Гипотеза как форма мысли. Разновидности гипотез. Индукция, дедукция и аналогия как методы построения гипотез. Эвристическая роль гипотез

Познание любого явления действительности начинается с собирания и накопления отдельных фактов, относящихся к изучаемому явлению. Совокупности фактов, которыми располагают вначале исследований, всегда недостаточно, чтобы полностью и сразу объяснить рассматриваемое явление: что оно собой представляет, каковы причины его возникновения, законы развития и функционирования и т. п. Поэтому научное познание просто невозможно без использования такой логической формы как гипотеза. Не ожидая пока накопятся факты для окончательных и достоверных выводов, ученый вначале генерирует предположительное объяснение исследуемого объекта, а затем это предположение развивает и доказывает.

По сравнению с другими формами мышления специфика гипотезы заключается в том, как в ней отражается изучаемая область мира, а именно: предположительно, недостоверно, вероятно.

Гипотеза – этот термин образован на основе древнегреческого слова upoJesiV (hypothesis – основание, предположение, сложносоставное слово от hypó – под, внизу и thésis – положение) и в буквальном смысле обозначает то, что лежит в основе. И. Кант полагал, что гипотеза – это не мечта, а мнение о действительном положении вещей, выработанное под строгим надзором разума.

Гипотезой называют логически возможное высказывание о существовании, происхождении, структуре, свойствах, взаимосвязях, причинах изучаемых объектов. Например, «атомы» Левкиппа и Демокрита были введены в натурфилософскую космологию древних греков в качестве гипотезы, равно как и «перводвигатель» Аристотеля. Однако следует помнить, что гипотеза не обладает достаточной обоснованностью, чтобы считаться практически достоверной. Вместе с тем, любая гипотеза более или менее обоснована, так как должна быть согласована с имеющимся теоретическим и эмпирическим знанием. Особенность гипотетического высказывания состоит в том, что она носит предположительный характер, т. е. не является ни истинным, ни ложным высказыванием.

Логическая структура гипотезы:

§ вопрос – высказывание, истинность которого не установлена или в котором не определены в каком-либо отношении его элементы – логический субъект и предикат; служит отправным пунктом выдвижения гипотезы;

§ базис гипотезы – исходное теоретическое и эмпирическое знание;

§ процедуры анализа, систематизации и обобщения базиса – исходного знания;

§ процедура формулировки самой гипотезы на основе определенного научного языка;

§ вывод следствий из предположительного высказывания;

§ процедуры анализа и сопоставления следствий предположительного высказывания с соответствующей областью реальности;

§ процедура квалификации истинностного значения предположительного высказывания (истина или ложь).

Самая простая классификация гипотез основана на количественном признаке (в этом случае аналогична количественной классификации высказываний):

1) единичные – предположение относительно единичного объекта (Солнце – это сравнительно молодая звезда);

2) частные – предположение о свойствах, причинах, взаимосвязях некоторого подмножества изучаемого класса объектов (Некоторые бактерии являются причиной заболеваний);

3) общие – предположение относительно всего множества исследуемых объектов (основная гипотеза древнегреческих атомистов «Все состоит из атомов»).

Другая классификация гипотез основана на содержательном признаке:

1) гипотезы существования – предположения о существовании объектов, их свойств и отношений (Вероятно, черные дыры существуют);

2) номологические гипотезы – предположение о законе или закономерности данной предметной области (например, предположение Декарта о том, что количество движения в мире постоянно);

3) каузальные гипотезы – предположения о причинах явлений и событий (этот гипотез можно рассматривать как разновидность номологических).

По характеру функционирования:

1) основная гипотеза – предположительное высказывание в обычном смысле (смотри определение гипотезы вообще);

2) рабочая гипотеза – временное предположение, с довольно низким уровнем обоснованности (как правило, маловероятное), которое позволяет проводить исследование в определенном направлении;

3) ad hoc гипотезы – предположения для данного случая, объясняющие крайне ограниченный круг фактов, явлений и ничего не предсказывающих, т. е. их эвристическая сила равна 0).

Научная гипотеза должна удовлетворять ряду требований.

Во-первых, она должна в принципе проверяемой, т. е. следствия, выведенные из неё путём логической дедукции, должны поддаваться опытной проверке и удовлетворять результатам экспериментов и наблюдений. Отсюда вытекает особенность научного исследования: придавать гипотезе точную логическую, в том числе математическую, формулировку, обеспечивающую включение гипотезы в качестве высказывания в дедуктивную систему с последующим сравнением результатов дедукции с данными наблюдений и экспериментов.

Во-вторых, гипотеза должна обладать достаточной общностью, т. е. объяснять не только те явления, из рассмотрения которых она возникла, но и все другие явления, взаимосвязанные с первыми.

В-третьих, гипотеза должна обладать предсказательной силой, т. е. должна служить основание для логического вывода заключений о неизвестных ещё явлениях.

В-четвертых, гипотеза не должна быть логически противоречивой, так как из противоречивого высказывания можно вывести любые следствия, в том числе и проверяемые, равно как и их отрицания. Внутренне противоречивая гипотеза заведомо лишена познавательной ценности.

Следует обратить внимание, что именно первые два требования отличают основные (или собственно научные) гипотезы от рабочих, которые функционально направлены только на «условное объяснение» данного явления и, соответственно не претендуют на отображение «действительного положения вещей».

Некоторые учёные утверждали, что науки строятся исключительно благодаря собиранию фактов, что истинный учёный должен ограничиться только регистрацией фактов, т. е. простым описанием событий, процессов, явлений. Однако, для того чтобы собирать факты и материалы, для того чтобы поставить эксперимент, исследователь должен руководиться определенной мыслью, определенным планом. Для того чтобы иметь план, необходимо построить гипотезу.

Гипотеза играет существенную роль в развитии науки, служит начальным этапом формирования почти каждой научной теории. Другими словами, гипотеза есть необходимая логическая форма развития научного знания, так как стимулирует и направляет этот процесс. Все значительные открытия в науке возникли не в готовом виде, а прошли длительный и сложный путь развития, начиная с первоначальных гипотетических положений, выступающих в качестве руководящей идеи исследования и развивающихся на этой фактической основе до научной теории.

Гипотеза – это догадка, предположение. И когда ученые ищут какую-то новую, пока еще неизвестную но, возможно, существующую закономерность, высказывают, как правило, несколько предположений – конкурирующих гипотез, каждая из которых представляет собой возможный ответ на один и тот же научный вопрос (космогонические гипотезы, гипотезы происхождения жизни, Вселенной и т. д.). Это предположения могут оказаться полностью или частично верными или же – ложными. По мере развития научного исследования некоторые из этих гипотез будут отброшены как ложные, так как перестанут удовлетворять всем требованиям. Среди оставшихся в научном обращении гипотез предпочтительными являются те, которые (а) содержат меньшее число недоказанных предпосылок, (б) содержат более простые объяснения, (в) дают возможность сделать большее число предсказаний относительно новых явлений, их свойств и отношений. То есть, такие гипотезы обладают большей эвристической мощью (силой). В логическом ракурсе эти гипотезы содержат больше информации, а значит, из них можно вывести большее число следствий, что позволяет провести более детальную и многообразную их проверку.

Согласно Р. Фейнману, поиск новых закономерностей ведется следующим образом. «Прежде всего, о нем догадываются. Затем вычисляют следствия этой догадки и выясняют, что повлечет за собой это закон, если окажется, что он справедлив. Затем результаты расчетов сравниваются с тем, что наблюдается в природе, с результатами экспериментов или с нашим опытом и выясняют, так это или не так. Если расчеты расходятся с экспериментальными данными, то гипотеза неправильна. В этом простом утверждении – самое зерно науки...» (Фейнман Р. Характер физических законов. – М., 1987. С. 142).

Итак. Гипотеза есть интуитивное научное предположение, без которого немыслимо развертывание научного исследования: она представляет собой способ открытия нового, метод развития науки. Например, именно переработка множества гипотез феномена явления a-распада и позволила установить существование новой частицы – нейтрино.


Тема 8. Аргументация и обоснование в научных исследованиях. (2 ч.)

1. Аргументация как логическая процедура обоснования. Структура аргументации. Роль аргументации в научном обосновании.

2. Сущность доказательства и его виды. Опровержение и его виды. Специфика подтверждения и критики как видов аргументации.

3. Правила обоснования и возможные ошибки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: