Функции социально ориентированного государства 4 страница

Следует иметь в виду, что несмотря на обилие точек зрения, проблема определения права так и не получила окончательного разрешения. Особенно неясным остается вопрос о будущем права, перспективах и тенденциях его развития.

В истории правовой мысли понятие права проходит долгий путь от идеала, эталона справедливости, правды через огосударствление, санкционирование норм, до этикотизации, эстетизации его принципов, понимания его как «математики» свободы, меры гуманизма, справедливости и равенства, равной правоспособности по отношению к неравным людям. В Древней Индии, Китае, Египте видели в праве волю богов. В Древней Греции источником права вместе с божественной волей называли разум человека. Аристотель рассматривал право как критерий справедливости.

Римский юрист Яволен подчеркивал сложность темы: «Всякое определение опасно, ибо мало случаев, когда оно не может быть опрокинуто». Римский юрист Павел говорил: «Слово «право» употребляется в нескольких смыслах: во-первых, «право» означает то, что всегда является справедливым и добрым, – каково естественное право». В другом смысле, «право» – это то, что полезно всем или многим в каком-либо государстве – каково цивильное право». Ульпиан полагал, что слово «право» идет от правды, справедливости, добра и равенства. «Жить честно, не чинить вреда другому, каждому предоставлять то, что ему принадлежит» (Ульпиан).

Средневековые мыслители (А. Августин, Ф. Аквинский) развивали божественную сущность права. Вечный Закон, как всеобщая основа права, установлен Богом.

Новое время – это «всплеск» естественно-правовых концепций.

Огромный вклад в изучение сущности права внес Г. Гегель.
В «Философии права» он изучал идеальное, духовное начало, лежащее в основе права. Право у Гегеля – это, прежде всего, свобода, ограниченная законом. Он тесно связывает право и нравственность.

Большое внимание изучению права уделял марксизм. В марксистском праве – подчеркнут его классово-волевой характер, социально-экономическая обусловленность.

Сейчас идет поиск нового правопонимания, наполнения права гуманистическим содержанием.

Именно в праве общеобязательные правила поведения приобретают государственно-властный, волевой характер, проявляющийся из всех социальных норм в наиболее концентрированном, формализованном виде, выступая в качестве главной, социально дисциплинирующей нормативной системы на массовом уровне. Причем ее содержание зависит напрямую от уровня демократии, парламентаризма, политической и правовой активности граждан, состояния правовой культуры. «Пока нет развитого гражданского общества, нет и развитой концепции права», – считает О.Э. Лейст.

Классическое определение права мы находим у древнеримских юристов. По мнению Ульпиана, Цельса, Павла, этимология слова «право» идет от правды, правосудия, справедливости, добра, равенства, дозволенного поведения. Корень «прав» содержится в словах «правда», «правый», «правильный», «справедливый». По-латыни – jus – право, права, привилегия, власть, суд; juro – клясться, присягать; justa – справедливо, законно; justiae (f) – справедливость, правосудие; justa – должное, принадлежащее по праву; justus – справедливый, честный, законный, правильный, настоящий. По-английски – right – право, справедливость, правильность, справедливое требование; human rights – права человека, rights – истинное положение вещей, порядок; to be right – быть правым. По-немецки – das Recht – юридическое правило и право данного лица (право на труд, образование), правильный, справедливый. По-польски – Prawo – совокупность правил, правовых норм, регулирующих отношения между людьми данного общества.., а также полномочие, права, принадлежащие физическому или юридическому лицу, справедливое притязание, привилегия. По-болгарски, сербскохорватски – право – юриспруденция, возможность, основание, причина. По-нидерландски – recht – это и правовые правила, нормы установленные властями, в которых указывается, что можно и нельзя делать, вынесение судебного решения, законное или нравственное правомочие, то, о чем договорено и применение предписаний закона. По-датски – ret – это правота, суд, правосудие; по-шведски – ratt – суд, закон.

Понятие «право» используется как:

- совокупность формально определенных, установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения, норм, наряду с политическими, моральными, религиозными и т.д.;

- совокупность объективных, реально существующих нормативных правовых актов, законных и подзаконных (объективное право);

- мера возможного поведения субъектов, индивидуализация объективного права (субъективное право);

- система государственно-правовых институтов и учреждений, осуществляющая властные функции (суд, прокуратура, милиция, исправительно-трудовые учреждения и т.д.);

- основание, мера притязания, причина поступать определенным образом (право отца, матери, моральное право и т.д.);

- мера свободы, справедливости, равенства, гуманизма, компромисса интересов.

В основе нравственной концепции права лежат духовные, нравственные факторы.

В нее входят естественно-правовая, психологическая, историческая, теологическая школы. Истоки естественно-правовой школы мы находим в Древней Греции, давшей миру философию права, и Древнем Риме, создавшем разработанную систему частного права. Право рассматривалось, как нечто естественное – традиционный (догосударственный) порядок жизни. Это важнейший признак западной правовой культуры, где естественные права лежат в основе концепции правового государства. Источник его – божественный разум, законы природы, природа самого человека. Идея идет от Аристотеля, Цицерона, Ф. Аквинского...

Бурное развитие теория получила в Новое время. Это право на жизнь, свободу, равенство, неприкосновенность, определение своей судьбы, частную собственность и другие неотъемлемые права человека. Под флагом этой доктрины совершались буржуазные революции. В ней отмечалось, что законы являются несправедливыми, если они не соответствуют таким нравственным ценностям, как справедливость, свобода, равенство.

Положительные моменты теории:

- идея естественных, неотчуждаемых прав человека;

- критика позитивного права с точки зрения естественного;

- признание приоритета естественного права над государственным (позитивным);

- отличие права и закона (неправового закона).

Отрицательные стороны:

- неконкретность понятий справедливости, свободы, добра, достойного уровня жизни у разных классов, слоев в разные эпохи;

- этот идеал, фантазию, трудно, формализовать в нормах позитивного права.

По мнению Г. Кельзона, одного из творцов нормативистской теории, естественное право – это словесная фикция, а неотчуждаемые права – химера воображения и «чепуха на ходулях».

Современное понимание естественного права включает в перечень естественных прав человека не только права, отражающие его личную свободу, независимость от государственной власти, но и социально-экономические права, политические свободы. Современная естественно-правовая концепция смыкается с теориями социального государства и плюралистической демократии. Само естественное право больше не рассматривается как совокупность незыблемых идей, претендующих на вечную справедливость. Появилась теория «естественного права с изменяющимся содержанием», где особое место занимают нравственные и другие ценности конкретного общества. Данный подход стал именоваться «возрожденным естественным правом» и «нравственной школой права».

Как считают сторонники нормативистской концепции права, право – это совокупность норм, выраженных в законах и других нормативных правовых актах, созданных государством. Данная теория возникает как результат критики естественно-правовых учений, оторванных, по их мнению, от жизни. Нормативистская теория выразила надежды «среднего класса» на стабильность, устойчивый правопорядок. Корнями она уходит в философию позитивизма О. Конта,
Г. Спенсера, Дж.С. Милля, которые, пытаясь создать позитивную (положительную) философию, изгоняли из нее идейную, содержательную сторону. Идеологами нормативизма были И. Бентам, Д. Остин,
Г. Кельзон. Основная идея – освободить право от морали, религии, психологии, политики, духовной основы и «очистить» его.
Г. Кельзон пишет на этот счет книгу с символическим названием: «Чистая теория права». Право – это принудительные нормы, созданные государством, логически непротиворечивая и беспробельная система. Юрист-практик руководствуется исключительно «буквой» закона, исходя из юридических фактов и норм, где на один вопрос уже логически заложен только один юридически верный ответ. Здесь действует юридически бездушная, неподкупная и беспощадная «машина», суровый, но справедливый закон.

В основе теории лежит принцип: «Пусть правят законы, а не люди». Норма – священна, она основа всего. На вершине пирамиды находится основная норма, – непосредственно связанная с конституцией. Далее следуют «общие нормы», установленные в законодательном порядке, затем нормы подзаконных актов, а нижнюю ступень составляют так называемые индивидуальные нормы, создаваемые судебными и административными органами при решении конкретных юридических дел.

Теория имеет свои сильные и слабые стороны.

Сильные:

- выделено определяющее свойство права – его нормативность;

- четкая фиксация основных признаков нормы, прав и обязанностей;

- конкретность и понятность для индивида;

- возможность для практического применения.

Слабые:

- абсолютизация решающей роли государства в правотворчестве;

- отказ от духовной наполненности права;

- не учитывается ее реализация.

Особое место занимает социологическая теория. Она зародилась в середине XIX в. Ее родоначальниками были Р. Иеринг, Е. Эрлих,
Р. Паунд, Л. Дюги, Г. Канторович, С.А. Муромцев. Сторонники данного направления предприняли попытку понять социальную природу права, выявить влияние социальных факторов на нормативную систему, изучить право в реальной жизни.

Право – это правоотношения, динамичный правопорядок, реальная правовая действительность. Нормы закона, правосознание не отрицаются, но и не признаются правом. Это признаки права. А само право – это порядок в общественных отношениях, в действиях людей. Выявить суть такого порядка, разрешить спор в конкретной ситуации призваны судебные и административные органы. Социологическая теория основывается на эмпирических исследованиях. «Право следует искать не в норме или психике, а в реальной жизни». Это «живое право».

Источник права – реальная жизнь. Поэтому нужно изучать правоохранительную практику, обычаи, правопонимание судей. Настоящее право выступает отражением сложившегося социального порядка в обществе, оно содержится в практической жизни. Право в действительности – это не столько система официальных норм, сколько фактический уклад жизни общества. Если официальные законы расходятся с жизнью, то действовать нужно по свободному усмотрению. Большое значение придается интуиции, чувствам, предположениям, обосновывается свобода судейского усмотрения при вынесении решений. «Живое» право формулируют, прежде всего, судьи и государственные чиновники, вынося определенные решения и «наполняя» законы правом. Однако способы разрешения дел всегда различны, особенно в условиях состязательного процесса.

«Плюсы» теории:

- общество и право рассматриваются как целостные, взаимосвязанные явления;

- ориентирует на реализацию права, возвышает роль судебной и административной систем;

- изучает не только нормы права, установленные государством, но и всю совокупность сложившихся в обществе правовых отношений.

«Минусы»:

- отрицает нормативность и нравственно-гуманистические начала в праве;

- может привести к произволу и субъективизму;

- отрицает нормативную юридическую основу принимаемых решений;

- переносит центр тяжести правотворчества на судебные и административные органы.

Кризис законности, правовой нигилизм, рассогласование права с жизнью ведут к поиску оптимального права. Они должны включать в себя:

- самостоятельную ценность права;

- верховенство закона для всех лиц и государства в том числе, недопустимость его нарушения, чем бы оно ни мотивировалось;

- реализацию на практике прав и свобод человека и гражданина;

- наполнение права духовным содержанием.

Нормативизм сегодня на практике – это ведущее учение в большинстве стран мира, претендующее на объективность и справедливость. Однако, данное учение не спасло право от произвола и субъективизма, от «телефонного права», «блата», коррупции, необъективности.

Важной проблемой является проблема соотношения права и закона. Юснатурализм[12] разводит эти два понятия, легизм[13] – отождествляет их. Право и закон диалектически взаимосвязаны:

1) право составляет «фундамент», содержание, а закон, его форму, концентрированное выражение;

2) право более широкое понятие, включает не только законы, но и кодексы, декреты, постановления, решения и т.д., а также правовые идеи, принципы, отношения, правовое сознание и т.д.;

3) право – объективно, т.к. формируется в недрах общества, обеспечивая интересы и потребности людей в регулировании и охране, закон – субъективен, как результат правотворчества парламента или народа на референдуме. Государство – творец, источник законов, но не права;

4) право – первично, закон – вторичен, но они обладают и относительной самостоятельностью;

5) право – это совокупность государственных норм, закон – нормативный правовой акт.

Серьезной проблемой является проблема правового закона. Правовой закон – это закон в концентрированном виде, выражающий регулятивную и охранительную сущность права, отвечающий общественному прогрессу и интересам большинства населения.

«Закон есть выражение не общей воли, которой не существует, не воли государства, которой также нет, а воли нескольких голосующих человек. Во Франции закон и есть воля 350 депутатов и 200 сенаторов, образующих обычное большинство в палате депутатов и в сенате. Вот факт. Вне этого имеются лишь фикции и пустые формулы. Мы не желаем их», – писал в начале ХХ в. Л. Дюги[14].

Попытки претворения в жизнь цивилитарной концепции права в России через «чубайсовскую приватизацию» лишь завершили «великую криминальную революцию» и эпоху «первоначального» накопления капитала. В цивилитарной концепции права B.C. Нерсесянц попытался соединить принцип формального равенства с обладанием одинаковым для всех минимумом государственной собственности путем ее десоциализации. Однако на практике это не привело к желаемому результату.

Право должно быть воплощением разума, добра, интересов, свободы, равенства, нормативности, формально определенной точности в отношении прав и обязанностей. Это невозможно без интегрирования в праве всего ценного, присущего нравственности, религии, обычаям, традициям и всего лучшего, накопленного предыдущей историей права.

Главным является сейчас вопрос практического, содержательного наполнения права. «Буква» закона имеет «душу». Этой «душой» является его социальность, гуманистическая направленность, справедливость, свобода, естественные права человека. Этими наполнителями могут быть христианские ценности, философия гуманизма, ненасилия, антропокосмизм, учение о ноосфере. Вся проблема заключается в том, как вдохнуть их в право, перевести из сферы теории в сферу практики. Здесь необходима прочная материальная, социальная, политическая и духовная база, сформированная на основе рыночной экономики, гражданского общества, правового государства, возрожденных национальных ценностей. Философии права тут принадлежит важная роль.

Согласно интегративной концепции, право – это система государственно-определенных правил поведения, выражающих волю политических сил (или народа), стоящих у власти и выступающая нормативным оформлением существующих в обществе меры свободы, гуманизма и справедливости.

Согласно закону Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (от 10.01.2000 г., с изменениями и дополнениями от 02.07.2009 г.) право – это система общеобязательных правил поведения, устанавливаемых (санкционируемых) и обеспечиваемых государством в целях регулирования общественных отношений.

Этимология слова «право» идет от правды, правосудия, справедливости, добра, равенства, дозволенного поведения. Корень «прав» содержится в словах «правда», «правый», «правильный», «справедливый».

В основе нравственной концепции права лежат духовные, нравственные факторы. Право рассматривалось как нечто естественное – традиционный (догосударственный) порядок жизни. Это право на жизнь, свободу, равенство, неприкосновенность, определение своей судьбы, частную собственность и другие неотъемлемые права человека.

Нормативистская теория считает правом совокупность норм, созданных государством.

Согласно социологической концепции право – это правоотношения, динамичный правопорядок, реальная правовая действительность.

Правовой закон – это закон в концентрированном виде, выражающий регулятивную и охранительную сущность права, отвечающий общественному прогрессу и интересам большинства населения.

Право – это система государственно-определенных правил поведения, выражающих волю политических сил (или народа), стоящих у власти, и выступающая нормативным оформлением существующих в обществе меры свободы, гуманизма и справедливости.

Право – это система общеобязательных правил поведения, устанавливаемых (санкционируемых) и обеспечиваемых государством в целях регулирования общественных отношений.


Т Е М А 6. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАВА:
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

1. Характеристика первобытного общества.

2. Мононормы. Регулятивная роль мифов, обрядов, ритуалов.

3. Причины происхождения права.

4. Анализ различных теорий происхождения права.

Первобытный строй, который длился сотни тысяч лет, предшествовал этапу государственности и права человечества. Около 2–1,5 млн лет назад человек жил в условиях первобытного стада. Миллионы лет эволюции, совершенствование орудий труда, форм общежития, семейно-брачных отношений привели к формированию родовой общины. Родовая община объединяла группу родственников, имеющих общее происхождение, общую хозяйственную деятельность, общие места проживания и погребения. Все это скреплялось совместными ритуалами.

Экономическая основа первобытного общества – коллективная (первообщинная) собственность. Характерная черта – коллективизм, т.к. в условиях низкого уровня развития производительных сил человек в одиночку выжить не смог бы. Коллективным было производство (охота, рыболовство, собирательство), управление (первобытная демократия) и уравнительное распределение продуктов потребления.

Существующее разделение труда было обусловлено природными и половозрастными признаками. Так как отсутствовал избыточный прибавочный продукт, то отсутствовало накопление богатства в руках одной группы населения, не было неравенства и эксплуатации. Вся жизнь была направлена на сохранение целостности коллектива, рода. Человек являлся «групповым» существом, средняя продолжительность жизни укладывалась в рамках 20–21 года.

Характерной чертой первобытного общества являлся синкретизм (слитность, нерасчлененность) человека и общества, индивида и рода, материального и идеального, естественного и сверхъестественного[15].

Если вначале речь идет о природной неосознанной коллективности, то затем она превращается в коллективность, основанную на социальном опыте, традиции, мифе, знании[16]. Роды объединяются в племена, возникают племенные союзы. Власть была не политической, а потестарной (общественной). Отсутствовал особый аппарат власти занимающийся только управлением.

Социальные нормы первобытного общества были направлены на регулирование присваивающей экономики, сохранение и продолжение рода, освещение сложившихся в течение длительного времени традиций, правил внутреннего общежития и т.д. В нормах закреплялась тотемная система.[17] Нормы регулировали отношения первобытнообщинной собственности, власти, распределения, семьи и брака.

Способами регулирования были запреты, дозволения и позитивное обязывание.

Запреты существовали в виде табу на убийство, поедание (каннибализм) соплеменника, членовредительство, воровство, применения оружия на стоянках, инцест (кровосмесительство) и т.д.

Дозволения разрешали определенное время охоты, рыболовства, сбора плодов растений, вступления в брак и т.д.

Позитивное обязывание предусматривало необходимое поведение во время войны, охоты, изготовления орудий труда, строительства жилищ, распределения пищи и т.д.

Формами выражения социальных норм являлись мифы, обычаи, обряды, ритуалы. Формы и способы были традиционными, консервативными, обращались к «священному» опыту предков, сохранялись веками. Это дало основание И. Канту заявить, что «мертвые управляют живыми». Так как общество основывалось на традициях, то оно называлось традиционным.

Санкциями были: общественное порицание, телесное наказание, телесное повреждение, изгнание из общины (остракизм), предание смерти.

По мнению У. Макконел – этнографа, собирательницы австралийских мифов, главная функция мифа – набор «хороших и дурных» примеров. Человек в мифах воспринимался как часть природы. Отсюда характерная черта этого общества – антропоморфизм, что означало очеловечивание, одухотворение природы, наделение ее физическими и духовными качествами человека.

Проблема архаичной норматики дискуссионна. Одни авторы говорят об обычаях (предправе), морали, другие утверждают, что первобытное общество регулировалось мононормами (А.И. Першиц).

Мононормы – это единые, слитные, нерасчлененные нормы морали, предправа, религии, обычаев, традиций, регулирующие жизнь первобытного общества.

Признаки мононорм:

1) выражали коллективные интересы рода и племени;

2) регулировались обычаями;

3) не были закреплены в письменной форме;

4) обеспечивались в основном силой привычки, подражания (имитации);

5) ведущий способ регулирования – запрет (табу);

6) неразделенность прав и обязанностей;

7) единство материального и идеального, реального и религиозного, рационального и иррационального.

Мононормы первобытного общества регулировали присваивающую экономику и потестарную форму власти. Они отличались конкретностью, предметностью и казуистичностью. Мононормы были направлены на выживание человека в тяжелых природных условиях, сохранение целого, но сковывали индивидуальную инициативу членов рода, выступали в виде строгих, непререкаемых правил. Они обеспечивали биологическое существование «группового» человека.

Развитие производительных сил, совершенствование орудий труда, появление прибавочного продукта, частной собственности, классов с противоположными интересами, государства, а, следовательно, и новых задач потребовали новой системы социального регулирования в виде права, которое диалектически неразрывно связано с государством.

Среди основных причин возникновения права можно выделить следующие:

- материальные (избыточный продукт, частная собственность, экономическая свобода, рынок);

- гуманитарные (распад целого на части, выделение личности, появление многообразных личных интересов, требующих согласия и регулирования);

- политические (появление классов, государства, политической власти, партий, что потребовало позитивного, публичного, обязательного регулирования и охраны);

- социальные (переход рода, племени к семье, поселению, городу, государству).

Появление права – это 2-й революционный скачок (после возникновения социальной нормы) в регулятивной системе, который был исторически неизбежным, закономерным и прогрессивным. Поэтому право – это не только тюрьмы, полиция, суды, наказание, но и в большей степени прогресс, культура, цивилизация, консенсус.

Возникновение права сыграло революционную роль в социальном регулировании благодаря определению меры должного, обязательного поведения, возникновения нормы, как общего правила, меры, системы оценки. Право выступило в качестве мощного, стабилизирующего гуманизирующего фактора, уравновешивающего отношения между людьми, ставящего их в определенные цивилизованные рамки. Только право способно сдержать человеческую агрессию, контролировать ее, направить в позитивное русло. Иначе в условиях совершенствования орудий труда, техники, это могло бы привести к серьезным катаклизмам и даже гибели общества.

Имеется своя специфика возникновения права в древневосточных и западных обществах.

При восточном пути образования права, основным способом закрепления (формализации) правовых норм становятся сборники религиозно-нравственных поучений (законы царя Хаммурапи, законы Ману, законы XII таблиц и др.). В них правовые нормы, носившие, как правило, казуальный характер, дополнялись в случае необходимости древними обычаями и конкретными распоряжениями монарха и высших чиновников. Этиконцентризм[18] дополнялся императивностью.

При западном пути – для защиты прав собственников, привилегий господствующего класса постепенно формируется законодательство, обладающее институциональностью, формализованностью, обязательностью, процедурностью, регулирующее, прежде всего, властные, имущественные и личные неимущественные отношения. Право выступает как основа организации власти, установления и закрепления ее структуры.

Восхождение права к его цивилизованным формам было долгим, трудным, порой противоречивым процессом.

Этапы становления права:

- право сильного («кулачное» право) выполняло грубо упорядывающие, стабилизирующие функции, было основано, прежде всего, на табу;

- правовой обычай – санкционирование государственными органами, должностными лицами обычаев, повторяющихся, ставших привычкой правил поведения;

- прецедентное право – решение конкретного дела родовым собранием, старейшиной, судом, государственным органом, главой государства, что приобретало в повторяющихся ситуациях значение образца, нормы;

- договорное право – это результат договора между взаимодействующими субъектами, вырабатывающее общее правило поведения;

- статутное (позитивное) государственное право в виде определенного законодательства.

О появлении права можно судить по его основным признакам, таким, как нормативность (нормы), обязательность (основана на принудительной роли государства), формализованность (четкая фиксация в письменных источниках), процедурность (осуществление по процедуре, форме, порядку), неперсонифицированность (распространение на всех субъектов) и т.д.

Проблема происхождения права является дискуссионной. По этому вопросу существуют различные концепции:

- теологическая (религиозная) теория происхождения права (А. Августин, Ф. Аквинский) утверждает, что так как вся власть от Бога, то и право тоже идет от Бога. В основе любой системы права лежат Божьи заповеди, так у христиан – это заповеди Моисея: не убий, не укради, не прелюбодействуй, почитай отца своего и мать свою и т.д. «Моисей взошел к Господу, и Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода стала сладкой. Так Бог дал народу устав и закон, и там испытывал его». У мусульман – это заповеди пророка Мухаммеда;

- естественно-правовая (договорная) теория (Т. Гобб, Дж. Локк,
Ш. Монтескье, А.Н. Радищев) утверждает, что происхождение права имеет естественный, природный, натуральный характер. Право возникает «до» и независимо от государства, оно естественно, органично присуще человеку от рождения, природы, Бога. Задача государства гарантировать эти права: на жизнь, свободу, равенство, собственность, определение своей судьбы и т.д. Это вечные, неизменные, неотъемлемые права человека. Именно это право воплощает в себе разум и справедливость, оно основано на договоре между людьми и органом власти;

- диалектико-материалистическая, марксистская теория (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин) выделяет в качестве основных причин возникновения права социально-экономические и политические факторы. Право выступает как воля экономически господствующего класса, которую он с помощью государственной машины навязывает обществу. Благодаря государству и праву экономически господствующий класс становится политически и юридически господствующим классом. Это удовлетворение потребности общества в регулировании, охране господствующих общественных отношений, средство компромисса, согласования разноплановых интересов. Пока есть классы
(с противоположными интересами) и государство, существует и право. Право основано преимущественно на насилии. Марксисты полагали, что с «засыпанием» государства, «засыпает» и право;

- психологическая теория (Л.И. Петражицкий, Г. Тард) видит истоки возникновения права в человеческой психике: потребности в руководстве, подчинении, чувстве власти, господства, преемственности, желаниях и верованиях, волевых импульсах и т.д.[19] В основе права, по мнению Л.И. Петражицкого, лежат императивно-атрибутивные переживания индивида о долге, обязанностях и о правах. Это переживания интуитивного, абсолютного права, которое в отличие от положительного (государственного) у каждого индивида – свое. Задача законодателя – проанализировать, обобщить и отразить эти переживания в нормативных правовых актах;

- теория примирения (Г. Берман, Э. Аннерс) объясняет происхождением права необходимостью упорядочения, организации отношений между людьми внутри первобытного общества. В этом заинтересованы все члены общества. С помощью народного собрания, совета старейшин заключаются договоры о примирении, которые с течением времени, в силу повторения ситуаций, перерастают в юридические нормы, правила (право примирения). Данная концепция затем переросла в теорию солидарности Л. Дюги.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: