей или вырабатывают в своей практике международ­ные обычаи. В силу суверенитета и равенства государств про­цесс разработки и принятия международного договора — это длительный процесс согласования позиций государств относи­тельно содержания статей международного договора. Причем, независимо от международного престижа и экономической раз­витости государства, норма, закрепленная в международном договоре, особенно многостороннем, не идентична первоначаль­ной позиции этого государства. Она является результатом ком­промисса, к которому пришли государства - разработчики до­говора. Поэтому с учетом разнообразия законодательной и су­дебной практики государств, их политических целей разра­ботка договора может затянуться на десятилетия. Например, работа над проектом статей, касающимся международно-пра­вовой ответственности государств за международные правона­рушения, была начата КМП ООН в 1956 г. и завершилась в 2001 г. принятием к сведению ГА ООН первой редакции этого проекта.

По способу обеспечения норм. Соблюдение норм нацио­нального права обеспечивается системой государственных ор­ганов и учреждений правоприменительного и правообеспечи-тельного характера: суд, прокуратура, министерство внутрен­них дел. В международном праве такая централизованная си­стема органов отсутствует. Вследствие равенства государств как основных субъектов международного права нормы между­народного права носят преимущественно координационный ха­рактер. Они создаются государствами и обеспечиваются ими через систему индивидуальных и коллективных принудитель­ных мер. Так, если одно из государств - участников двусторон­него договора не выполняет договорные обязательства, другое государство может приостановить или прекратить действия договора с государством-нарушителем.

В случае совершения тяжких международных правонару­шений (международных преступлений) в рамках международ­ных межправительственных организаций, особенно ООН, при­меняются коллективные принудительные меры через создава­емые государствами специальные органы, например, СБ ООН, наделенный компетенцией принимать резолюции о санкциях политического или экономического характера против государ­ства-нарушителя, а в случае их недейственности — о коллек­тивных военных действиях. Кроме того, государства создают международные судебные учреждения для привлечения к уго­ловной ответственности физических лиц - непосредственных исполнителей международных преступлений (Нюрнбергский военный трибунал 1945-1946 гг., Международный уголовный суд, действующий с 2002 г.).

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

Международное право возникало вместе с государствами как необходимость регулирования зарождающихся международных отношений и прошло длительный путь развития, тесно связан­ный с историей формирования и развития мирового сообщества.

Становление международного права как системы принци­пов и норм относится к середине XVII в. - времени первых буржуазных революций, положивших начало эпохе создания и развития буржуазных государств, научно-техническому прогрес­су, ускорившему развитие торгово-экономических отношений в рамках создаваемого всемирного рынка, потребовавших, в свою очередь, должного международно-правового регулирова­ния.

Указанные процессы способствовали признанию между­народного права как самостоятельной правовой системы, не­обходимого инструмента дипломатической практики и между­народного сотрудничества, получившего название классическо­го международного права, действовавшего вплоть до Второй мировой войны.

Создание ООН после Второй мировой войны, в Уставе которой были закреплены принципы нового между­народного правопорядка, положило начало функционированию современного международного права.

Современное международное право существенно отличается от классического по субъектам, содержанию и территориаль­ной сфере действия.

Субъектом классического международно­го права признавались только цивилизованные европейские народы и государства, что нашло отражение в доктрине между­народного права того периода.

Так, русский ученый XIX в. Ф.Ф. Мартене утверждал, что «пространство действия между­народного права ограничивается только теми народами, кото­рые признают основные начала Европейской культуры и дос­тойны названия образованных народов».

Схожей точки зре­ния придерживался немецкий ученый Ф. Лист, который опре­делил международное право как «право Европейских христи­анских государств». Поэтому весь афро-азиатский регион, на­роды которого находились в колониальной и полуколониаль­ной зависимости от цивилизованных европейских государств и США, был вне сферы регулирования международного права.

В начале XX в. колонии и протектораты были легализова­ны мандатной системой Лиги Наций, первой политической межправительственной организацией, созданной в 1919 г. Война была провозглашена правомерным средством разрешения меж­государственных споров, если конфликтующие государства не сумели урегулировать их мирными средствами. Этим объясня­ется то, что наиболее успешно кодификация международного права осуществлялась в области разработки международных договоров, касающихся законов и обычаев войны. Так, на Га­агской конференции 1906-1907 гг. было принято 13 между­народных договоров в этой области;

по содержанию:

Сущность современного международного права выражается в его общедемократичности, универсальности, антидискрими-национности. Международное право является общим правом. Оно не имеет национальной окраски, не входит в качестве отрасли в правовую систему какого-либо государства. Его нор-мы. обязательны для любого государства, независимо от поли­тической или экономической системы либо географической принадлежности. Международное право является общим ко­дексом поведения государств на международной арене, выра­жает интересы всего мирового сообщества.

Любое государство, независимо от ко­личества населения, степени развития, размера территории
обладает равными правами и обязанностями в международ­
ных правоотношениях;

- в пространственной сфере - объектом регулирования меж­
дународного права является космическое пространство, меж­дународное воздушное пространство, дно мировых океанов и
морей, с находящимися в них ресурсами.

И так,

Международное право:

- антидискриминационное право, не признающее ни внутреннюю, ни внешнюю дискриминацию. Зап­рещается умаление прав человека по мотивам национально­сти, языка, пола, религии, принадлежности к социальной группе. Геноцид — политика государства, направленная на уничтоже­ние нации, народности, этнической группы, апартеид - узако­ненное государством разделение и ограничение прав населения по расовому признаку - квалифицируются международным пра­вом как преступление против человечества.

- В Уставе ООН демократическое содержание международно­го права проявляется в закреплении таких общечеловеческих ценностей, как: достоинство и ценность человеческой личнос­ти, равноправие мужчин и женщин, равенство больших и ма­лых наций, неприменение силы и угрозы силой против терри­ториальной целостности и политической независимости любо­го государства.

4. Функции современного международного права.

В международно-правовых документах отсутствует понятие функций международного права и их классификация. В докт­рине международного права наиболее часто используется термин «функционировние», определяемый как процесс реализа­ции функций, либо термин «функция» отождествляется с «за­дачей» или «целью».

Имеющиеся определения функций меж­дународного права базируются на понятии функции, вырабо­танном общей теорией права, согласно которой функция — это направление правового воздействия, выражающее роль пра­ва в организации (упорядочении) общественных отношений.

Применительно к международному праву профессор Г.И. Тункин дал следующее определение функций в 7-томном курсе международного права: «Направление или характер воз­действия, которое международное право оказывает в процессе взаимодействия с другими явлениями».

Профессор И.И. Лукашук в своем авторском учебнике конкретизирует понятие функций как воздействие международного права на социальную среду, определяемое его общественным назначением, обусловив это тем, что характер социальных функций выражает природу права.

Отсюда, классификация функций, приводимых в теории междуна­родного права, разнообразная.

- Так, профессор Г.И. Тункин в качестве общей основной функции международного права на­зывал обеспечение функционирования межгосударственной си­стемы в параметрах, определяемых международным правом.Реализация основной функции осуществляется с помощью ста­билизирующей и созидательной функций международного пра­ва. Выделяется также программная функция международного права.

- Профессор И.И. Лукашук главными функциями считает: социальную, направленную на обеспечение существующих меж­дународных отношений, и юридическую, состоящую в право­вом регулировании межгосударственных отношений. Кроме того, в качестве самостоятельных функций называются функ­ция противодействия появлению новых отношений, противо­речащих целям и принципам международного права, информа­ционно-воспитательная, функция интернационализации, направ­ленная на расширение и углубление взаимосвязи между госу­дарствами.

- Профессор Ю.М. Колосов выделяет четыре функции: коор­динирующую, регулирующую, обеспечительную, охранитель­ную х. Очевидно, что при всем терминологическом разнообра­зии указанных функций содержательно они совпадают. Пред­ставляется, что более полно отражает сущностные характерис­тики функций международного права их классификация на регулирующую, обеспечительную, охранительную, программную, информационно-образовательную.

Мы можем сегодня назвать функцией международного права, которые признаны мировым сообществом:

А) регу­лирующая функция:

Основной функцией международного права является регу­лирующая функция, обеспечивающая функционирование всей системы международных отношений.

Указанная функция реа­лизуется преимущественно путем заключения международных договоров двустороннего и многостороннего характера во всех сферах сотрудничества государств, международных межправи­тельственных организаций и иных акторов международных отношений, устанавливающих права и обязанности участни­ков таких соглашений.

Причем содержание правил поведения на международной арене вырабатывается в процессе взаимо­действия внешней политики государств, отражающей их на­циональные интересы, и международного права.

Влияние внешней политики государства проявляется в по­зиции государства при разработке текста договора и признании обязательности договорных либо обычных норм. Влияние меж­дународного права выражается в том, что реализация внешне­политических задач любым государством может осуществляться лишь в рамках принципов и норм международного права, ис­ключающих диктат и насилие со стороны государства либо группы государств, признающих лишь дипломатические мето­ды (переговоры, консультации) пригодными для достижения взаимоприемлемого баланса интересов при разрешении между­народных проблем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: